«Как здорово, что все мы здесь…»
Борис Шигин
Борис Шигин

В моём рассказе «здесь» —  значит, в Пензе. И речь пойдёт не об Олеге Митяеве и его песне, а о том, как пензенский фестиваль «Часовые любви» собирал в Пензе авторов-исполнителей из разных городов. И, конечно же, о том, как программа «Свидание с авторской песней» об этом всегда рассказывала.

Впрочем, для порядка всё-таки скажу несколько слов и об авторе знаменитой песни, тем более  что Олег Митяев был моим гостем и дал в один из визитов в Пензу интервью вашему автору. Оно, надо сказать, приятно удивило меня. Почему? Мне казалось, что очень популярный Митяев совсем не нуждается в нём и не пойдёт на откровенный разговор, отделавшись какими-то дежурными ответами, которыми и так уже много лет пестрили различные газеты и телепередачи. К счастью, я ошибся, и Митяев оказался приятным и интересным собеседником. И, главное, ироничным! Какой-то очень умный человек однажды заметил, что уровень личности можно оценивать по способности иронично относиться к себе, по самоиронии. Думаю, он был прав. Во всяком случае, не раз мне приходилось в этом убеждаться. А надувание щёк…

Митяев очень удивил меня своими размышлениями о том, почему люди не выстраиваются в очереди, чтобы послушать Чайковского, например, и заполняют залы, чтобы встретиться с Митяевым. Довольно критически высказывался он и о своей поэзии, понимая, очевидно, что привлекает слушателя чем-то другим. Но чем? Многие исследователи авторской песни уже размышляли об этом. Например, Александр Городницкий в своё время писал: «Олег Митяев – одно из самых ярких явлений в современной авторской песне… владеет совершенно оригинальной мелодией, которая… не теряет своей задушевности, а это очень важная черта в авторской песне». 

И  продолжал: «… Олег Митяев это не та авторская песня, которая была вчера или в шестидесятые годы, когда не было ни эстрады, ни эстрадного обаяния». Очень интересные размышления об «эстрадности» современной авторской песни. А заключение Городницкий делает такое: «авторская песня, которую воплощает собой Олег Митяев, — это другое искусство».

Всё-таки, искусство — и это, пожалуй, главное! А искусство всегда притягивает человека мыслящего. Вот и ответ. А кто сказал, что авторы должны быть похожи друг на друга? Слава богу, ушли в прошлое «товарищеские суды», которые приговаривали к презрению творцов «нестандартных» и вешали ярлыки на авторов, не похожих на других бардов.

В интервью Митяев хотел подчеркнуть собственное непонимание  своей популярности. При этом хорошо понимая, конечно, что очень популярен. Загадку популярности Митяева пытались разгадать многие: Леонид Филатов, Михаил Козаков, Александр Розенбаум. Кто-то писал о душевности, о родстве душ, о мягком лиризме. А вот сам Олег Митяев, отвечая на вопрос о своём творчестве, сказал так: «Ненавязчивость — может быть, несколько странным покажется, что на первое место в своём анализе поэтического творчества я ставлю это скромное достоинство.

Ненавязчивость достигается отказом от таких хорошо зарекомендовавших художественных средств, как драматические интонации, надрыв, вызов, обнажение, резание слуха и других органов чувств, эпатаж, истерика, крик, а так же любых других способов «ударить» по художественному слуху читателя. Имеющий уши, да услышит и так». Вот такое авторское кредо! Ну скажите, где здесь гениальные стихи? Где гениальная мелодия? Где оригинальные аккорды? Всё обычно! А песня получилась гениальная!

       Am              Dm              E              Am

Изгиб гитары жёлтой ты обнимешь нежно,

        Am                 Dm           G              C

Струна осколком эха пронзит тугую высь,

         A7               Dm             G                       C      A7

Качнется купол неба большой и звездно-снежный,

            Dm              Am                   E                    F

Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!

            Dm             Am                    E                   Am

Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!         2 раза

 

Как отблеск от заката костёр меж сосен пляшет,

Ты что грустишь, бродяга, а ну-ка, улыбнись,

И кто-то очень близкий тебе тихонько скажет,

Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!

 

И всё же, с болью в горле, мы тех сегодня вспомним,

Чьи имена, как раны на сердце запеклись,

Мечтами их и песнями мы каждый вдох наполним,

Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!

Ну а теперь к главной теме этой главы — теме гостей Пензенского фестиваля поэзии и авторской песни «Часовые любви». Не секрет, что любой фестиваль держится на известных и популярных авторах. На приезжих авторах, потому что зрителю и слушателю хочется узнавать новые имена и слушать новые песни. Так устроен человек.

