Свидание с авторской песней. «Часовые любви»
Борис Шигин
Борис Шигин

Сколько раз замечал: гораздо легче писать о том, что было когда-то, чем о том, что было вчера. И все-таки, я напишу о Лидии Чебоксаровой и Евгении Быкове, потому что они «чемпионы»! Потому что именно они — те самые москвичи, которые три рекордных раза были участниками Пензенского фестиваля поэзии и авторской песни «Часовые любви».

Если не ошибаюсь, сызранские друзья когда-то дали мне телефон Лидии. Это она у них с Женей — директор, продюсер и организатор всех поездок. Это именно с ней я обсуждал условия визита, сроки, темы выступлений и величину гонорара. И всегда получал скорый и более чем четкий ответ на все вопросы. Объясняется это не только личными качествами и чертами характера Лидии, но и ее образованием.

Лидия Чебоксарова не только известная российская певица, но и продюсер, и театровед, автор работы «Продюсирование стационарного мюзикла в России, проблемы и перспективы». Именно эта работа была рекомендована к публикации Кафедрой менеджмента сценических искусств Российской Академией Театрального Искусства (РАТИ). Именно она — консультант театральных проектов и автор ряда статей об экономике театра. Об экономике!

Почему Лидия Чебоксарова и Евгений Быков? Дело в том, что в Пензе (так уж сложилось) исполнительское мастерство значительно уступает общепринятым стандартам, если можно так выразиться. То есть, у нас есть хорошие поэты и авторы песен, а вот исполнителей высокого уровня очень мало. Можно сказать, что в жанре авторской песни, нет. Именно поэтому я и решил пригласить пару, исполнительское мастерство которой выше всяких похвал. Авторскую песню и так часто ругают за «три аккорда» — то есть, за примитивную музыку, простенький аккомпанемент, нежелание сделать само выступление на сцене праздником. А зритель и слушатель требует праздника и простить простенькую игру на гитаре может только мэтрам: Окуджаве, Кукину, Высоцкому. Хотя Высоцкий как артист был всегда на высоте!

Борис Шигин с Лидией Чебоксаровой и Евгением Быковым в Пензе 

На самом деле, это очень серьезная проблема авторской песни — баланс между самой песней, ее поэзией, ее значением и ее музыкой, ее исполнением. Понятно, что говорим сейчас об основной массе исполнителей, а не о блистательном композиторе и гитаристе Сергее Никитине, скажем, или Евгении Быкове — гитаристе-виртуозе, аранжировщике, который как музыкант записал огромное количество альбомов.

Мне нужна была помощь, нужна была поддержка в понимании того, что авторская песня может звучать здорово. И я нашел союзников: Лидию Чебоксарову и Евгения Быкова, которые перепели (поет Лидия) всю классику жанра! Стоит ли говорить о том, что, прежде всего, я попросил спеть песню Булата Окуджавы, которая и дала название нашему фестивалю. Вот она.

G7                   C                E7            Am

Часовые любви   на Смоленской стоят,

G7                   C   H7                         E7

Часовые любви   у Никитских не спят,

                        A7                       Dm           E7

Часовые любви по Петровке идут неизменно.

          Am/E     E7           Am

Часовым полагается смена.

 

           Аm  Dm       Am

О, великая вечная армия,

              Am              G7          C

Где не властны слова и рубли,

                       Dm           Am/E           E7       Am

Где все рядовые - ведь маршалов нет у любви!

                  Am       Dm             Am

Пусть поход никогда ваш не кончится.

                              G7          C

Признаю только эти войска!..

                               Dm             Am/E        E7      G7

Сквозь зимы и вьюги к Москве подступает весна.

 

Часовые любви на Волхонке стоят.

Часовые любви на Неглинной не спят.

Часовые любви по Арбату идут неизменно.

Часовым полагается смена.

 

Последняя строчка стихотворения, песни Булата Окуджавы — самая для меня главная! Это основная цель фестиваля, который стал уже достаточно известным в песенной России и работает в Пензе девять лет: воспитать людей, которые так же, как и мы, были бы влюблены в поэзию и авторскую, поэтическую песню. Сохранить традиции! Найти и поддержать молодых талантливых авторов.

Но вернусь к рассказу о Лидии Чебоксаровой, которая профессионально занимается авторской песней с 1986-го года. Десять лет потребовалось ей для того, чтобы стать известной и успешной. Это нормально. В 1996-ом году она становится лауреатом знаменитого фестиваля им. Валерия Грушина в номинации «исполнитель». А в 1998-ом — Лауреатом третьего Всесоюзного фестиваля авторской песни в Киеве в составе ансамбля «Арбатская шпана» и получает  Гран-при «Петербургского аккорда-98».

