Свидание с авторской песней. Владимир Высоцкий
Борис Шигин
Борис Шигин

Сорок лет назад, 25 июля 1980 года, от нас ушёл Владимир Высоцкий. А можно сказать и по-другому: остался с нами уже навсегда! Конечно же, на этой неделе я расскажу об альбоме, который был посвящён его песням.

Песни нашего века. В. Высоцкий

 Именно так написано на обложке восьмого альбома проекта «Песни нашего века» — В. Высоцкий. Он вышел в 2008 году, в год 70-летия великого барда. В нём 16 песен.

Первая песня будто напоминает нам о том, какова была жизнь поэта. Всю свою жизнь он как бы шёл по канату. Это очень точный образ. А написана эта песня была в 1972 году.

Думаю, что есть смысл напомнить: термин «авторская песня» придумал Владимир Семёнович Высоцкий. Именно он предложил называть так песню, которую придумал, то есть, написал стихи и музыку, и спел один и тот же человек. Это важно. Ну, а вторая песня альбома называется «Прощание с горами». В народе — «В суету городов и в потоки машин возвращаемся мы, просто некуда деться…». Написана она была для фильма Станислава Говорухина «Вертикаль» и чуть позже появилась на гибкой пластинке журнала «Кругозор». Его называли ещё «журналом с дыркой в голове», потому что на обложке обычно был портрет героя какого-нибудь очерка и дырка, для того, чтобы журнал с пластинкой можно было ставить на диск проигрывателя. Можно сказать, что это ранний Высоцкий. Песня была написана в 1966 году.

Третья песня проекта — «Большой Каретный». Обычно говорят «на Большом Каретном». Это адрес, место встречи друзей: Владимира Высоцкого, Василия Шукшина, Андрея Тарковского… А песня, конечно же, стилизация. Высоцкий говорил, что на таких песнях он оттачивал стиль, учился делать язык песни ярким и точным. Строчки-формулы: «где твой чёрный пистолет?», «где тебя сегодня нет?». Конечно, они запоминаются с первого раза и на всю жизнь. Это и есть мастерство автора!

Следующая песня была написана Владимиром Высоцким для спектакля Московского театра сатиры «Последний парад» и начинается строчкой, которую знают все: «Вдох глубокий, руки шире…» Конечно, это песенка «Утренняя гимнастика».

Известно, что мы живём в мире стереотипов. Они касаются и людей. К сожалению, в первые годы творческой карьеры Высоцкого стереотип сложился не вполне, мягко говоря, положительный: пьяница, бабник, дебошир, прогульщик, который хриплым голосом под нестройную гитару что-то там поёт. Или ещё говорили «хрипит». Разрушается стереотип очень тяжело. Но песня, которую авторы проекта включили в альбом, разрушает и этот стереотип, и многие другие. Я говорю о песне «Здесь лапы у елей дрожат на весу». В ней Высоцкий нежный, любящий, трепетный, серьёзный, не хрипящий… Естественно, актёр Высоцкий, прежде всего, хорошо был известен театральной Москве. Поэтому довольно много песен было написано для спектаклей московских театров. Мы даже об этом не знали. Но у этой песни очень необычная судьба: написана она была в 1967 году для спектакля «Свой остров» театра «Современник», а пригодилась для другой постановки — «Там вдали» Московского литературно-драматического театра ВТО. Между этими событиями прошло 10 лет.

 Известный факт жизни Высоцкого: многие фронтовики, слушая песни поэта, были уверены, что автор их воевал. Даже спрашивали, где, на каких фронтах? Настолько песни Высоцкого о войне были правдивыми, точными, эмоциональными. Такие мог написать только очевидец или участник событий! Песня «Он не вернулся из боя» была написана для фильма «Сыновья уходят в бой» в 1966 году. А ещё она звучала в фильмах «Точка отсчёта» и «Мерседес уходит от погони». Как часто это бывало — какими-то кусками, фрагментами…

Ещё одна песня проекта — «Расстрел горного эха». Мне трудно сказать, почему авторы проекта «Песни нашего века» включили её в альбом. Это их право. Мне кажется, что в первую двадцатку должны были войти самые популярные песни барда. Но любой выбор — дело субъективное. Написана эта песня была в 1974 году для фильма «Единственная дорога» и в фильм не вошла. Впрочем, и фильма такого я, например, не помню. При этом люблю повторять: если мы изучаем историю авторской песни, то должны знать о ней как можно больше!

