«Мне было дано познать Бога, я счастливый человек»
"Пенза-Онлайн"
"Пенза-Онлайн"

Юрий Конгуров

В этом году моя пасхальная радость умножилась на ещё одну — на радость от знакомства с человеком, который, как поётся в одной красивой песне, «пишет свет». Речь о художнике Валентине Павловиче Массове, не так давно встретившем своё 82-летие. Пару лет назад его день рождения выпал на пасхальные дни — тогда он, исполненный годами, но с детской непосредственностью, звоня в колокола у Спасского собора, повторял: «Христос воскресе». Это можно увидеть в коротеньком видеоролике. Но никакие видео не заменят личной встречи. И она случилась.

Уже не помню, когда я услышал песню Сергея Калугина «Белое на белом». Странное название и трогательный текст, лежащий на прекрасной мелодии, заронили в душе зерно удивления — как это можно, опереть нетленный свет о презренный холст? Это не иначе как буйная фантазия автора, поначалу подумалось мне. Но мало погодя я узнал, что, во-первых, художник из песни — реальный человек, во-вторых, что он жив и, в-третьих, что он живёт в Пензе!

Я напросился и пришёл к нему в гости в день его рождения. Торт к чаю оказался не нужен — уже несколько десятков лет Валентин Павлович придерживается строго пищевого режима, который проще назвать пощением. В его рационе нет не только мяса, но и хлеба. Пост и молитва — вот где всегда брали своё начало его картины. Возможно, это и объясняет неприятие творчества Валентина Павловича Массова советским официозом.

Валентин Павлович Массов: Дорогой мне человек, тётя — она была молитвенница. Когда мне было 7 лет, я приходил из детского дома на выходные дни к ней. И однажды, я ещё лежал на печке, смотрел, она подолгу молилась, коленопреклоненно — и от неё что-то поднималось очень красивое и заполняло верх комнаты. И я смотрел и думал - что же это такое красивое? Она помолилась, встала, я посмотрел на неё. Посмотрел на икону, перед которой она молилась, Спас Нерукотворный.

И подумал: как же она похожа на Боженьку. Она попросила меня подойти к ней, посадила на колени и сказала: «Тебе в жизни будет очень тяжело. Тебя пинать все будут. И кода тебе будет очень тяжело, прочитай эту молитву: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». И тебе будет легко». С этого дня я читал эту молитву каждый день. То, что это Иисусова молитва, я узнал только в 1972-м году, когда пришёл в Троице-Сергиеву Лавру.

С холодным к себе отношением со стороны властей и своих собратьев по творческому цеху Валентин Павлович Массов столкнулся ещё в начале 60-х. Но тогда же нашлись те, кто разглядел его дар. Живописец, академик АХ СССР А. А. Пластов, комментируя ещё студенческие работы начинающего художника, сказал ему однажды: «Бог дал тебе драгоценный глаз. Работай так, как Бог на душу положит и никого не слушай. Сейчас много хулиганов в искусстве». Рассказывая о своём пути сквозь тернии к звёздам, В. П. Массов вспоминает множество имён художников, скульпторов, писателей, академиков - как тех, кто недолюбливал его, так и тех, кто, наоборот, поддерживал:

Б. В. Качеровского,

В. Г. Курдова,

В. Н. Горяева,

П. Д. Селиванова,

Г. В. Мясникова,

А. П. Афанасьева

Г. Д. Епишина,

В. Д. Мелентьева,

А. А. Ои,

Ю. К. Бельдюсева,

М. В. Алпатова,

А. С. Васильева,

Б. М. Неменского,

Т. Т. Салахова,

С. П. Ткачёва,

И. Л. Андроникова,

Ю. И. Ромашкова,

В. И. Кошелева.

Бывало, что человек менял своё отношение к творчеству Валентина Павловича Массова с отрицательного на противоположное. Так произошло, например, в случае с В. Г. Курдовым. Сначала он говорил: «Куда ни пойдёшь: в союз писателей — художник Массов самый талантливый, в театр —  художник Массов самый талантливый, в концертный зал —  то же самое. Нет, с этим надо что-то делать». Однако стоило ему улицезреть несколько работ Массова на выставке, а потом ещё несколько у того дома, и отзыв оказался уже совсем иным: «Вот я посмотрел твои работы. Что я скажу? Я скажу: люди, остановитесь! Вы погрязли в суете! Посмотрите, как прекрасен мир!»   

То ли по зависти, то ли по каким-то другим соображениям, но официально работать Массову не давали. Даже после его вступления в Союз Художников РСФСР. Чтобы продавать свои работы, приходилось показывать их в Москве, ходя, как в фильме «Мимино», по квартирам москвичей. Его творения видели в Министерстве Культуры СССР. Советский писатель Ираклий Андроников писал письмо Георгу Мясникову в Пензу, ходатайствуя за талантливого художника.

Тот в 1977-м году ознакомился с картинами. И сказал: «У тебя в работах нет времени. Да, ты действительно талантлив. Но хватит тебе летать в небесах. Опускайся на землю. Работай на нас. А потом мы посмотрим, стоит ли тебе помогать». На это Валентин Массов ответил: «Подумаю, Георг Васильевич, стоит ли мне опускаться на землю».

Валентин Павлович Массов: И пришёл 1979-й г. Я был один (первая жена уехала в Прагу, сказала, что устала здесь жить). Вставал в 3 утра, приводил себя в порядок, шёл на природу на улице Свердлова, недалеко от завода ТЭМ. Там со двора открывался храм, который теперь на Чкалова. Тогда он был разрушен. Но для меня он был живой. Потому что молитва не пропадает, остаётся.

И когда я смотрел на храм, наверху, над крестом, было движение воздуха, которое бывает, когда свечи горят, вот такие же вибрации. Я это видел. Потом шёл домой. Заходил на рынок, на ул. Богданова, покупал ягод, молока, сметаны — режим питания у меня был очень строгий. И работал. Я мало кушал. У меня было в питании 2 кг ягод в день и молочное. Ужин с 2 до 4 — тоже немного, делал салат из зелени, с орехами — и всё. Хлеба не ел. Только это.

И вот, 1979-й год прошёл. Я посмотрел на работы свои и сказал: «Это был год откровения». Если в Киргизии мы с друзьями за месяц сделали по сто работ, но из них лучших было только 10, то в 1979-м г. из более чем сотни работ только с десяток малоинтересных оказалось. Потому что всё шло через молитву. 

Валентин Павлович даже рассказал мне о таких случавшихся в его жизни вещах, как откровение Божие — понять это будет легче, если прочитать, например, рассказ «Встреча в горах» или вспомнить историю с так называемым мемориалом Блеза Паскаля.

А картины своими глазами я так и не посмотрел. Сейчас Валентину Павловичу, учитывая его возраст, не просто доставать их, расставлять, а потом убирать обратно, из-за меня одного этого точно делать не было смысла. Договорились устроить просмотр для многих желающих, в светлом помещении, заранее подготовившись.

фото автора

Похожие статьи