Фестиваль «Туган як» — символ сохранения традиционных духовно-нравственных ценностей народов Сурского края
Елена Альшина
Елена Альшина

Вчера на Набережной Спутника развернулся масштабный фестиваль «Туган як» («Родной край»), посвященный году культурного наследия народов России. Отмечалось 1100-летие официального принятия ислама народами Волжской Булгарии. 

 

Чуть больше 18 лет назад в регионе была создана Татарская национально-культурная автономия — одна из самых многочисленных общественных организаций Пензенской области. Ее главная цель — сохранение самобытности, языка, образования, национальной культуры, содействие развитию духовного наследия татарского народа, а также укрепление культурных и деловых связей с сообществами других национальностей России и Республикой Татарстан.

Как отметил генеральный директор культурно-просветительского центра им. Х. Д. Тенишевой Рашид Куряев, история праздника «Туган як» связана с десятым испытанием, которое претерпел патриарх Авраам. Господь пообещал Аврааму и его жене Сарре, что через сына Исаака их семья станет расти, чтобы благословить всю Землю. Но однажды Господь повелел Аврааму отвести сына на гору Мориа и там принести его в жертву ради потомков. Когда мальчик уже лежал на жертвеннике, Авраам занес над ним руку с ножом, с неба раздался голос: «Авраам! Авраам! Не поднимай руки твоей на отрока, ибо теперь я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для меня». В итоге, вместо Исаака, в жертву был принесён баран. Многие трактовали это испытание как символ готовности к самым тяжёлым жертвам во имя преданности Богу, которое Авраам успешно прошел. 

— Хочу выразить слова благодарности правительству Пензенской области, которое поддержало этот проект и помогало в организации фестиваля «Туган як». Именно благодаря меценатам на празднике бесплатно раздают 3 тысячи порций плова, воду и мороженое. В дальнейшем  надеемся, что площадка фестиваля станет местом взаимодействия всех национальностей, ведь в многообразии народов — наша сила, — отметил Рашид Рифатевич.

Почетным гостем мероприятия стал министр внутренней и информационной политики Пензенской области Павел Маслов, который подчеркнул уникальность Сурского края, где проживают разные национальности.

— Пензенская область — уникальный край с богатым историческим прошлым и славными традициями. Народная культура всегда укрепляла нравственный облик населения, а фольклорное богатство народа — его духовное богатство. Воспитание подрастающего поколения, культурные традиции России, выступление молодых талантливых и одаренных членов творческих коллективов, привлечение внимания общественности к вопросам сохранения традиционных культур России — вот важные задачи, которые решаются благодаря проведению фестиваля «Родной край». Пусть  он надолго останется в ваших сердцах, и на нем царит атмосфера дружбы и взаимопонимания. Желаю здоровья, незабываемых впечатлений и творческих успехов! — подчеркнул Павел Сергеевич.

Гостям фестиваля представили уникальные образцы национальной татарской одежды: национальный костюм казанки начала 20 века, женский костюм нижегородской татарки 19 века, женский праздничный костюм поволжской татарки конца 19 — начала 20 века, мужская повседневная одежда пензенских татар и др . 

Несмотря на то, что мода не стоит на месте, и зачастую отличить европейца от азиата по одежде практически невозможно, национальный костюм остается гордостью и достоянием каждого народа, в том числе и татар.

Татарский костюм — очень общее понятие, которое объединяет национальную одежду разных подгрупп татар, в том числе и крымских. Большое влияние на внешний вид костюма оказали поволжские татары, а также восточные традиции и религия.

Для наряда, головного убора и обуви характерно обильное использование декора. Обычно, это вышивка золотыми нитями, бусинами, монетами. Орнамент вышивок в своей основе состоит из растительных, геометрических и зооморфных мотивов.

Национальный костюм никогда не обходился без украшений, которые носили как женщины, так и мужчины. Это были крупные золотые перстни, печатки, кольца, поясные пряжки, женские накосники, серьги, подвески, кольца и т.д.

В качестве украшений использовалась и хасите — нагрудная перевязь, украшенная ювелирными изделиями. Хасите начинали собирать девочкам с самого рождения. Это украшение служило неким оберегом и личным имуществом женщины.

Активных помощников в организации фестиваля наградили благодарственных письмами.

За вклад в развитие и сохранение национальных традиций, приумножение культурного наследия региона почетные грамоты губернатора пензенской области вручили: председателю Пензенской региональной общественной организации татарских женщин «Ак калфак — Белый колпак» Эльмире Васильевой и ее заместителю Галие Тенишевой. 

 

Торжественная часть завершилась концертом с участием лучших творческих коллективов из Татарстана. Но на этом сам фестиваль не закончился. На Набережной работали площадки декоративно-прикладного и народно-художественного творчества, духовной культуры. И, конечно же, гостей «Туган як» ждали угощения — мороженое, плов, шашлык и другие национальные блюда.

Материал подготовлен при поддержке ФАДН.

Похожие статьи