Восьмая песня проекта известна мне с самой юности. Именно с этой песней я учился играть ещё на семиструнной гитаре. Думаю, она звучала не только в нашем пензенском дворе на Кулибина. А запели её почти что дети, потому что это сказка. Сказочная история «Про дикого вепря». Написана она была 1964 году, а три года спустя, перекочевав с одной магнитофонной плёнки на другую, третью, четвёртую, пятую-десятую, из столицы добралась до провинции. Вот с этой песенкой я и учился указательным пальцем «бить восьмёрочку», брать «малую и большую звёздочку» — первые, нехитрые аккорды на семиструнной гитаре. Кстати, именно на семиструнке играл и сам Высоцкий. И когда все уже перешли на классическую шестиструнную, не изменил гитаре дворовой.

Ещё одна песня — своеобразный оселок для оттачивания стиля: «Тот, кто раньше с нею был». Да, похожая на блатную. А первая песенка «Татуировка» 1961 года разве нет? С этого всё и начиналось. Но автор обычный на этом уровне и застрял бы, а вот Высоцкий прошёл это просто как определённый этап становления. Конечно, это самое начало — 1962 год. Уже годом позже она звучала в спектакле «Микрорайон» Московского театра драмы и комедии.

У меня есть одна очень редкая книга – Энциклопедия мировой литературы. Она включает в себя лучшие произведения за 5 тысяч лет человеческой цивилизации. Так вот, в эту Энциклопедию включена песня Владимира Высоцкого «Охота на волков». Можно было бы ничего больше не добавлять. Но интересно, когда и как она была написана? В 1976 году для спектакля Театра на Таганке «Берегите ваши лица». Но прозвучала и ещё в одном спектакле: «Дом на набережной».

Владимир Высоцкий обладал даром перевоплощения и как актёр, и как автор песен. Он пел от лица солдата, и люди верили, что воевал. Пел от лица заключённого, и люди думали, что сидел. Следующая песня проекта называется «Я несла свою беду» и поётся от лица женщины. Редкий случай. Написана была для спектакля «Там, вдали» в 1970 году.

Абсолютная классика — «Песня о друге». Не ошибусь, если скажу, что её знают тысячи людей. А в СССР знали миллионы! И все знают, что как и ещё три песни, написана она была для фильма Станислава Говорухина «Вертикаль» в 1966 году. И каждый из нас не раз в жизни напевал: «Если друг оказался вдруг. И не друг, и не враг, а так. Если сразу не разберёшь, плох он или хорош…»

Нет нужды напоминать о весёлых, юмористических и сатирических песнях поэта. Две, всего две песни вошли в этот альбом. Представляю, как трудно было выбрать всего 16 песен из великого наследия Высоцкого. Тем не менее, авторы-составители выбрали именно эти песни. И первая – вот эта песня 1967 года «Пародия на плохой детектив».

А вторая весёлая песня — «Песенка о переселении душ». Она ярко демонстрирует то, что Высоцкий следил за научной жизнью, читал научно-популярную литературу, не проходил мимо современных научных гипотез. И, конечно же, отразил увлечение в 60-е годы теорией о переселении душ. В его песнях можно встретить и Бермудский треугольник, и созвездие Тау-Кита. Но сегодня

И ещё одна песня с первой гибкой пластинки из журнала с дыркой в голове «Кругозор». Я даже помню, что пластинки были не чёрного цвета, как обычно, а синего. Тонкие синие пластинки из мягкого пластика. Именно на такой пластинке и были четыре знаменитых песни Высоцкого из кинофильма «Вертикаль». Одна из них называется «Здесь вам не равнина».

А заканчивает альбом очень красивая и любимая народом песня «Купола»: «Купола в России кроют чистым золотом, чтобы чаще Господь замечал». Написал её Высоцкий  для фильма «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил», но в фильм песня не вошла. А посвятил её автор своему другу, выдающемуся художнику Михаилу Шемякину.

Похожие статьи