Дэвид Хэлбок. Свобода и правила как образ жизни
«Самый зрелищный» — именно так маркировался заключительный день фестиваля Jazz may - 2019 в нашем городе, и в контексте зрелищ зритель более-менее был подготовлен к тому, что именно во втором отделении представит коллектив «Джаз бас театра» легендарного российского музыканта Алекса Ростоцкого.
Информации о его очень насыщенной и разноплановой деятельности в сети немало, да и тизер самого выступления на фестивале содержал конкретную информацию о том, что мы, собственно, увидим и услышим.
Коллектив австрийского музыканта Дэвида Хэлбока — Random/Control вплоть до начала концерта оставался «темной лошадкой» и в музыкальном, и в зрелищном планах. Да, было заявлено о большом количестве инструментов, используемых музыкантами во время выступления, но как и каким образом будет представлен этот набор, — оставалось загадкой. Некой неопределенности и таинственности добавила атмосфера площадки — финальный концерт фестиваля прошел в ККЗ «Пенза», сцена и зрительный зал которого кардинально отличаются по освещению от большого зала филармонии, где проходили концерты предыдущих двух дней.
С первых же взятых коллективом нот, а точнее с непривычного и оригинального созвучия обыкновенных, казалось бы, инструментов, стало ясно, что «зрелище» адресовано в первую очередь слуху и внутреннему восприятию, что предстоит душевная и эмоциональная работа. А великое множество инструментов не будет задействовано для показательного выступления и парада-алле — каждый из музыкантов Random/Control, казалось, наоборот пытается сделать как можно более незаметными свои суперспособности и иногда просто-таки моментальные переходы от одного инструмента к другому, минимизировать трюки и продемонстрировать, что многообразие звучания служит общей цели.
Создалось впечатление, что зрители в зале сначала совершенно не поняли как реагировать на то, что услышали, однако, чувствовалось, что Хэлбок и сотоварищи никого не торопили, не было ни намека на вот это вот «а ну, скорей любите нас!».
Известные джазовые композиции зазвучали абсолютно по-новому: узнаваемые фразы были эксцентрично спрятаны в пространстве аранжировок Дэвида Хэлбока, причем не за счет невероятных запилов и трюков, а за счет какого-то совершенно иного хода мыслей и в то же время, как ни парадоксально это прозвучит, находились на поверхности.
Пензенский зритель (а вернее в большей степени, как мы уже договорились в данном случае — слушатель) после первоначальной оторопи достаточно быстро принял правила игры, доверился вкусу и оценил мастерство участников трио Хэлбока: самого Дэвида, игравшего на фортепиано и при этом выступавшего в роли перкуссиониста, духовика Андреаса Брогера и самого фантастического по ассортименту задействованных инструментов музыканта — Иоганнеса Бёра, которому как никому подходит определение «человек-оркестр». К концу выступления команды стало ясно, что Random/Control покорили сердца любителей джаза, их долго не хотели отпускать со сцены и устроили после концерта очень теплый прием в фойе.
Возможно, беседа с лидером коллектива Дэвидом Хэлбоком в еще большей степени поможет понять, в какое музыкальное путешествие мы отправлялись, и какая философия стоит за выбором этого маршрута.
— Что представляет собой современная австрийская джазовая сцена?
— Джазовая сцена в Австрии очень разнообразная, особенно в Вене, которая является столицей, в том числе, и в джазовом смысле. Там представлена вся палитра — от традиционного джаза до экспериментального. В Вене очень много молодых креативных музыкантов, которые нам симпатичны, например, KOMPOST 3, Mario Rom’s Interzone, Shake stew. Но не только в столице есть немало интересных коллективов: Грац, Зальцбург, Линц с его университетом им. Брукнера — города, в которых джаз живет и развивается.
— Какие музыканты повлияли на ваше творчество в наибольшей степени?
— Можно сказать, что наш последний диск Tour d´Horizon как раз дает представление о тех пианистах, которые очень меня вдохновляют: Чик Кориа, Кит Джаретт, Херби Хэнкок и ряд других. Предыдущий альбом был написан под влиянием бразильского мультиинструменталиста Херметто Паскуаля и великого Телониуса Монка.
— Знакомо ли вам понятие «муки творчества», бывают ли периоды ожидания вдохновения?
— Нет, я трудоголик. И именно упорный труд, постоянная практика помогают мне форсировать появление вдохновения. Для меня важно сохранять темп, делать ежедневные, пусть крошечные шаги в творчестве, а не сидеть годами и ждать озарения.
— Какие шаги собираетесь делать в ближайшее время?
— Скоро выйдет мой очередной сольный альбом, одну вещь с которого я играю на концерте в Пензе, затем тур в поддержку этого альбома, а еще планируется запись нового диска с Random/Control и сотрудничество с новыми для меня музыкантами - задумок много.
— Как вы думаете, что музыкант должен развивать в большей степени — технические или эмоциональные возможности?
— Думаю, и то, и другое должно идти рука об руку. Тебе необходимы хорошие профессиональные навыки, надо владеть инструментом, чтобы выразить свои эмоции. Кстати, для меня технические возможности — это не значит играть как-то очень быстро, виртуозно. Играть очень медленно, с чувством, делать удачные акценты и штрихи или умело сочетать звучание фортепиано с прекрасными звуками саксофона — это тоже технические навыки. И чем большим количеством таких возможностей ты владеешь, тем комфортнее тебе выходить на сцену и концентрироваться на своих эмоциях. Я даже больше скажу, что таким образом музыка может затронуть людей на совершенно другом уровне — за пределами интеллекта, техники и эмоций, на уровне мистической экспрессии, которую не описать словами.
— Кто создает аранжировки композиций вашего коллектива — вы или все участники трио?
— Аранжировки делаю я, но, конечно, во время репетиций и живых выступлений мы совершенствуем их вместе.
— Интересно, вы изначально планируете присутствие в музыке всех этих удивительных инструментов, или они добавляются в процессе?
— Да, все планируется с самого начала. Мы играем вместе уже почти 10 лет, а с Иоганессом я знаком и того дольше — он учился со мной в школе, и уже тогда я был просто зачарован тем, что он играет на трубе, а через мгновение может сыграть на тубе — далеко не всем это под силу. Так что присутствие всего этого множества инструментов на сцене — моя идея. Когда я начинал сочинять и аранжировать для Random/Control, то уже знал, какие музыканты мне нужны и держал в уме какие инструменты и инструментальные комбинации буду использовать. То есть труба может играть мелодию а бас-кларнет — какие-то басовые партии, а в следующую секунду — сопрано-саксофон играет мелодию, а туба — басовую и так далее. Но, признаюсь, что мне пришлось достаточно долго изучать какие инструменты хорошо звучат вместе, на это ушли годы.
— Посмотрев на оформление обложек ваших СD становится ясно, что вы определенно неравнодушны к живописи, она явно ближе вам, чем фото, коллажи или что-то подобное
— Да, это мне очень близко. Когда я пишу музыку, то представляю некие картины, иногда — просто цвета, а порой это эмоции или интеллектуальные идеи.
— У вашей группы или лично у вас есть какой-либо манифест? Что-то вроде Random/ control — это…
— Random/Control — это не только данный коллектив, это — образ жизни. Импровизация и контроль, способность отпустить и попытка зафиксировать что-то, полная свобода и в то же время очень строгие правила, Все это важно в жизни, не только в музыке.