Как сегодня живут чуваши в Неверкинском районе: традиции, обычаи, костюмы
Пензенская область — регион уникальных традиций, среди которых есть и чувашские. В рамках проекта «Формула дружбы» мы продолжаем рассказывать о традициях, обычаях и культуре народов Сурского края. И сегодня вновь поговорим о чувашском народе, большинство представителей которого проживают в Неверкинском районе.
Именно в этом районе насчитывается около 6-8 тысяч чувашей, многие из них входят в общественную организацию «Местная чувашская национально-культурная автономия Неверкинского района Пензенской области», основателем которой был Михаил Михайлович Байдюшев. К сожалению, его уже как 20 лет нет в живых.
С чего началась история чувашской автономии
Со слов старожилы района, краеведа Михаила Щербакова, Байдюшев был учителем истории, краеведом по жизни, общался с великими чувашскими писателями, краеведами, поэтами — Мишши Юхма и Мишши Сеспель.
Свыше 30 лет Михаил Михайлович преподавал немецкий, русский языки и литературу в селе Илим-Гора. Со студенческих лет писал стихи. Позже переводил стихи разных авторов, изучал английский, таджикский языки.
В свое время Байдюшев вел колонку в районной газете, активно занимался культурной частью воспитания школьников: организовывал концерты и спектакли по своим сценариям. Работая внештатным корреспондентом районной Неверкинской газеты «Знамя Ильича», сотрудничал с поэтом, прозаиком и преподавателем по рисованию в Илимгорской сельской школе Иваном Кураком.
— Михаил Байдюшев, пользуясь наставлениями, записями и библиотекой своего дяди М.Т. Васильева, сотрудничал с районной газетой и регулярно писал в ней свои статьи о сельской жизни, культуре и быте села Илим-Гора. А в 1991 году открыл дополнительную страницу в районной газете «Сельские вести» «Илим ҫутисем» («Огни Илимские»), — отметил Михаил Щербаков.
В этом же году Байдюшев создал чувашскую автономию, которая называлась обществом чувашской культуры. Ее цель — повышение культурного уровня чувашского населения, пропаганда чувашской литературы и народного творчества, содействие в обучении детей родному языку в школах района, изучение и популяризация наследия просветителя чувашского народа И. Я. Яковлева, а также развитие национального краеведения.
Для сохранения родного языка он открыл в Илимгорской школе факультет чувашского языка, где сам вёл уроки.
Сейчас в Неверкинском районе, в частности, в Бикмурзинской средней школе последователи Байдюшева факультативно преподают детям чувашский и татарский языки, причем через культурные события, а также путем знакомства со старожилами сел.
Чувашский танец на сплочение и выражение чувств
А теперь плавно перейдем к традициям, обычаям чувашей и их отличительным чертам.
Как отмечает Михаил Щербаков, чуваши — дружный и трудолюбивый народ. Они никогда не знали греха, молились природе, которая была для них Богом. В довоенные и послевоенные годы чувашей спасало от голода лишь занятие земледелием и животноводством. В то время не было особых развлечений, поэтому вся молодежь проводила досуг на природе — на лугу. Юноши и девушки любили хороводить и танцевать.
Свои чувства и мысли они выражали с помощью танца ташлама.
— 70 лет назад этот танец был любимым среди молодежи. Парни и девушки выходили на луг и становились друг напротив друга. Молодые люди семенящими шагами подходили к девушкам, которые должны были ответить взаимностью, тем самым показывая симпатию, после чего пара сливалась в танце. Если этого не происходило, то девушка или парень должны были выбрать другого партнера и продолжить свое знакомство семенящими шагами в танце, — рассказывает Михаил.
Акатуй как символ возрождения и сохранения устоев
Традиционные народные праздники и обряды чувашского народа принято делить на календарные — связанные с сельскохозяйственными работами и семейно-бытовые — обусловленные рождением человека, его переходом из одной возрастной группы в другую, вступлением в брак, смертью. Как правило, календарные праздники приурочены к основным переломным периодам астрономического года.
