Худрук Светлана Смирнова: «Казачий танец не только развивает эстетическое восприятие у детей, но и учит анализировать свои действия»
Образцовый хореографический ансамбль танца «Казачата» Пензенского областного Дома народного творчества известен далеко за пределами нашего города. За плечами ансамбля многочисленные победы на городских, областных, всероссийских и международных фестивалях. Основу репертуара составляют народные казачьи танцы.
С первого дня своего основания коллектив посвящает себя делу развития самодеятельного художественного творчества, отчасти направленного на патриотическое и морально-нравственное воспитание молодого поколения.
Светлана Леонидовна Смирнова, художественный руководитель ансамбля «Казачата», рассказала в интервью нашему корреспонденту, в чем особенность казачьих танцев, и какое влияние они оказывают на детей.
— Когда появился образцовый ансамбль танца «Казачата», и кто инициатор его создания?
— Я с мужем Сергеем Владимировичем, которого уже как год нет в живых, еще в 2004 года стояла у истоков ведущего в области ансамбля песни и танца «Казачья застава». В свое время мой муж там работал директором, а я репетитором балета. В середине декабря 2005 года состоялась презентация детского хореографического ансамбля «Казачата», который в дальнейшем по инициативе экс-губернатора Пензенской области Василия Бочкарева начал функционировать вместе с коллективом «Казачьей заставы». В 2011 году нас отделили от «Казачьей заставы», и перевели в Дом народного творчества.
Сегодня наши воспитанники занимаются в ККЗ «Пенза».
— Исходя из названия, в этом ансамбле занимаются только народным танцем. Так ли это?
— Все верно. Это чисто казачьи народные танцы, которых на самом деле много. В целом в казачестве есть несколько направлений — донское, кубанское, некрасовское, хоперское и др.
— Сколько сейчас в коллективе человек, и какого возраста?
— В нашем ансамбле занимаются дети с 5 до 18 лет. После им уже сложно совмещать тренировки с учебой в вузах. Как правило, каждый год количество воспитанников варьируется от 40 до 50 человек. В основном набираем малышей от 5 до 9 лет.
С 17:30 до 20:30 по понедельникам, средам и пятницам занимаются три группы — младшая, средняя и старшая. Пока с таким количеством детей нам хватает этого времени, но, конечно же, в перспективе, нужно продумать дополнительное время или помещение.
— Мальчики охотно идут в танцы? И, вообще, кого больше — мальчишек или девчонок в ансамбле?
— К нам одинаково часто приходят как мальчики, так и девочки. Но было время, когда активно шли только мальчики.
— У каждого ребенка свой характер. Как из множества различных характеров удается создать дружный коллектив?
— Для сплочения коллектива мы с ребятами стараемся больше проводить время вместе: гуляем, ходим на экскурсии, ездим на соревнования. Также отмечаем в кругу коллектива различные праздники. Все это, несомненно, сближает нас.
Сейчас я занимаюсь со старшими детьми, а педагог-репетитор Наталья Буртасова — со средней и младшей группами. Мы с ней взаимодействуем. Например, я делаю постановку танца, а Наталья Валерьевна уже отрабатывает номер.
Наверное, благодаря групповой работе и формируется дружный коллектив. Да и в целом танцы дисциплинируют детей. Кроме того, ребята начинают чувствовать красоту движений, растет уверенность в себе и самоуважение.
— Светлана Леонидовна, расскажите, а почему Вы выбрали для себя именно казачье направление, и вообще, как давно в танцах?
— В свое время я окончила Ставропольский колледж искусств. Танцую с детства, профессионально — с 17 лет, а в 39 вышла на пенсию. По казачьему направлению знаю многое, поскольку 15 лет трудилась вместе с покойным мужем в Государственном казачьем ансамбле песни и танца «Ставрополье», после чего стали работать в Пензе — на родине мужа. В свое время мы состояли в Государственном Волжском русском народном хоре.
Наверное, именно работа в Ставрополье и зародила любовь к казачьему направлению.
— В чем особенность казачьих танцев?
— Каких-то сильных отличий от других народных танцев нет. Но как я уже говорила, есть несколько направлений казачества. Хоть мы и не обособляем казаков от других народов, почему-то эта культура выделяется среди других. Меня саму цепляет манера исполнения казачьих танцев.
Исходя из направления и характера танца, подбирается наряд. Как правило, мужской костюм состоит из брюк с лампасами, черкески, рубашки и кубанки, а женский костюм — из блузки, юбки, жилетки, ленты, декоративных цветов на голову.
В репертуаре нашего ансамбля — танцы: «Казачок», «Казачий пляс», который является визитной карточкой, и он обязательно есть в программе конкурса, «Хуторской танок», «Игра в шапку», «Станичный ухажёр» и др.
— Какое влияние оказывает танцевальное искусство на воспитание молодого казачества?
— Повторюсь, танец дисциплинирует, а также развивает координацию движений.
Немаловажно, что любой народный танец — второй по сложности после классического (балета). Постоянно появляются новые движения, трюки. Также танец улучшает мозговую активность. Проще говоря, во время танца ребенок учится анализировать и оценивать свои действия. Кроме того, тренируется «мышечная» память.
И последнее. Танец — эффективное средство эстетического воспитания и творческого начала в человеке.
— Много ли ребят, которые, отучившись у Вас, продолжили свое творческое развитие в профильном вузе или училище, решив заниматься этим профессионально?
— Чаще, конечно, наши воспитанники идут работать в профессиональные коллективы, но некоторые параллельно еще заочно учатся в колледжах искусств. Сегодня наши выпускники трудятся в местных ансамблях, к примеру, в «Казачьей заставе», единицы — в театре танца «Гжель» (Москва).
— «Казачата» являются обладателями Гран-при международного конкурса-фестиваля «Время-Лето». Как Вы достигли таких результатов?
— Мы давно хотели поучаствовать в этом конкурсе. И для нас столь высокий результат стал настоящим сюрпризом. Мы выступали с двумя танцами — «Казачок» и «Казачий пляс». Думаю, что наша победа — результат многочисленных тренировок, а также благодаря слаженности в коллективе.
Сам фестиваль «Время-Лето» проходил 5 лет назад в Судаке (Крым). Конкурсная программа состояла из трех дней — открытие, само выступление и подведение итогов. Ездили тогда старшие дети в возрасте 14-15 лет.
— В ноябре в Сочи пройдет Международный премиальный хореографический конкурс народного и народно-стилизованного танца FOLK DANCE! Ваши воспитанники будут участвовать? И вообще, как часто ездите на конкурсы?
— Знаете, пока сложно сказать, мы еще думаем. Были планы у родителей воспитанников поехать на конкурс в Уфу на осенние каникулы. Сейчас этот вопрос — на стадии обсуждения. А так ежегодно наш ансамбль как минимум раз в год принимает участие в танцевальных фестивалях разного уровня и масштаба: городского, областного, всероссийского и международного. Ездим в Екатеринбург, Москву, Казань, Казахстан. Как правило, на многих конкурсах — в призерах.
В 2008 году мы участвовали в международном фестивале, который собрал 45 стран-участниц. Конкурс проходил в детском центре «Артек» (Крым).
Для меня как для руководителя важен не только результат, а по большей части, чтобы дети, выходя на сцену, радовались, получали удовольствие от выступления и могли впоследствии оценить свой танец.
Материал подготовлен при поддержке ФАДН.
Источник фото: https://vk.com/kazachata_penza