Приоткрывая времени страницы… Музей В.Г. Белинского в годы войны
Любовь Руднева
Один из музейных экспонатов — старая фотография. На обороте простым карандашом сделана была когда-то торопливая надпись: нач. 40-х гг. Храмов. с. Белынь. Фотография явно сделана до начала войны. Обычные деревенские жители. За спиной — соломенные крыши домов. Мужчины чуть суровые, настороженные. Женщины, скрывающие любопытство, но улыбка, точнее полуулыбка видна даже по глазам.
Спокойный, с чувством собственного достоинства старик с седой бородой. Много ребятишек, есть и те, кто забрался в первый ряд: один из них босой, второй — в лаптях. Напряжение чувствуется, и это вполне объяснимо: не каждый день приезжают в село гости из районного города Чембара, не часто фотографируют жителей села. Помните у Виктора Астафьева: «Глухой зимою, во времена тихие, сонные нашу школу взбудоражило неслыханно важное событие. Из города на подводе приехал фотограф! И не просто так приехал, по делу — приехал фотографировать».
Еще один герой фотографии — директор музеев В.Г. Белинского и М.Ю. Лермонтова — Александр Иванович Храмов (с момента основания и до 1944 г. А.И. Храмов возглавлял оба музея). На фотографии он тот самый «городской» лектор, из-за которого все село и собралось. Жизнь музеев в начале 40-х гг. только-только входит в русло полноценной работы, намечаются пути развития, устанавливаются связи, приходит понимание, как должен развиваться музей…
Разные люди, разные характеры… А через несколько месяцев, а может быть, и дней — война… На момент ее начала у каждого из героев фотографии были свои надежды на будущее: кто-то после окончания школы готовился поступать в училище или институт, кто-то должен был пойти в армию. На фотографии на руках матерей и совсем малыши, для большинства приоритетом была семья: жениться или выйти замуж, родить и вырастить достойных граждан Родины. Объединяло всех одно: каждый мечтал быть счастливыми.
Война не дала исполниться этому. Оставшись в тылу, девчонки и мальчишки, девушки, женщины приняли на себя всю тяжесть тыловых работ: копали окопы, работали в колхозах, продолжали учить детей, лечить больных и раненых, хранили семьи. Для каждого юноши, мужчины война была проверкой своих сил, как физических, так и моральных Для всех война стала ежедневным трудом, преодолением самих себя, неосознаваемым подвигом.
Война… До культуры ли в эти страшные годы? Допустим, в известные музеи зайдут редкие посетители, но кто будет ходить в музеи в провинции? Но что такое музей? В годы войны (и любого сложного периода в истории государства) — один из объектов сосредоточения духовных ресурсов общества. В невероятно сложных условиях Великой Отечественной войны вся духовная жизнь, культура и работа музеев были максимально направлены на выполнение идейно-политических задач. И это абсолютно верное решение. Но эта направленность не изменила их главной составляющей работы: и большие столичные, и маленькие провинциальные музеи продолжали выполнение своей основной задачи – рассказывали людям о понятных и близких каждому идеях патриотизма, мужества, самоотверженности, без которых Победа над противником была бы невозможна. Вокруг музеев объединились самые активные люди — учителя, врачи, студенты. Их гражданская позиция позволила не просто выстоять — духовно вырасти в эти годы, объединиться и не растерять то ценное, что было накоплено к этому времени, научиться работать в новых условиях, мечтать о будущем.
Война поставила перед музейными работниками две задачи: сохранение музейных ценностей и определение формы своей деятельности в экстремальных условиях. Приказы Наркомпроса РСФСР 1941 года говорили «О мероприятиях по сохранению и учету музейных фондов» и «О формах функционирования музеев в условиях военного времени». Музейная работа продолжалась, несмотря ни на что.
Государственный музей-усадьба В.Г. Белинского
В предвоенный 1940 г. музей В.Г. Белинского посетило 8 114 человек. С началом войны сотрудников Ф.А. Забнева, А.Д. Вихвелина призвали в ряды РККА, а оставшиеся – А.И. Храмов и В.А. Корнилов, перестроили всю работу в соответствии с условиями военного времени. Уже 6 июля 1941 г. открыта «Военно-историческая выставка», а для сельсоветов района «Военная выставка», по которой А.И. Храмов читал лекции: «Красная Армия», «Александр Невский» и др. В 1941 г. через Чембар проходили военные части и эвакуированное население, что намного повысило посещаемость музея по сравнению с довоенным временем. Сотрудники работали с 8 ч. утра до 8 ч. вечера.
Проводилась большая массовая политико-просветительская работа, читались лекции: «Борьба русского народа с немецкими захватчиками», «Отечественная война советского народа», «Белинский и Лермонтов – великие русские патриоты» и т.д. Активная лекционная работа проводилась и в соседних районах: Каменском, Пачелмском, Нижнеломовском, Башмаковском. За первые полтора года войны сотрудниками прочитано 227 лекций с общим числом слушателей 22 948 человек.
