Свидание с авторской песней. Песни нашего века
Здравствуйте, друзья! Очень надеюсь на то, что каждый четверг вы читаете мои воспоминания – главы книги «Свидание с авторской песней». В июле я решил рассказать вам о проекте «Песни нашего века» и познакомить с его лучшими альбомами, которые посвящены классикам жанра: Виктору Берковскому, Юрию Кукину, Владимиру Высоцкому и Юрию Визбору. Тем более, что Кукин и Берковский родились в июле, а 25 июля — день памяти Высоцкого. Так что, в июле – только лучшие авторы и их песни! Но сегодня — о самом проекте.
«Песни нашего века»
Говоря о подготовке своих программ «Свидание с авторской песней» или рассказывая о каких-то авторах или произведениях, я довольно часто упоминаю проект «Песни нашего века». Думаю, что об этом проекте как о самом заметном явлении в мире авторской песни, надо рассказать особо. При этом не скрою, что буду опираться на воспоминания его руководителей и участников, потому что добрых слов в его адрес было сказано не мало!
Например, Виктор Берковский, говоря об истоках этого проекта, этой идеи, вспоминает год 1994, когда впервые юбилею ушедшего из жизни барда был посвящён большой, серьёзный концерт. Речь идёт о шестидесятилетии Юрия Визбора. Были подтянуты лучшие силы: Георгий Васильев и Алексей Иващенко, Олег Митяев и Константин Тарасов, Вадим и Валерий Мищуки, Сергей Никитин и Дмитрий Богданов, Галина Хомчик и Лидия Чебоксарова. Задача была простая: спеть несколько песен Юрия Визбор хором. На концерте зал подхватил знакомые слова любимых песен, и образовался хор… из двух тысяч голосов. И хор, и идея петь вместе любимые песни всем так понравилась, что на следующий год всё повторилось. Стало понятно, что и песни эти нужны, и петь их надо именно так, вместе. Тогда Георгий Васильев предложил сделать проект, который назвали «Песни нашего века».
Здесь я хочу обратить внимание на то, что идея пришла в голову не Берковскому и не Никитину, которые позже руководили проектом. А Георгию Васильеву. Думаю, о нём надо сказать особо, потому что человек это неординарный, уникальный человек.
Георгий Васильев родился 22 июня 1957 года. В биографической статье о нём отмечено, что он не только поэт, композитор, сценарист и бард, но и российский предприниматель. Мне кажется, именно это главное. Именно человек с такой жилкой мог увидеть неоспоримые перспективы и преимущества нового проекта. Мало кто знает, что среди проектов Васильева, например, сотовая сеть «Билайн», первая в России фьючерсная биржа, первый мюзикл ежедневного показа «Норд-Ост», анимационный бренд «Фиксики»…
Для тех, кто ещё не понял, какой это Васильев, скажу: половинка «Иваси». Тот самый, который вместе с Алексеем Иващенко сочинил множество превосходных песен. Страна узнала об этих талантливых авторах в 1986 году, когда на Первом фестивале авторской песни в Куйбышеве их песни «Вечный думатель» и «Музыкальный автомат» были удостоены Гран-при. Вот одна из этих песен.
D5+ G Edim
Побоями учить - что мёртвого лечить,
D7 D7/F# G
Но многие того не понимали.
G Edim
Учёные труды (туды их растуды)
D7 D7/F# G
Вколачивали розгами в зады.
H7 H7/D# Em Em/D
А в это время ученик покорный
A7 A7/C# D7 D7(V)
Лежал ничком и, охая притворно,
G H7 Em
Держал в кармане шиш и тихо мозговал
C G Am7 D7
Над тем, что педагог не задавал.
G E7/G# E7
Припев: Без шестерёнок и карданов,
Am E7/H Am/C
Без всяких видимых причин,
D7 D7/F#
И днём и ночью неустанно
G C Am7 Hm7 Bm7 Am7
Наш вечный думатель урчит.
D7 G E7/G#
Он то замрёт, то вдруг убыстрит
E7 E7/G# Am Am/C
Заветной мысли дерзкий бег,
D7 D7/F# G C
И никакому мотористу
Hm7 Bm7 Am7 D7 G
Его не выключить вовек.
Чужие мысли жечь - что палкой воду сечь,
Но многие того не признавали.
Громили в пух и прах и нагоняли страх,
Уничтожая книги на кострах.