Стоит отдельно сказать об участии и работе Лидии Чебоксаровой в проекте «Песни нашего века». В своих программах «Свидание с авторской песней» я всегда предлагал слушателям выделить в «хоре бардов» два женских голоса — низкий и высокий. Низкий — это Галина Хомчик, о которой я уже рассказал. А вот обладатель высокого голоса — Лидия Чебоксарова. Кстати, руководили хором бардов Сергей Никитин и Виктор Берковский. А пели в нем, кроме Хомчик и Чебоксаровой: Олег Митяев и Дмитрий Богданов, Алексей Иващенко и Георгий Васильев, Вадим и Валерий Мищуки, Александр Мирзаян и Константин Тарасов — главный гитарист проекта.

Ну а у Лидии Чебоксаровой есть «свой гитарист» — Евгений Быков. Лида и Женя — муж и жена! В каждом выступлении, в том числе и на пензенской сцене, пара оставляет место для отдельного номера Евгения. Ах, что он делает с гитарой и в результате с публикой! Восторг!

Конечно же, выбор песен всегда за исполнителем, но Лидия и Евгений всегда откликались и на мои просьбы и пожелания. Когда мы отмечали 90-летний юбилей Булата Окуджавы, со сцены звучали его песни. Когда в 2019 были юбилеи Евгения Клячкин, Юрия Визбора, Сергея Никитина — пели песни этих наших любимцев. И, конечно же, в репертуаре Лидии Чебоксаровой лучшие песни на стихи Александра Кушнера, Юнны Мориц, Юрия Визбора, Юлия Кима. Ким никогда не был в Пензе. А вот песни его не раз звучали! Вот одна из моих любимых.

 

Hm          A        Hm       A 

Чёрное море! Чёрное море!

                 F#                                         Hm 

О, этот блеск плюс плеск близкой волны!

          Dm/H         E7     A         F#7 

Мы окунулись раз в Чёрное море

          Hm         E7       A            Hm 

И оказались словно негры черны.

 

О, это счастье разнузданной лени!

Возьмите всё, всё, всё, прочь от меня,

Только оставьте мне капельку тени,

Холодного пива и горячего дня.

 

О, это пиво! О, эти вина!

О, эта ча-ча-чача – шум в голове.

Мы их не выпили и половины,

Значит, остаток дотянем в Москве.

 

О, это море! О, эти пляжи!

Передо мной зной, зной, зной да вода.

На самолете иль в экипаже,

Но ведь нельзя же не вернуться сюда!

 

Но вернусь к героине моего рассказа. Очень важную часть своей жизни Лидия Чебоксарова посвятила мюзиклу Алексея Иващенко и Георгия Васильева «Норд-Ост». Да-да, тому самому, с которым связана одна из самых страшных трагедий в истории  современной России. Уже после трагедии, а именно с 2012-ого года именно Лидия Чебоксарова является участницей и руководителем его концертной версии.

Зачастую, не самим авторам, многие из которых не так часто дают концерты и гастролируют, а исполнителям мы благодарны за то, что они несут нам песни редкие, песни умные, песни, которые не очень-то и известны. Вот одна из таких песен Владимира Музыкантова «Смерть чиновника». А исполняет ее тоже Лидия Чебоксарова.

 

Во всем виновный, дрожа, как лист,

Живет чиновник, растущий вниз.

В движеньях мелок, бесстыдно лыс,

Приятель белок, потомок крыс.

 

Не врач, не плотник, не альпинист —

Штабной работник, бумажный глист.

Живет убого, как не живет.

Худые ноги, большой живот.

 

Летят недели, года бегут,

Но в этом теле (точней, в мозгу),

Как заключенный, тайком от всех,

Живет ученый, растущий вверх.

 

Живет прозаик, растущий внутрь —

Никто не знает его минут!

И в той же коже — свидетель Бог —

Живет художник, растущий вбок.

 

Во всякой драме есть свой статист.

«Ах, мама, мама, ну, улыбнись!

Пускай без денег, пускай рогат,

Но не бездельник. Ну, не ругай.

 

Тебе признаюсь начистоту —

Я сам не знаю, куда расту.

Я твой шиповник, твой кипарис» —

Шептал чиновник, растущий вниз.

 

Мне скажут: «Здрасьте, ну налепил!

Такие страсти, что твой Шекспир!»

Он вам не ровня, Шекспир не врет.

Умрет чиновник, и мир умрет.

 

Помню, как во время первого визита я пригласил гостей к себе в редакцию литературного журнала «Сура». Как гуляли мы по историческому центру города, как ужинали в одном из кафе… И все Лидии и Евгению было интересно. И все условия визита они принимали безоговорочно. И не выдвигали каких-то особых требований. Настоящие интеллигентные люди: умные, скромные, неприхотливые в своих желаниях. И при этом безгранично талантливые! Думаю, не ошибусь, если скажу, что не только мамы и папы сделали их такими. Но и авторская песня — кладезь мудрых стихов и красивых мелодий! А люди, наполненные любовью к такой красоте, просто не могут быть другими. Я в этом уверен!

Одним словом, да здравствуют Лидия Чебоксарова и Евгений Быков! Наши любимые и верные «часовые любви»!

Похожие статьи