Первым партнёром нашего фестиваля стала Сызрань. Сызрань была первым городом, где я когда-то дал свой первый концерт. Дело в том, что в самом начале 80-годов ко мне в клуб «Менестрель» пришла очаровательная Леночка Сластнова. Она была студенткой Пензенского педагогического института, а приехала учиться к нам из Сызрани. Умница с красивым низким голосом, она сразу же взяла в плен весь «Менестрель». И до сих пор мы с трепетом ждём её выход на сцену. Я особенно, потому что Лена прекрасно поёт мои песни. Но вернёмся в 80-е. После окончания ВУЗа Лена уехала в родной город, но мы не потеряли друг друга из вида, тем более, что Елена всегда поддерживала связь с альма-матер.

Так однажды я и очутился в городе на Волге, в «Грушинском» крае. Помню, как сильно волновался перед концертом, ведь зрителями должны были стать студенты Музыкального училища. А это требовательная публика, которая даже в авторской песне вряд ли простит «три аккорда». Кстати, Булат Окуджава любил бравировать этим. Он говорил, что когда начал играть на гитаре, то ему показали три аккорда, а когда стал мэтром, то знает уже пять! Шутил, но всячески подчёркивал, что дело вовсе не в аккордах, а в стихах. Хотя песни без аккордов ведь не бывает, не так ли?

Уже позже, в Кузнецке, судьба свела меня с другим автором и исполнителем песен из Сызрани Сергеем Иванченко. Прекрасный музыкант и руководитель оркестра народных инструментов, тогда он стал героем моего телевизионного очерка, а потом и хорошим товарищем. О нём расскажу подробнее, когда речь пойдёт о Таллиннском фестивале авторской песни.

А пока — о нашем. Его постоянными участниками вместе с Еленой Гало (Сластновой) и Сергеем Иванченко стали Сергей Кирюхин и Сергей Гайворонский. Кирюхин, поэт и бард, много лет руководил Сызранским КСП «Подснежник», а Сергей Гайворонский всегда радовал исполнением умных песен.

Второй самый близкий нашему фестивалю город — Тольятти. Именно оттуда приезжает к нам великолепная четвёрка: Марина Бударина (Воинова), Ирина Садовская, Андрей и Олег Бударины. Близкие люди! Три дуэта! Называть их можно по-разному, но суть останется неизменной: это не только прекрасные авторы, но настоящие пропагандисты классической авторской песни.

А ещё я люблю и всегда жду своего старинного друга и автора песен Ришата Гилязова, который приезжал в Пензу то из Зарафшана, то из Казани, теперь вот из Майкопа — ведь везде есть красивые женщины, которые любят талантливых авторов! Люблю великолепную Елену Золотарёву из Самары — педагога, автора песен и прекрасного музыканта. Владимира Артамонова из Ульяновска — учёного, поэта и автора песен. Все они уже давно полюбились пензенскому зрителю и стали лауреатами фестиваля «Часовые любви»!

Но чуть подробнее хотел рассказать о фестивале в Таллинне. Почему? Да потому что его участником в 1988 году стал Сергей Иванченко — герой моего очерка, прекрасный музыкант и автор песен. На концертах Сергей любит рассказывать о том, какую роль я сыграл в его… женитьбе. Расскажу и я эту забавную историю. В то время, когда молодой журналист Борис Шигин с Пензенской студии телевидения трудился над очерком о молодом преподавателе музыки Кузнецкого музыкального училища Сергее Иванченко, последний ухаживал за одной интересной и высокой девицей. Высокой! И это была проблема. Мама девушки не одобряла выбора дочери: «подумаешь, какой-то преподаватель, да ещё и ниже ростом… Мы лучше найдём».

Думаю, примерно так говорила мама прекрасной и высокой девушки, а надежды моего героя таяли на глазах. Но журналист Шигин ничего об этом не знал и вдохновенно создавал прекрасный телевизионный образ героического преподавателя музыки из кузнецкой глубинки. И вот настал час эфира, и телеочерк о Сергее Иванченко вышел в эфир! И свершилось чудо: мама потенциальной невесты была так очарована умным, талантливым музыкантом, что согласилась отдать за него свою прекрасную дочь. «Ну и что, что ниже ростом. А какой талантливый! О нём кино снимают…». Думаю, примерно так говорила мама. И влюблённые поженились! Ну, разве могли мы с Сергеем после этого оставаться чужими людьми?