А в это время скромный местный житель
Стоял в толпе и думал: "Жгите, жгите!
Ваш солдафонский нрав мы будем брать в расчёт,
А книжек понапишем вам ещё!"
Припев.
Под чью-нибудь дуду любую ерунду
Отплясывать приходится частенько.
Рукой голосовать, ногой маршировать
И головою гвозди забивать.
Но, слава Богу, думать мы свободны,
Когда угодно и о чём угодно.
И самый дикий вздор смешон нам до тех пор,
Пока урчит невидимый мотор.
Припев: Без шестеренок и карданов,
Без всяких видимых причин,
И днём и ночью неустанно
Наш вечный думатель урчит.
Он то замрёт, то вдруг убыстрит
Заветной мысли дерзкий бег,
D7 D7/F# G
И никакому мотористу,
E7/H E7/G# Am7
И никакому аферисту,
C Cm6 G C
И никакому террористу,
Hm7 Bm7 Am7 D7 G C
Его не выключить вовек.
Hm7 Bm7 Am7 D7 G Cm6 G
Его не выключить вовек.
В 1986 году была написана эта песенка. Перестройка! Надежды на новую жизнь! Вот и в песнях – новый поворот.
Думаю, теперь понятно, что проект был просто обречён на успех! Но всё по порядку. Надо было определиться с песнями: какие войдут в новый сборник? Провели народный опрос, чтобы определить самые популярные. Хочу обратить внимание на эту тонкость: не самые лучшие, а самые популярные, то есть, самые поющиеся, самые любимые. Деньги, естественно, нашёл Георгий Васильев, и проект пошёл в народ. Никто не ожидал такого успеха, он был колоссальным! Это лишний раз подчёркивает две вещи.
Первое: авторскую песню любят. Второе: власть, к сожалению, не поняла это своевременно. Кстати, и до сих пор авторская песня практически никогда не включается в официальные концерты. Почему? Ведь в её основе стихи настоящих поэтов! А лучшие образцы и в музыкальном смысле на высоте. Оставлю этот вопрос для чиновников от культуры и продолжу рассказ о проекте «Песни нашего века».
Очень интересное предположение о популярности проекта сделал Виктор Берковский. Ну что тут особенного: люди хором поют песни. Однако, Берковский предположил, что всё дело… в тембре этого хора. Ведь какие бывают хоры? Бывают «пионерские», где все поют высокими голосами. А Берковскому удалось сделать хор мужественных мужских голосов, где женские ( Хомчик и Чебоксаровой) служили лишь украшением. Именно для усиления мужественности Берковский позже пригласил Александра Мирзояна. Низко пели и Мищуки. Да и сам Виктор Семёнович басил будь здоров! Хотя главным критерием оставался всё-таки талант участника – так в хоре появилась, например, автор песен Елена Фролова.
Одна из самых красивых песен первого альбома – «Под музыку Вивальди» Сергея Никитина и Виктора Берковского. С ней связана удивительная история, о финале которой, когда авторы быстро бежали на почту, я упоминал в рассказе о Берковском. Расскажу подробнее.
Многие думают, что музыку для этой песни написал Берковский, а Никитин позже сделал аранжировку. Но это не так. Во-первых, идея положить стихи Александра Величанского на музыку изначально принадлежала Сергею Никитину. Во-вторых, Берковского даже не было в Москве в то время, потому что он как специалист работал в Индии. Именно туда, письмом и послал Никитин приглянувшиеся ему стихи. Стихотворение Берковскому тоже очень понравилось, показалось, что такие музыкальные стихи очень просто будет положить на музыку. Однако ничего сразу не получалось! Скажу больше, композиторы буквально бились над этой мелодией полтора года. Ни одна песня не далась им так тяжело! Легко стало лишь тогда, когда вернувшись в Москву, Берковский показал свои наработки Никитину, и тот значительно поработав над песней, довёл дело до конца. Вклад Никитина в песню был настолько серьёзным, что Виктор Берковский предложил считать авторство музыки общим. С этой песни и началось тесное сотрудничество этих замечательных композиторов.
