Мутирующий тюльпан. Отзыв на фильм « Тюльпанная лихорадка»
![Мутирующий тюльпан. Отзыв на фильм « Тюльпанная лихорадка»](https://penza-online.ru/upload/iblock/01d/14.jpg)
![Татьяна Мажарова](https://penza-online.ru/cache/images/7/a/1/8/c/7a18cd7f7de75555a5ce715e4be1504e78b4d0d8.jpg)
![12.jpg 12.jpg](/upload/medialibrary/61b/12.jpg)
Увидев в сети несколько кадров из фильма Джейсона Чедвика «Тюльпанная лихорадка» и актерский состав, решила для себя, что идти надо непременно, ибо увлечена темой . Меня, если честно, даже сюжет не интересовал — так не терпелось увидеть картинку.
Сейчас о сюжете все же стоит упомянуть, потому что надеясь получить от «Тюльпанной лихорадки» жанровый эффект старой доброй костюмной псевдоисторической мелодрамы, можно слегка просчитаться, ибо авторы сценария к середине повествования словно бы потеряли чувство меры и впали в кураж примитивного плутовского романа. И ладно — одна из авторов сценария является также автором литературной основы фильма (Дебора Моггак), но ведь с ней в ответственных за происходящее, в соавторах указан Том Стоппард — вот уж не ожидаешь от такого человека, что он допустит на экране уловки в лучших традициях мексиканского мыла.
Сначала, впрочем, все идет отлично. Ведется повествование от лица Марии — служанки в доме богатого нидерландского купца Корнелиса Сандворта (Кристоф Вальц). Она рассказывает о судьбе своей прекрасной молодой хозяйки — Софии (Алисия Викандер), которую Корнелис взял в жены из сиротского приюта, оставив монастырю при этом хорошие деньги. Три года супруги живут вместе, все у них чинно-гладко, разумно, без страстей — просто каноническая голландская зажиточная семья, только наследник никак не появится, видно, не способна София к деторождению.
Человек практический, Корнелис уже советуется с друзьями о возможном разводе, все же предпринимательская жилка в нем сильна: то, что не приносит доход, надо прекращать. Но не стоит спешить осуждать его, далее по сюжету окажется, что рассуждает он так скорее по инерции.
![13.jpg 13.jpg](/upload/medialibrary/d94/13.jpg)
На самом деле Корнелис похоже даже не подозревает, насколько любит свою жену и вопреки собственной натуре готов бесконечно отсрочивать уплату долга. Однажды он решает заказать свой с супругой парадный портрет и нанимает молодого художника Яна (Дэйн деХаан), чье появление в доме приносит смятение: трезвый протестанский дух Софии улетучивается, не выдержав напористой чувственности одаренного и симпатичного парня.
Параллельно разворачиваются события и в более простой паре (Мария — Уильям, торговец рыбой). Уильям, накопив небольшую сумму денег, решает попробовать свои силы в тюльпанном бизнесе — самом авантюрном и доходном в Голландии того времени.
Дальше сюжет рассказывать не стоит: и потому что для кого-то важно удержать интригу, и потому что, положив руку на сердце, еще и немного странно, что подобные повороты сюжета до сих пор вплетаются авторами в сюжет, да еще и с таким размахом все это снимается.
Сами герои, их одежда, столовые приборы, вазы, в которые ставят цветы, корзины, в которых носят рыбу и вообще интерьеры, городские виды — все визуально буквально сошло с полотен Рембрандта, Хальса, Вермеера и других старых мастеров. И сперва очень радуешься экранной объемности этих предметов, тому, как живут эти пространства, шуршат ткани и опадают лепестки с тюльпанов. А потом вдруг понимаешь, что где-то тебя обманули, перед тобой не подлинник, а подделка. Ведь чем шедевры голландской живописи пленяют ценителей скозь века?
За всеми портретами, жанровыми сценами и даже тщательно выписанными натюрмортами, на которых у только что очищенного лимона на корочке выступает сок, а каждая виноградина местами тускла, местами бликует, стоит какое-то содержание, атмосфера.
А тут как-то и деловитая, сметливая Голландия (ведь создатели фильма все-таки хотели, хотели ее показать — тот же Корнелис очень хорош, и вообще сцены разумной организации самых разных процессов — от вступления в право собственности до аренды корзины для торговли — это все очень точно и здорово показано) вдруг обращается какой-то поддельной Венецией с ее карнавалами, любовниками и рогоносцами, от сюжета веет каким-то странным гибридом «Декамерона» и «Анны Карениной». И ко всему прочему все это оборачивается каким-то патриархальном морализаторством, которого от современного западного фильма вообще не ожидаешь.
![14.jpg 14.jpg](/upload/medialibrary/73e/14.jpg)
Совершенно предсказуемо на ум приходит другая костюмная мелодрама о Голландии примерно того же времени «Девушка с жемчужной сережкой», но сравнения явно будет не в пользу « Тюльпанной лихорадки», которой в отличие от « Девушки...» в погоне за эмоциональными встрясками не удалось сохранить некую магию разгадывания смыслов, художественность и желание поразмышлять. Источник фото: http://www.moviestillsdb.com/movies/tulip-fever-i491203/ECIx9P