Но вернёмся к творчеству Сергея Иванченко. Оно стало известно самому широкому кругу любителей авторской песни, когда наш автор стал участником и лауреатом Таллиннского фестиваля. Второй Всесоюзный фестиваль авторской песни проходил в столице Эстонии с 6-го по 9-ое октября 1988 года и был весьма представительным: более восьмисот участников из 180-ти городов Советского Союза. Интересно, что на том фестивале прозвучала клятва участников: «Петь о том и только о том, о чём мы не можем не петь; а в том, что мы не можем не петь, вы сейчас убедитесь…» Кстати, фестиваль открылся песней Михаила Анчарова «Баллада о танке». Там Михаил Анчаров был назван Первым автором, автором песни «О моём друге-художнике», которую он написал в 1941 году. Ну а на самом фестивале показали своё творчество 28 авторов стихов и музыки, 12 самодеятельных композиторов, 9 исполнителей авторской песни и 10 ансамблей. Всего прозвучало 114 песен. Итоги подводило жюри под руководством Александра Городницкого.

Интересно, что клятву произносило и жюри: «Никому не подсуживать, даже если очень хочется; отмечать всё новое, оригинальное и талантливое, даже если это нам совершенно не нравится; защищать интересы слушателей; помнить о прошлом жанра, но думать и о его будущем». Гениально! Потрясают и результаты того фестиваля. Авторами – лауреатами стали известные и давно любимые теперь барды Елена Казанцева, Борис Гордон, Вадим Козлов. Исполнителями – лауреатами: Елена Фролова, Насер Курсалиев, Елена Лебедева, Вячеслав Макаров (Пенза) — четвёртое место. Среди ансамблей был выделен «Большой секрет». На том же фестивале страна узнала и Дмитрия Бикчентаева, и Геннадия Перевалова, и Юрия Панюшкина. А вот что сказал после подведения его итогов композитор Владимир Дашкевич: «Общее впечатление о конкурсе двоякое. Фон довольно серый, но на нём выделилось немало интересных и талантливых людей. Мне как композитору понравились Геннадий Перевалов, Дмитрий Бикчентаев, Елена Фролова, Сергей Иванченко...»

Сергей Иванченко и Борис Шигин на фестивале «Подснежник», Сызрань

Горжусь своей многолетней дружбой с Сергеем Иванченко и люблю его замечательные песни, о которых не раз рассказывал в своей программе «Свидание с авторской песней». А вот и та самая песня «Медногубый вальс», с которой началась известность Сергея Иванченко.

Автор слов: Елена Игнатова, автор музыки: Сергей Иванченко

Медногубая музыка осени.

Бас-геликон

Кружит медленным небом.

И осыпан, колеблем листвою,

Проплывает военный оркестр

В мокром воздухе по-над землёю,

Чуть повыше дождя,

Накренён, вознесён.

 

Скажет музыка: "О-о-о!",

И отступит фонтанов вода.

Так застыли тритоны,

Что губы у них леденеют -

Не сомкнуть, не ответить оркестру.

Он медленно реет,

Медью призрачной греет,

Дрожит за плечами слюда.

 

Что ж российский Версаль?

Нам достались и с той стороны

Этот парк щегольской

Да надрывное слово "блокада".

И не кроны деревьев -

Голодные рёбра войны,

Не эоловы арфы,

А песни смертей и надсада.

 

Сеет дождик и плачут...

И с криком летит "Метеор"

Вдоль оставленных парков.

Угрюмо спешат экскурсанты

Мимо братской могилы,

Фонтанов, каскадов, озер,

Мимо музыки - вниз головой

Растворенных дождём оркестрантов...

Конечно же, следует сказать и о пензенском авторе песен Владимире Медведеве, который первым из пензенских бардов получил главный приз фестиваля поэзии и авторской песни «Часовые любви». С Володей нас связывает многолетняя дружба, в основе которой — увлечение авторской песней. Не раз мы вместе представляли Пензу на разных фестивалях, пели в других городах свои песни.

На моих глазах этот талантливый музыкант, великолепный гитарист прошёл путь от человека, который сопровождал игрой на гитаре стихи известных поэтов, сочинял музыку и создавал песни как самодеятельный композитор до полного автора, то есть, поэта, который исполняет свои стихи под собственный аккомпанемент. Именно он и его товарищи с гитарами — Андрей Кузнецов, Татьяна и Андрей Мануйкины украшают последние фестивали «Часовые любви» великолепным исполнением песен. Это то, чего всегда не хватало песенной Пензе, а теперь у нас есть!

Думаю, рассказ о Владимире Медведеве, о Марине Теплицкой, Елене Чебалиной, Олеге Хабарове  и многих других талантливых авторах ещё впереди. Может быть, его напишут другие, более молодые авторы, которые ещё долгие годы будут наблюдать развитие пензенской авторской песни? Как знать…

Похожие статьи