А дальше было вот что: на одном из концертов песню услышал маэстро Поль Мориа, приехавший в Россию за поиском музыкального материала. Всё делалось официально. Но вот незадача: композиторов Никитина и Берковского в московском Союзе композиторов не оказалось. Не было в нашей стране таких композиторов! Официально не было. А песни замечательные и любимые были. В нашей стране так бывает. У истории этой был счастливый конец. Не смотря ни на что, маэстро Поль Мориа напрямую обратился к Никитину и Берковскому. С тех пор эту замечательную мелодию, которая рождалась в муках, знает весь мир!
Dm E
Под музыку Вивальди,
E7 Am
Вивальди, Вивальди.
Dm
Под музыку Вивальди,
G C
Под вьюгу за окном,
A Dm
Печалиться давайте,
G C
Давайте, давайте,
A# Am
Печалиться давайте,
E F
Об этом, и о том,
C G C
Об этом, и о том.
E Am
Вы слышите, как жалко,
E Am
Как жалко, как жалко,
G C
Вы слышите, как жалко,
G C
И безнадежно как
A Dm
Заплакали сеньоры,
G C
Их жёны и служанки,
A Dm
Собаки на лежанках,
F E
И дети на руках.
Dm E
И стало нам так ясно,
E7 Am
Так ясно, так ясно,
Dm
Что на дворе ненастно,
G C
Как на сердце у нас.
A Dm
Что жизнь была напрасна,
G C
Что жизнь была прекрасна,
A Dm
Что все мы будем счастливы,
A# E
Когда-нибудь, Бог даст.
Dm E
И только ты молчала,
E7 Am
Молчала, молчала.
Dm
И головой качала
G C
Любви печальной в такт.
A Dm
А после говорила:
G C
Поставьте всё сначала,
A Dm
Мы всё начнем сначала,
A# E
Любимый мой, и так.
Dm E
Под музыку Вивальди,
E7 Am
Вивальди, Вивальди.
Dm
Под музыку Вивальди,
G C
Под славный клавесин,
A Dm
Под скрипок переливы,
G C
Под завыванье вьюги,
A Dm
Условимся друг друга
Am E F
Любить, что было сил.
Делая свои программы, я всегда надеялся на то, что слушатель после передачи захочет взять в руки книгу, найти стихотворение, что-то узнать о поэте или композиторе. Ну что большинство из нас знает, например, об Антонио Вивальди? Может быть, только то, что он был автором цикла «Времена года»? И то большинство думает, что это название придумал Чайковский. А то, что Вивальди был скрипачом-виртуозом и создателем жанра сольного инструментального концерта? Наверное, изумитесь тому, что он написал более 40 опер, ораторий и кантат? Мне бы очень хотелось, чтобы вслед за этой книгой вы взяли в руки многие другие: о поэзии и поэтах, композиторах и музыке! Книги по истории и книги просветителей!
Но вернёмся к проекту «Песни нашего века». Можно смело сказать, что именно он в конце очень сложных 90-х годов вернул авторскую песню на пьедестал популярности, возбудил новый интерес к поэзии, песне под гитару. А это дорогого стоит. Высочайший уровень исполнения и строжайший отбор самых любимых песен сделали своё дело: авторская песня вернулась в концертные залы, стала чаще звучать на радио и телевидении. Лично я просто не представляю своих передач без песен этого проекта. И ведь первый альбом серии дал начало большой работе, которая длилась почти 15 лет. Вслед за первой пластинкой появилась вторая, третья.
Потом вышел диск «Постскриптум», а в последующие годы появились альбомы, посвящённые выдающимся авторам: Булату Окуджаве, Юрию Визбору, Владимиру Высоцкому, Виктору Берковскому, Александру Городницкому… Создатели проекта, мне кажется, очень точно воплотили в жизнь очень важную мысль Булата Окуджавы: попытались сделать главное – сохранить авторскую интонацию песни. Поверьте, это очень сложно, но очень важно сделать. Сам Виктор Семёнович Берковский обратил внимание вот на что: «В «Песнях нашего века» создаётся песенная драматургия глубоким проникновением в содержание стихов и аранжировкой исполнения».
Думаю, что несколько сценариев моих передач об этом проекте дадут вам наиболее полное представление и о нём, и о моих программах. Да и о лучших песнях ХХ века узнаете побольше! Назову эту часть книги, пожалуй, так, как назвал в своё время один из лучших знатоков и популяризатор жанра авторской песни Альфред Тальковский свою обзорную композицию, строчкой замечательного поэта Петра Вегина «Уходя, оставьте свет». Переворачивайте страницу.