Свидание с авторской песней. В режиме интервью
Программа «Свидание с авторской песней» все двадцать с лишним лет своей жизни в эфире строилась по определённой схеме: автор и ведущий рассказывал об авторах и представлял их песни, говорил об истории песен, которые звучали в программе. Сначала их было семь, позже —10. То есть я всегда был один на один со своим слушателем.
Однако в каждом правиле, как известно, бывают исключения. Были они и у нас. Время от времени гостями нашей скромной студии становились барды, которые приезжали в Пензу с концертами. Когда я работал на ТВ, гости попадали в мои телевизионные программы, как правило, в передачу «С Борисом Шигиным на кухне, под гитару». А уже в 21 веке становились гостями радиопрограмм.
Об Олеге Митяеве и Галине Хомчик в своих рассказах я уже упоминал. Стоит вспомнить об интервью братьев Мищуков и визите Алексея Иващенко. Вадим и Валерий Мищуки приезжали в Пензу вместе с Галиной Хомчик. Бывалые «выступальщики», они так же свободно вели себя и во время нашего интервью: шутили, смеялись, слушали заготовленные мной и нашим звукорежиссёром Сергеем Бубновым песенки. Да, гитары оставались в чехлах, потому что небольшая студия не позволяла нам качественно с точки зрения звучания обеспечить пение под гитару. А тут ещё дуэт. Каждый, кто хоть что-то понимает в звуке и звукозаписи, меня поймёт.
Современный отрезок деятельности Мищуков всем хорошо известен. Но мне захотелось обратиться к истокам их творчества, ко времени, когда они играли… в «Домино». Это когда читаешь текст, понятно, что в ансамбле, а в разговоре слышится по-другому и воспринимается иначе, забавно: играли в домино. Как будто в настольную игру! В вокально-инструментальном ансамбле, ВИА «Домино» братья вместе с Сергеем Будановым играли довольно долго: с 1977-ого по 1989-ый год. Потом остались вдвоём, а позже стали ещё и участниками проекта «Песни нашего века».
Вот так о себе и брате рассказывал Валерий Мищук:
«Сколько я себя помню — мы всегда вместе пели и долго наши пути то сходились, то расходились. Я уже с 1966 года занимался авторской песней. Мы жили в Риге и знали тогда в авторской песне всего несколько имен. Вадим больше интересовался роком, ВИА. «Домино» было позже. Когда в 1976 году Вадим вернулся из армии, я уже со своими песнями пришел в клуб, потому что именно в 1976 году в Риге образовался клуб самодеятельной песни «Поющий вигвам». Я там побыл, а через полгода, когда Вадим вернулся из армии, затащил его в этот клуб, и уже в 1977 году мы начали работать втроем (с Сергеем Будановым), еще без названия как ансамбль. Потом к нам присоединились девушки — дуэт из Риги. После Грушинского фестиваля 1977 года, а нас он очень вдохновил, мы организовали ансамбль и назвали его «Домино». Дата рождения ансамбля — 7 ноября 1977 года. Ансамбль существовал вплоть до 1989 года — к тому времени мы опять остались втроём с Сергеем Будановым. Без девушек. Потом нас пригласили в Москву для того, чтобы заняться песней более плотно и профессионально. С тех пор мы с Вадимом вдвоём. Мы отказались от названия и стали просто Мищуками. Свои песни у нас были и раньше, но мы пели много чужого, и нас долго знали как исполнителей. Потихоньку свои песни стали вытеснять чужие, своего стало больше, это стало главным. Разделение труда такое: Вадим больше музыкант, а я больше поэт, но песни у нас всё равно совместные. Мы можем петь и у костра, и со сцены — на какую только публику мы не пели, но репертуар при этом менять не приходилось — мы делали только некоторые перестановки в программах. В 1995 году мы вдвоём были полтора месяца в США и дали там 24 концерта в 24 городах».
А ещё Мищуков очень любят за шуточные песни. Давайте вспомним одну из них, «Бутылочка с винтом». Она не раз звучала в моих программах.
А ещё Мищуки рассказывали мне о том, что авторская песня для них — не только способ исполнения поэтических произведений, что музыка столь же важна, самоценна, как и «добротная» поэтическая основа.
Дуэт постоянно экспериментирует в разных музыкальных направлениях, пытаясь наиболее полно использовать возможности традиционного для жанра музыкального инструмента — акустической гитары, а также включает оригинальные оркестровые аранжировки в свои студийные записи.
