Первому игроку приготовиться. Нам всем, видимо, тоже
Некоторые статьи даже настоятельно рекомендуют основательно пройтись по списку дабы лучше понять происходящее на экране: освежить в памяти фильмы разной степени культовости, поиграть в олдскульные видеоигры, послушать музыку 80-х и прочее. Возможно во всем этом есть какой-то смысл, если вы — уже гик или очень хотите им прослыть.
Но обычного человека такими списками можно только отпугнуть от фильма, который на самом деле можно и нужно смотреть не с точки зрения удач или неудач соответствия чему-то, а хотя бы потому что показанные реальности (как обычная, так и виртуальная), могут стать причиной призадуматься о том, куда мы движемся все. Вот вообще все — не только фрики и гики.
Спилберг взял за основу дебютный роман Эрнеста Кляйна, который вышел в 2011 году. Кляйн — сам фанат поп-культуры и всевозможных киносаг, судя по отзывам тех, кто эту книгу читал, отсылкам к тем или иным гиковским артефактам в ней посвящено немало текста, что в свою очередь, если призадуматься, не дало автору размахнуться на другой оси координат - во времени. Перед нами всего лишь 2044 год — это все очень близко, это совсем скоро. Наши дети будут сталкиваться с кризисом среднего возраста в эти годы, а мы —как раз соображать как жить без пенсии и сохранить остатки здоровья (и то, если начнем думать об этом самом здоровье уже сейчас).
Если призадуматься, что именно так уж изменилось и рвануло за последние лет 20? Да практически ничего, за исключением компьютеров, гаджетов, средств связи и коммуникации. Терминалы и электронные услуги, смартфоны, программируемая бытовая техника и прочие элементы новой реальности — все это появляется и совершенствуется буквально на наших глазах. А прививки от кариеса, например, или технологии очистки воды в реках — нет как нет. Да что там: дорогу нормально положить каждый год — маета и проблема.
Создается впечатление, что если и существуют прогрессивные технологии улучшения качества окружающего мира, то по количеству и темпам внедрения они явно проигрывают развитию технологий улучшения мира виртуального. Там все ярче, все затейливее, все интереснее и красивее с каждым днем.
С первых же кадров нового творения Спилберга ощущаешь, что к сожалению, фильм-то может стать документальным. Не райские кущи, а гетто будущего перед нами: убогие трейлеры, в которых живут люди, теперь лепят друг на друга, закрепляя на вертикальных металлических балках, являют собой эдакие многоэтажки - уродливые небоскребы. Целые районы таких конструкций, внешне напоминающие самые нищие поселения стран третьего мира, теперь — на территории страны по нынешним меркам процветающей.
В нескольких квадратных метрах каждого вагончика мы видим фигурки людей в шлемах виртуальной реальности. Чьи-то движения имитируют борьбу, чьи-то — танец около шеста, а кто-то встав на ржавую наклонную жестяную балку явно думает, что серфит по волнам бескрайнего океана. Все эти люди — в игре.
Игра OASIS — огромная вселенная виртуальной реальности. Что-то в ней знакомо и каждому из нас безо всяких списков: геометрические пространства Майнкрафт, мрачные территории, населенные воинственными монстрами DOOM, неоновые танц-клубы со светящимися плитками под ногами и так далее. Только теперь не отвлеченные герои существуют в этих вселенных — каждый из игроков выбирает себе обличие, способности, оружие и средства передвижения. В Оазисе мало кто выглядит, как обычный человек, никому это больше неинтересно.
Да, везунчикам в игре заработанные виртуальные монеты можно использовать для апгрейда, причем осязаемого: ты можешь заказать более совершенный тактильный костюм, шлем, перчатки. Покупать какие-то вещи для нахождения в реальности уже практически не нужно. Можно не следить за внешним видом и каким-либо порядком вокруг - в реальности ты проводишь ничтожное количество времени.
Парень по имени Уэйд Уоттс (Тай Шеридан) — один из жителей трущоб. Он очень увлечен игрой, причем ему мало просто проводить время в ней, у него — некоего рода амбиции. Уэйд поставил перед собой цель найти в пространстве ОАЗИСа спрятанные покойным создателем игры Джеймсом Холлидеем (Марк Райлэнс) так называемые «пасхалки» — ключи, обнаружив которые игрок станет наследником компании эксцентричного гения и новым хозяином пространства ОАЗИСа. Эрнест Кляйн признавался, что эта линия сюжета почерпнута им у Роальда Даля с его Вилли Вонкой и золотым билетом.
Уэйд тщательно изучает биографию Холлидея и его пристрастия (замешанные как раз на поп-культуре 1980-х) и надеется, что эти знания помогут в поисках ключей. В один прекрасный день анализ этих фактов срабатывает: Уэйд находит первый ключ.
Но не только Уэйд и десятки игроков-одиночек или участников кланов ищут ключи, этим же занята целая корпорация -, занимающаяся виртуальной реальностью. Ее цель - уничтожить конкурента, получив наследство Холлидея. Соответственно, Уэйд становится соперником, которого необходимо устранить. Самые изощренные ходы в обеих реальностях придумывает с этой целью корпоративный босс Нолан (Бен Мендельсон).
Зато у этой компании хорошо получилось наладить кое-что другое: долговые тюрьмы. Проигрывающиеся в виртуальном пространстве люди фактически оказываются узниками четырех стен стеклянных боксов, отрабатывая долги в виртуальном пространстве на самых черных работах, что тем не менее часто приводит к самым настоящим болезням, переутомляемости, истощенности и смертям.
Фильм «Первому игроку приготовится» возможно и правда задумывался, как пир гиков ( которым и правда есть чем поживиться), однако остатки с этого стола — пища для размышлений всем нам.
Ваши дети или дети ваших знакомых вам не намекали еще, что когда вырастут — будут зарабатывать, играя в видеоигры? А то, что стыдно не знать каких-то авторитетных стримеров и важно наблюдать за прохождениями уровней каких-то игроков не рассказывали? Да, кстати, совсем не помешает сходить на фильм со школьниками, может хотя бы до кого-то дойдет, что важно не просто держать в голове кучу информации, а уметь мыслить логически и анализировать ее, чтобы начать побеждать.
А то, что в принципе можно жить в трущобах при условии наличия какого-то отвлекающего элемента — телевизора, гаджета, это разве не реальность? На днях власти решили выдавать жителям Волоколамска, страдающим от невыносимой вони свалок, противогазы — чем не горькие аналоги шлемов виртуальной реальности? В принципе, в противогазе можно ходить где угодно.
Очень это дорого и хлопотно — менять мир вокруг в лучшую сторону. А высокие технологии развиваются быстро и неизбежно начнут дешеветь — вполне возможно, что «противогазы от реальности» в конце концов выдадут очень многим, тем, кто беден — точно.
Что самое печальное — виртуальная реальность Оазиса не такая уж совершенная, ибо анимацию «Первого игрока» сложно назвать выдающейся, но вполне возможно, что в том своя сермяжная правда — народ схавает. Все поинтереснее настоящей реальности, в которую возвращаться не захочется даже если у тебя появится красивая девушка и парочка настоящих друзей (как бы создатели фильма не старались склонить зрителя именно к этому выводу).
Возврат в реальность осуществляется словно бы в добровольно-принудительном порядке. Стивен Спилберг нас предупредил. Вооружимся ли мы этим знанием — покажет время.
Источник фото: https://www.kinopoisk.ru/