«Фантастические твари и где они обитают»
Татьяна Мажарова
Татьяна Мажарова
Автор «поттерианы» Джоан Роулинг написала книгу «Фантастические твари и где они обитают» в 2001 году по предложению благотворительной организации «Comic Relief». Книга является учебником по дисциплине «Уход за магическими существами» для юных героев-волшебников и еще одной весточкой из придуманного мира для фанатов серии по всему миру. Сюжета в книге нет, даже в волшебном мире учебник имеет весьма казенное содержание — весьма небольшие справочные статьи о каждом из необычных животных.

2507161132280.jpg

Причем написаны они так, что даже особого волшебства и не замечаешь, достаточно быстро привыкаешь к протокольному описанию габаритов, повадок, мест обитания и воспринимаешь всех этих драконов, гиппогрифов и домашних эльфов как мышей-полевок или кенгуру. Даже начинаешь верить, что они и правда обитают там, где пишет магозоолог Ньют Саламандер: приедешь вот в Грецию, а там — трехголовая собака, в Британии непременно встретишь нюхлера, в России — демона Погребина, а на Украине — Украинского железнобрюхого дракона, и впечатления они на тебя произведут не более, чем обычные голуби.

Несмотря на то, что фильм с одноименным названием позиционируется, как экранизация, с книгой он имеет очень мало общего, — и это большой плюс. Роулинг в роли сценариста постаралась на славу: научный подход был заменен не просто на научно-популярный, а на волшебно-увлекательный с полным погружением зрителя в дивный фантастический мир. В основу сюжета фильма положено путешествие молодого Ньюта Саламандера (Эдди Рэдмейн) в Соединенные штаты, где ему предстояла ответственная для любого ученого-зоолога миссия: выпустить Американского дракона в естественную среду обитания. Да, дракона он прихватил с собой.

И не только дракона: все волшебные создания, которых Саламандер отыскивал в разных частях света, изучал их повадки и особенности путешествовали с ним... в чемодане. Из-за цепочки случайностей Саламандер сталкивается с обычным заводским рабочим Якобом Ковальски (Дэн Фогглер), а некоторые обитатели чемодана вырываются на волю и разбегаются по улицам Нью-Йорка. Американское волшебное начальство из «Магического Конгресса Управления по Северной Америке» идет по следам Ньюта, считая, что одна из его сбежавших тварей виновата в смерти обычного человека, в то время как члены радикальной антимагической организации «Новый Салем» сеют панику и ненависть к волшебникам среди обычных жителей Нью-Йорка, хотя в недрах самой этой организации творится такое, что невольно вспоминается формулировка «пчелы против меда».

К тому же параллельно всем эти событиям американские волшебники в перманентном режиме ищут опасного темного мага Грин-де-Вальда. Неразбериха, взаимопроникновение магического и человеческого миров сердит чародеев, и справиться Ньюту в данной ситуации помогают новый знакомый не-маг Ковальски, не слишком удачливая в карьере волшебница Тина (Кэтрин Уотерстон)и ее сестра Куинни (Элисон Судол). Предыдущим абзацем, на самом деле, я хотела выделить главное и дать понять, что совершенно необязательно быть истовым фанатом и знатоком всех книг о Гарри Поттере, чтобы смотреть этот фильм. Конечно, связующие нити есть, не в последнюю очередь это связано с тем, что режиссером фильма стал Дэвид Йейтс, снявший финальные три части поттерианы, он и его команда прекрасно справляется с эстетикой миров Роулинг.

Но в целом « Фантастические твари...» — это новый срез героев, событий и мыслей, никоим образом не являющийся халтурой. И самое главное: этот фильм нельзя назвать исключительно детским, он абсолютно семейный, причем не только в плане просмотра, но и в плане диалога. Все тонкости разбирательств взрослых волшебников несколько тяжеловаты для детского восприятия, непременно потребуются некие пояснения, отдельные образы и метафоры фильма вполне могут растащить на контекстные картинки практикующие психологи, да и сам по себе гладящий шелка утюг и самоприготавливающиеся в превосходный штрудель ингридиенты восхитят именно взрослых, да, не все гаджеты еще придуманы. А детям (в отсутствие детских персонажей) очень дружелюбно показан мир взрослых, это очень ценно, ведь уже очень давно взрослый мир стал агрессивным, пугающим, истеричным и не только на экране.

Удивительные зверюги же порадуют буквально всех. В связи с книгой жалеешь только об одном, что не всему ассортименту посчастливилось обрести киноплоть, но, возможно, все впереди , ведь кинокомпания WB обещает, что это еще не конец. Помимо традиционных мыслей о дружбе и следовании призванию, фильм самим своим существованием ставит и новые вопросы, которые только на первый взгляд связаны исключительно с бизнесом. Выжать все из удачного произведения, продукта, счастливого случая, яркого образа, ценного качества характера — так ли уж это плохо? Мир сейчас такой быстрый, что второго шанса может и не быть, а негатива хватает, почему бы не культивировать то, что хорошо получается, что нравится людям.что приносит им радость?

Главное — не превратить все в пародию, в фарс, в жалкое подобие, не навредить. Пустяковая, в общем, книжка сослужила хорошую службу благотворительности — свыше 80% стоимости каждой проданной книги пошло бедствующим детям во всём мире, что при суммарной выручке от продажи « Фантастических тварей... и похожей по смыслу «Квиддич с древности до наших дней» в 15,7 млн. фунтов (и книги все еще продаются) — очень неплохой результат. Как распорядятся доходами создатели фильма — сказать сложно, но то, что зритель проведет время в компании хорошей сказочной истории — в наше время это тоже дорогого стоит.

Источник фото: http://kino.otzyv.ru/

Похожие статьи