-2° ... -5°, ветер 3 м/с
98.06
106.89
Неизвестная губерния. Центр старообрядчества Поволжья
"Пенза-Онлайн"
"Пенза-Онлайн"

Максим Хоренков

Предлагаем вашему вниманию еще один материал начинающего журналиста.

Старообрядцы — верные хранители древних устоев и благочестия, но с каждый годом их становится всё меньше и меньше. Центром старообрядчества Поволжья является село Поим, что в Белинском районе.

Сегодня вместе с директором Поимского архитектурно-исторического музея Татьяной Найденовой мы попробуем разобраться в этом уникальном для России явлении.

Старообрядцы много сделали для своего села, и все они не жили в бедности, занимались предпринимательством, а заработанные средства отправляли в общак на поддержку своей веры. До сих пор в селе проводится ярмарка проходящая каждый четверг, а создана она была верующими. В Поиме сохранились дома с табличками «Общество Саламандра», «Общество Русь».

Постоянные гонения и репрессии преследовали старообрядцев со времен царя Алексея Михайловича и его крестьянских реформ. В это же время в Поиме появляется первая старообрядческая община, и люди со всего Поволжья бегут сюда.

Множество документов подтверждают этот факт, один из них — это письмо министра внутренних дел Ланского 3 декабря 1858г. «Поим можно признать сосредоточение раскола в пензенской губернии». Старообрядчество жестоко пресекалось, к примеру, в деле №1006 указан поименный список обвиняемых верующих, их секли розгами, отдавали в солдаты, отправляли в Сибирь, многих секли до смерти.

Культура старообрядцев

Старообрядчество поддерживало русскую культуру и древние письменные памятники. Общаясь со старообрядцами других мест, верующие привозили на родину книги, стихиры на крюковых нотах. Это были книги, изданные изданные еще до реформ патриарха Никона. Среди старообрядцев было очень много грамотных людей, хотя их дети гимназии не посещали, обучение чтению и письму проводились под руководством старших родственников.

Большинство икон Поима были заказаны в авторитетных центрах старообрядческой культуры с давними традициями и уровнем исполнения, настоящие шедевры иконописи были и у местных мастеров. Дома первых поселенцев строились из круглых бревен, окна украшались наличниками, с начала XIX века в большинстве строились дома из красного кирпича, в один, полтора или два этажа.

Эпилог старообрядческого движения...

В 1867 года в селе было положено единоверие... Основателем его стал Ксенофонт Никифорович Крючков. По приезду в Поим из Пензы он послал прошение, в котором говорил, что необходимо построить единоверческую церковь, и  тогда люди поймут, что вера особо ничем не отличается.

Почти через 10 лет после этого была построена церковь и семьи старообрядцев постепенно стали ходить туда, со временем людей ходило всё больше и было принято построить церковь «Покрова божьей матери», она была освещена в 1903 году. Многие старообрядцы продолжали молиться в молельных домах.
 

Похожие статьи