Известно, что сочинительство — вещь довольно опасная. Здесь очень легко, в угоду моде, скатиться на «конвеерное» производство шлягеров-однодневок или, отгородившись сознанием собственной значимости, «творить» для узкого круга избранных любителей авторской песни. Вадиму и Валерию повезло нащупать ту грань, когда песни, написанные для себя, становятся близкими и нужными людям совершенно незнакомым и разным. Ещё Булат Окуджава так говорил: «поэт всегда пишет о себе. Но если это становится интересно другим, тогда это уже искусство». Гениально!
Таким же лёгким и приятным получился разговор с Алексеем Иващенко, когда он приехал в Пензу, чтобы представить свой новый альбом «Самый лучший в мире я» (2012 год). На интервью ко мне Алексей пришёл с подарком — компакт-диском, на обложке которого написал: «Борису с наилучшими пожеланиями». Как вы знаете, до определённого времени Алексей Иващенко был «половинкой» творческого дуэта «Иваси». Первая часть аббревиатуры «ива» — Иващенко, вторая «васи» — Васильев. Георгий Васильев, о котором я подробно написал в главке, посвящённой проекту «Песни нашего века». Но вернёмся к интервью.
Алексей Игоревич Иващенко рассказал, что родился 12 мая 1958 года в Москве. Окончил английскую спецшколу, а в 1980 году — географический факультет Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, где и стал уже известен как автор-исполнитель. А в 1985 году ещё и Всесоюзный институт кинематографии, мастерскую Сергея Бондарчука и Ирины Скобцевой. После окончания ВГИКа был распределён в Театр-студию киноактёра, играл в спектакле «Дурочка», снимался в эпизодических ролях в кино. Позже работал в театре «Современная опера» Алексея Рыбникова.
Рассказывая в своих программах о жизненном пути автора, я всегда обращал внимание на то, когда мой герой начал писать песни. Алексей Иващенко начал это делать в 1974 году. Причём первые пишет на свои стихи, а также совместно с Георгием Васильевым. Так и появился знаменитый дуэт «Иваси». Авторами записаны диск-гигант, несколько компакт-дисков, издан сборник песен «Глафира и Ко». С начала 1990-х годов занимался телерекламой, озвучиванием в кино и на телевидении. Голосом Алексея Иващенко говорят артисты российских и зарубежных фильмов — Брюс Уиллис («Пятый элемент», дубляж для Первого канала), Хью Грант («Ноттинг Хилл», «Голубоглазый Микки», «Супруги Морган в бегах»), Дмитрий Харатьян (сериал «Графиня Монсоро») и другие. Его голос также известен детям по мультсериалам, в том числе — «Аладдин», где он озвучивал Джинна. В 1998-2004 годах совместно с Георгием Васильевым работал над проектом «Норд-Ост».
Песни Алексея Иващенко, сочинения «Иваси» много раз звучали в моих программах и неизменно вызывали восторг радиослушателей. И, конечно же, я не раз пересказывал всякие истории этих весёлых и талантливых людей. Но очень хочу, чтобы вы поняли: Алексей Иващенко — не только превосходный гитарист. Очень часто именно на это обращают внимание поклонники его таланта. Он прекрасный поэт и автор песен! Очень остроумный и ироничный! Вот стихи одной из них.
Просыпайся душа, поднимайся.
Хватит спать, словно сыч на столбе.
Поднимайся душа, принимайся
На кларнете играть и трубе.
И в пучины бесстрашно кидаться,
И la fame, как и прежде, srershe.
Ведь приходит пора пробуждаться
Даже очень уснувшей душе.
Потому что она, потому что она
Обормоту тебе не напрасно дана.
Ведь когда небеса гастробобили нас
Для тебя кто-то именно эту припас.
И назад её примут едва ли
До того, как наступит пора,
А попытки её потихоньку продать
Не доводят, увы, до добра.
Нас порою волною смывает
И швыряет туда и сюда.
И она не на месте бывает,
Даже в пятках дрожа иногда.
Но потом прибегает обратно,
Не давая тебе отступать.
Ты лишь вовремя и аккуратно
Подавай ей команду НЕ СПАТЬ!
Потому что она, потому что она
У тебя, обормота, всего лишь одна.
Это орган не парный и, как ни крути,
Адекватной замены ему не найти.
То не ветер бушует над бором,
То не с гор побежали ручьи.
Это снова и снова кларнет и труба
Подают позывные свои,
Подают позывные свои.
Конечно, интервью на телевидении имеют большое преимущество перед радийными. Что уж говорить о словах на бумаге, когда не видны глаза и улыбка собеседника, не слышен его голос, звук его гитары. Поэтому и даю вам совет: сразу после прочтения — в интернет! Обязательно найдите песни полюбившегося вам автора и послушайте их, даже посмотрите! Теперь всё это возможно. Пусть эти воспоминания станут началом вашего путешествия в прекрасный мир авторской песни. Ведь большая любовь всегда начинается с первого скромного свидания.