Увеличилось число радиовыступлений, публикаций в газетах «Тамбовская правда», «Молодой ленинец», «Чембарский колхозник», «Волжская коммуна» и др. Во всех выступлениях, докладах акцент делался на патриотизм: «Перестройки в нашей работы в отношении творчества Белинского и Лермонтова тем более легко осуществимо, что творчество наших земляков проникнуто элементами общественности и патриотизма. Лермонтовские произведения «Бородино», «Отчизна», «Москва! Москва! Люблю тебя как сын» и др. звучат по-современному. В статьях Белинского встречаются яркие места, в которых он говорит о тесной связи личности гражданина и общества: «Живой человек носит в своем духе, в своём сердце, в своей крови жизнь общества: он болеет его недугами, мучится его страданиями, цветёт его здоровьем, блаженствует его счастьем, вне своих собственных, своих личных обстоятельств».
В.Г. Белинский горячо верил в русского человека, в светлую будущность России, а это давало веру в победу нашей страны в этой страшной войне. Вот несколько отзывов после посещения музея критика и публициста: «Находясь в Чембаре, с большим желанием посетил дом, где жил великий русский критик. Чувство гордости и любовь ко всему русскому сквозит во всем творчестве Белинского. Это чувство невольно пробудилось и у нас во время осмотра музея. Кажется, что ты сделал ещё очень мало для Родины. Творчество Белинского зовет на борьбу. Внимательно отнесся к нам директор музея А.И. Храмов, в каждом его пояснении чувствовалась любовь к критику, и невольно эта любовь передалась и нам. 4. IX. 1943 г. Полковник Ронгинский, капитан Афанасьев». «Очень ценно, что местные советский и партийные органы оберегают ценное наследие великих русских людей, внесших огромный вклад в литературу. Память о них необходима нам, воинам-защитникам. 7-X. 1943 г. Капитан Никулин».
Особую значимость приобретали лекции на призывных пунктах в Чембаре и Башмакове, в эвакогоспитале в Башмакове. В отзыве от 18 февраля 1942 г. военком Устинов писал: «Все лекции, проведенные тов. Корниловым в эвакогоспитале, были прослушаны с огромным вниманием, лекции вселяют уверенность и гордость за наш народ». В конце 1941- нач.1942 гг. лектор прикомандирован к двум баянистам для проведений лекций-концертов. Сбор с них поступал на строительство самолетов и танков. За январь 1942 г. было проведено 17 лекций-концертов, с которых отчислено 18 тыс. руб. В документах архива музея В.Г. Белинского хранится письмо заместителя народного комиссара просвещения РСФСР Гаврилова Н.Ф. от 16. 01.1943 г. председателю Чембарского райисполкома: «Музей В.Г. Белинского собрал значительный материал из жизни вашего района в дни войны. В связи с этим на 1943 г. музею дано задание организовать экспозицию «Наш район в дни войны».
Однако музей до сих пор не получил помещения, выделенного для этой цели, т. к. здание, переданное музею, решением Президиума Чембарского райисполкома от 17/III - 42 г. (школа, в которой учился Белинский), занята зерном. Прошу Вас дать указание об освобождении школы и оказать музею всяческое содействие в построении экспозиции, достойной патриотических дел чембарцев». Все большее значение приобретает краеведческая работа, сотрудниками музея были взяты на учет почти все памятники и исторические места, обращено внимание на сохранение дома, в котором жил Муса Акжигитов, дома, связанного с именем П.И. Замойского и др. В эти годы работники музея Белинского решили вопросы об открытии в с. Белынь библиотеки имени критика. В те военные годы один из посетителей назвал музей «политотделом в миниатюре».
Когда нужно начинать вспоминать о прошедшем? Сегодня, сейчас — самое время. Именно сейчас важно сохранить Историю своей семьи, города, страны. Нужно вспоминать былое, постараться осознать величину подвига каждого человека, рассказать о Героях внукам и правнукам — тем, кому жить дальше. Мы, к сожалению, привыкли к словам, произносимым всуе, просто ради красивых слов; привыкли к словам, за которыми нет поступков. А ведь когда-то были иные времена. Достойны ли мы того доверия, которое возлагали на нас люди, уходившие на фронт, трудившиеся в тылу, сохранившие Мир?
Обращение ко всем нам труженицы тыла Федосеевой (Харитоновой) Марии Дмитриевны написаны уже пожилой женщиной, написаны так искренне, что поражаешься тому, что такими простыми словами можно выразить верные на все времена мысли: «…Когда человек молод, он не задумывается о том, что такое жизнь… Помните, что Родину населяют сельчане, горожане. Родина наша давно многонациональна. Всегда помните, что человек, какой национальности он не был, он всегда человек. Будьте твердо убеждены, что нельзя поступать вопреки себя, нельзя оставаться равнодушным. За свои взгляды, идеалы надо бороться, надо отстаивать их даже ценой собственного спокойствия и благополучия.
Желаю доброго здоровья, хороших успехов в учебе, ибо от этого будет зависеть Ваша жизнь».
Фотографии из архива Государственного музея-усадьбы В.Г. Белинского.