Худрук Светлана Смирнова: «Казачий танец не только развивает эстетическое восприятие у детей, но и учит анализировать свои действия»
Елена Альшина
Елена Альшина

Образцовый хореографический ансамбль танца «Казачата» Пензенского областного Дома народного творчества  известен далеко за пределами нашего города. За плечами ансамбля многочисленные победы на городских, областных, всероссийских и международных фестивалях. Основу репертуара составляют народные казачьи танцы. 

С первого дня своего основания коллектив посвящает себя делу развития самодеятельного художественного творчества, отчасти направленного на патриотическое и морально-нравственное воспитание молодого поколения. 

Светлана Леонидовна Смирнова, художественный руководитель ансамбля «Казачата», рассказала в интервью нашему корреспонденту,  в чем особенность казачьих танцев, и какое влияние они оказывают на детей. 

— Когда появился образцовый ансамбль танца «Казачата», и кто инициатор его создания?

— Я с мужем Сергеем Владимировичем, которого уже как год нет в живых, еще в 2004 года стояла у истоков ведущего в области ансамбля песни и танца «Казачья застава». В свое время мой муж там работал директором, а я репетитором балета. В середине декабря 2005 года состоялась презентация детского хореографического ансамбля «Казачата», который в дальнейшем по инициативе экс-губернатора Пензенской области  Василия Бочкарева начал функционировать вместе с коллективом «Казачьей заставы». В 2011 году нас отделили от «Казачьей заставы», и перевели в Дом народного творчества. 

Сегодня наши воспитанники занимаются в ККЗ «Пенза». 

— Исходя из названия, в этом ансамбле занимаются только народным танцем. Так ли это? 

— Все верно. Это чисто казачьи народные танцы, которых на самом деле много. В целом в казачестве есть несколько направлений — донское, кубанское, некрасовское, хоперское и др.

— Сколько сейчас в коллективе человек, и какого возраста?

— В нашем ансамбле занимаются дети с 5 до 18 лет. После им уже сложно совмещать  тренировки с учебой в вузах. Как правило, каждый год количество воспитанников варьируется от 40 до 50 человек. В основном набираем малышей от 5 до 9 лет. 

С 17:30 до 20:30 по понедельникам, средам и пятницам занимаются три группы — младшая, средняя и старшая. Пока с таким количеством детей нам хватает этого времени, но, конечно же, в перспективе, нужно продумать дополнительное время или помещение.

—  Мальчики охотно идут в танцы? И, вообще, кого больше — мальчишек или девчонок в ансамбле?

— К нам одинаково часто приходят как мальчики, так и девочки. Но было время, когда активно шли  только мальчики.

— У каждого ребенка свой характер. Как из множества различных характеров удается создать дружный коллектив?

— Для сплочения коллектива мы с ребятами стараемся больше проводить время вместе: гуляем, ходим на экскурсии, ездим на соревнования. Также отмечаем в кругу коллектива  различные праздники. Все это, несомненно, сближает нас. 

Сейчас я занимаюсь со старшими детьми, а педагог-репетитор Наталья Буртасова — со средней и младшей группами. Мы с ней взаимодействуем. Например, я делаю постановку танца, а Наталья Валерьевна уже отрабатывает номер. 

Наверное, благодаря групповой работе и формируется дружный коллектив. Да и в целом танцы дисциплинируют детей. Кроме того, ребята начинают чувствовать красоту движений, растет уверенность в себе и самоуважение.

— Светлана Леонидовна, расскажите, а почему Вы выбрали для себя именно казачье направление, и вообще, как  давно в танцах?

 — В свое время я окончила Ставропольский колледж искусств. Танцую с детства, профессионально — с 17 лет, а в 39 вышла на пенсию. По казачьему направлению знаю многое, поскольку 15 лет трудилась вместе с покойным мужем в Государственном казачьем ансамбле песни и танца «Ставрополье», после чего стали работать в Пензе — на родине мужа. В свое время мы состояли в Государственном Волжском русском народном хоре.

Наверное, именно работа в Ставрополье и зародила любовь к казачьему направлению. 

— В чем особенность казачьих танцев? 

— Каких-то сильных отличий от других народных танцев нет. Но как я уже говорила, есть несколько направлений казачества. Хоть мы и не обособляем казаков от других народов, почему-то эта культура выделяется среди других.  Меня саму цепляет манера исполнения казачьих танцев. 

Исходя из направления и характера танца, подбирается наряд. Как правило, мужской костюм состоит из брюк с лампасами, черкески, рубашки и кубанки, а женский костюм — из блузки, юбки, жилетки, ленты, декоративных цветов на голову.

 

В репертуаре нашего ансамбля  — танцы: «Казачок», «Казачий пляс», который является визитной карточкой, и он обязательно есть в программе конкурса, «Хуторской танок», «Игра в шапку», «Станичный ухажёр» и др.

— Какое влияние оказывает танцевальное искусство на воспитание молодого казачества?

— Повторюсь, танец дисциплинирует, а также развивает координацию движений. 

Немаловажно, что любой народный танец — второй по сложности после классического (балета). Постоянно появляются новые движения, трюки. Также танец улучшает мозговую активность. Проще говоря, во время танца ребенок учится анализировать и оценивать свои действия. Кроме того, тренируется «мышечная» память. 

И последнее. Танец — эффективное средство эстетического воспитания и творческого начала в человеке.

— Много ли ребят, которые, отучившись у Вас, продолжили свое творческое развитие в профильном вузе или училище, решив заниматься этим профессионально?

—  Чаще, конечно, наши воспитанники идут работать в профессиональные коллективы, но некоторые параллельно еще заочно учатся в колледжах искусств.  Сегодня наши выпускники трудятся в местных ансамблях, к примеру, в «Казачьей заставе», единицы — в театре танца «Гжель» (Москва). 

— «Казачата» являются обладателями Гран-при международного конкурса-фестиваля «Время-Лето». Как Вы достигли таких результатов?

— Мы давно хотели поучаствовать в  этом конкурсе. И для нас столь высокий результат стал настоящим сюрпризом. Мы выступали с двумя танцами — «Казачок» и «Казачий пляс». Думаю, что наша победа — результат многочисленных тренировок, а также благодаря слаженности в коллективе. 

Сам фестиваль «Время-Лето» проходил 5 лет назад в Судаке (Крым). Конкурсная программа состояла из трех дней — открытие, само выступление и подведение итогов.  Ездили тогда старшие дети в возрасте 14-15 лет. 

— В ноябре в Сочи пройдет Международный премиальный хореографический конкурс народного и народно-стилизованного танца  FOLK DANCE! Ваши воспитанники будут участвовать? И вообще, как часто ездите на конкурсы?

— Знаете, пока сложно сказать, мы еще думаем. Были планы у родителей воспитанников поехать на конкурс в Уфу на осенние каникулы. Сейчас этот вопрос  — на стадии обсуждения. А так ежегодно наш ансамбль как минимум раз в год принимает участие в танцевальных фестивалях разного  уровня и масштаба:  городского, областного, всероссийского и международного. Ездим в  Екатеринбург, Москву, Казань, Казахстан. Как правило, на многих конкурсах — в призерах.

 

В 2008 году мы участвовали в международном фестивале, который собрал 45 стран-участниц. Конкурс проходил в детском центре «Артек» (Крым).

Для меня как для руководителя важен не только результат, а по большей части, чтобы дети, выходя на сцену, радовались, получали удовольствие от выступления и могли впоследствии оценить свой танец. 

Материал подготовлен при поддержке ФАДН.

Источник фото: https://vk.com/kazachata_penza

Похожие статьи