Мутирующий тюльпан. Отзыв на фильм « Тюльпанная лихорадка»
Татьяна Мажарова
Татьяна Мажарова
Возможно кто-то удивится, но в кинопрокате все еще попадаются фильмы не про обладателей суперсилы, а отдельных зрителей (вроде меня) все еще можно заманить в кинозал, например, посулив экранное воплощение Голландии 17 века со всеми кружевными воротниками, чепцами, фруктами в вазах, тавернами, купцами и торговцами рыбой.

12.jpg

Увидев в сети несколько кадров из фильма Джейсона Чедвика «Тюльпанная лихорадка» и актерский состав, решила для себя, что идти надо непременно, ибо увлечена темой . Меня, если честно, даже сюжет не интересовал — так не терпелось увидеть картинку.

Сейчас о сюжете все же стоит упомянуть, потому что надеясь получить от «Тюльпанной лихорадки» жанровый эффект старой доброй костюмной псевдоисторической мелодрамы, можно слегка просчитаться, ибо авторы сценария к середине повествования словно бы потеряли чувство меры и впали в кураж примитивного плутовского романа. И ладно — одна из авторов сценария является также автором литературной основы фильма (Дебора Моггак), но ведь с ней в ответственных за происходящее, в соавторах указан Том Стоппард — вот уж не ожидаешь от такого человека, что он допустит на экране уловки в лучших традициях мексиканского мыла.

Сначала, впрочем, все идет отлично. Ведется повествование от лица Марии — служанки в доме богатого нидерландского купца Корнелиса Сандворта (Кристоф Вальц). Она рассказывает о судьбе своей прекрасной молодой хозяйки — Софии (Алисия Викандер), которую Корнелис взял в жены из сиротского приюта, оставив монастырю при этом хорошие деньги. Три года супруги живут вместе, все у них чинно-гладко, разумно, без страстей — просто каноническая голландская зажиточная семья, только наследник никак не появится, видно, не способна София к деторождению.

Человек практический, Корнелис уже советуется с друзьями о возможном разводе, все же предпринимательская жилка в нем сильна: то, что не приносит доход, надо прекращать. Но не стоит спешить осуждать его, далее по сюжету окажется, что рассуждает он так скорее по инерции. 

13.jpg

На самом деле Корнелис похоже даже не подозревает, насколько любит свою жену и вопреки собственной натуре готов бесконечно отсрочивать уплату долга. Однажды он решает заказать свой с супругой парадный портрет и нанимает молодого художника Яна (Дэйн деХаан), чье появление в доме приносит смятение: трезвый протестанский дух Софии улетучивается, не выдержав напористой чувственности одаренного и симпатичного парня.

Параллельно разворачиваются события и в более простой паре (Мария — Уильям, торговец рыбой). Уильям, накопив небольшую сумму денег, решает попробовать свои силы в тюльпанном бизнесе — самом авантюрном и доходном в Голландии того времени.

Дальше сюжет рассказывать не стоит: и потому что для кого-то важно удержать интригу, и потому что, положив руку на сердце, еще и немного странно, что подобные повороты сюжета до сих пор вплетаются авторами в сюжет, да еще и с таким размахом все это снимается.

Сами герои, их одежда, столовые приборы, вазы, в которые ставят цветы, корзины, в которых носят рыбу и вообще интерьеры, городские виды — все визуально буквально сошло с полотен Рембрандта, Хальса, Вермеера и других старых мастеров. И сперва очень радуешься экранной объемности этих предметов, тому, как живут эти пространства, шуршат ткани и опадают лепестки с тюльпанов. А потом вдруг понимаешь, что где-то тебя обманули, перед тобой не подлинник, а подделка. Ведь чем шедевры голландской живописи пленяют ценителей скозь века?
За всеми портретами, жанровыми сценами и даже тщательно выписанными натюрмортами, на которых у только что очищенного лимона на корочке выступает сок, а каждая виноградина местами тускла, местами бликует, стоит какое-то содержание, атмосфера.

А тут как-то и деловитая, сметливая Голландия (ведь создатели фильма все-таки хотели, хотели ее показать — тот же Корнелис очень хорош, и вообще сцены разумной организации самых разных процессов — от вступления в право собственности до аренды корзины для торговли — это все очень точно и здорово показано) вдруг обращается какой-то поддельной Венецией с ее карнавалами, любовниками и рогоносцами, от сюжета веет каким-то странным гибридом «Декамерона» и «Анны Карениной». И ко всему прочему все это оборачивается каким-то патриархальном морализаторством, которого от современного западного фильма вообще не ожидаешь.

14.jpg

Совершенно предсказуемо на ум приходит другая костюмная мелодрама о Голландии примерно того же времени «Девушка с жемчужной сережкой», но сравнения явно будет не в пользу « Тюльпанной лихорадки», которой в отличие от « Девушки...» в погоне за эмоциональными встрясками не удалось сохранить некую магию разгадывания смыслов, художественность и желание поразмышлять.
Источник фото: http://www.moviestillsdb.com/movies/tulip-fever-i491203/ECIx9P

Похожие статьи