Самым масштабным календарным праздником для чувашей является праздник Акатуй, проходящий 2 июля. В этот день чуваши отмечают окончание весенних полевых работ. Акатуй хранит древние традиции чувашского народа, объединяет людей всех возрастов и профессий, приобщая их к творческому труду и искусству. Этот праздник является своеобразным символом возрождения и сохранения устоев.
Название переводится как «праздник земледелия» или «свадьба плуга». Издревле в этот день чуваши собирались вместе, чтобы станцевать хоровод, спеть песни, угоститься традиционными блюдами.
Главными «персонажами» на этом торжестве являются соха и земля, «повенчавшиеся» во время весенней крестьянской страды. Издревле чуваши в этот день собирались для того, что поздравить друг друга с приходом лета, встать в общий хоровод и спеть любимые песни. Мужчины устраивали спортивные соревнования: керешу — борьба на поясах, бег, скачки. В день «Акатуя» варили пиво, готовили творожную запеканку чакат и национальный суп шурпе.
Со слов Михаила Щербакова, на этот праздник собираются гости абсолютно из разных городов и районов, организуются концерты коллективов художественной самодеятельности. На игровой площадке проводятся различные конкурсы — бег с ухватами и чугунками, бег в мешках, бои с мешками на бревне, покорение праздничного столба, перетягивание каната, а на специально огороженной территории — петушиные бои.
— С годами «Акатуй» стал намного богаче и разнообразнее, превратился в праздник, который включает в себя народные игры, конные скачки, состязания по национальной борьбе. Победители, получившие на празднике славу героя, являются надеждой народа в борьбе за честь и свободу. Ему, герою «Акатуя», дарят барана, который рассматривается как оберег —защитник от вражеской силы, — подчеркнул Щербаков.
В этот день также проходят выставки декоративно-прикладного творчества и дегустация национальной кухни. Доброй традицией стало чествование на празднике не только земледельцев, но и лучших по профессии людей из других отраслей производства.
В этом году красочный праздник проходил на Чертанском пруду в Неверкино и собрал множество гостей из других регионов России — Чувашии, Татарстана, Башкортостана, из Ульяновской, Саратовской областей. Главным музыкальным подарком для гостей Дня чувашской культуры стало выступление народного артиста Чувашии Вячеслава Христофорова и Заслуженного артиста Чувашии Валерия Клементьева.
Представитель чувашского народа, проживающий в селе Сосновый Овраг (Че'рчу) Неверкинского района, Сергей Скворцов в этом году не смог попасть на Акатуй, однако до этого он всегда его встречал вместе с близкими.
— Ежегодно всей семьей мы отмечаем православные праздники, в частности, День Святой Троицы. Это стало уже нашей традицией. В этот день приезжают наши родственники из других городов, и старики против молодежи играют в футбол, — рассказал Сергей.
Он воспитывает детей и на чувашском, и на русском языке, поскольку жена родом из Пензы.
С его слов, Неверкинский район хранит немало сакральных мест, там, где можно уединиться с природой и насладиться ею, например, есть такая местность под названием «Улэх». Здесь обитают дикие животные — косули, лоси и кабаны, а также растут редкие растения.
Национальные костюмы
Важной составляющей любого народа является одежда. Она раскрывает особенности его менталитета, воспроизводит в орнаменте представления о добре и зле, формирует неповторимый культурный облик.
Как рассказывает Михаил Щербаков, чувашская одежда представлена разнообразием головных уборов, платьев и костюмов. В ней преобладает красный и белый цвет. По верованиям древних чувашей, эта гамма обозначает сакральную чистоту. Сегодня по назначению ее надевают лишь на праздники.
— До наших дней дошли не все составляющие костюма. Все менялось в процессе прохождения каких-либо этапов. Самые большие изменения, по моему мнению, произошли около века назад. Одежда для чувашей как открытая книга, по ней можно определить какого представитель народа сословия, его материальное положение, из каких мест, семейное положение, замужем девушка или нет, есть ли дети. Чтобы все это понять, надо родиться в чувашской деревне, впитать особый дух, — пояснил Михаил.
Материалом для костюма служил домотканый холст. В процессе жизни чуваши добавляли недостающие компоненты. Надо отметить, что традиционными аксессуарами национальной одежды чувашей были монеты и драгоценности на груди, головном уборе.
Материал написан при поддержке ФАДН.