-1° ... -1°, ветер 1 м/с
99.61
103.94
«ЧТО В ИМЕНИ ТЕБЕ МОЁМ», или ПАК и КИМ — ЛЮБИТЕЛИ ПУШКИНА
Борис Шигин
Борис Шигин

В одной из главок, рассказывающих о клубе авторской песни «Менестрель», я упоминал художественного руководителя ДК «Заря» Николая Пустынскова. А вместе со мной на Пензенской студии телевидения работала его жена Ольга. Когда-то они учились в Московском институте культуры. Там и познакомились с Валерием Паком и его женой. Не знаю, пел ли он в те годы авторскую песню, но эта цепочка знакомств помогла мне пригласить Валерия Пака в свою программу на телевидение. А заинтересовал он меня, прежде всего, тем, что сочинил песню на стихи… Пушкина. Согласитесь, смело! Сейчас расскажу вам об этом смельчаке.

Валерий Юрьевич Пак, певец, композитор, Заслуженный артист России, лауреат российских и международных конкурсов и фестивалей, лауреат премии московского комсомола. Родился в Москве 8 апреля 1957 года. Родители: отец – Пак Юрий Наумович, мать — Чернова Ангелина Николаевна. По образованию и основной профессии родители были преподавателями русского языка и литературы. Детство и юность Валерия прошли в городе Кентау Казахской ССР, где окончил среднюю школу и музыкальную школу по классу баяна. После окончания музыкальной школы самостоятельно овладел 6-струнной гитарой и начал работать в вокально-инструментальных ансамблях. С этого периода начинается композиторская деятельность Валерия Пака.

В 1979 году окончил Московский Государственный институт культуры по специальности дирижер оркестра русских народных инструментов. Своей удачей считает занятия в классе вокала Марии Яковлевны Максимовой и в классе композиции Федора Федоровича Смехнова. С 1981 года  он уже солист-вокалист Москонцерта.

В репертуаре Валерия Пака более 500 авторских песен на стихи русских и советских поэтов. Им написаны большие вокальные циклы на стихи А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, С.А.Есенина, Н.М.Рубцова, Б.А.Чичибабина, А.К.Передреева, А.А.Дидурова. Созданы и сольные авторские программы: «Я песней с Вами говорю», «Остановиться… оглянуться…», «Романса теплое дыханье». На ТВ и радио были сделаны авторские программы: «Народный романс», «Шесть песен на «бис», «Романс растревожил». Валерий Пак — продюсер и художественный руководитель фестиваля «Праздник Русского романса» проходившего в Курске и в Москве.

И вот он поёт в моей программе! Тихо, очень грамотно, душевно. Сказывается и образование, и прекрасный вкус. И, главное, что поёт? Поёт Пушкина!

      Bm               Bm+7

Что в имени тебе моем?

       Bm7            E

Оно умрёт, как шум печальный

    Em                     Bm

Волны, плеснувшей в берег дальный,

      Ddim                 F#

Как звук ночной в лесу глухом.

 

Оно на памятном листке

Оставит мёртвый след, подобный

Узору надписи надгробной

На непонятном языке.

 

Что в нём? Забытое давно

В волненьях новых и мятежных

Твоей душе не даст оно

Воспоминаний чистых, нежных.

 

Но в день печали, в тишине,

Произнеси его тоскуя;

Скажи: есть память обо мне,

Есть в мире сердце, где живу я...

Встреча с Валерием Паком, признаюсь, была короткой, потому что после концерта его, конечно же, украли однокашники по Московскому институту культуры. А вот тему влияния поэзии Пушкина на современную авторскую песню хотелось бы продолжить. И в этом плане вспомнить прекрасную песню Юлия Кима «19 октября». И, конечно, рассказать о знаменитом барде.

Юлий Ким родился в семье переводчика с корейского языка Ким Чер Сана (1904—1938) и учительницы русского языка и литературы Нины Валентиновны Всесвятской (1907—1974). Его прадед Василий Павлович Всесвятский служил настоятелем Угодско-Заводской церкви и лично крестил Георгия Жукова. В 1938 году отец Юлия был расстрелян, мать отправлена в лагеря, где пробыла до 1943 года, затем в ссылку – до 1945 года. С 1938 по 1945 год Юлий Ким находился на попечении родственников по материнской линии и только в 1954 году приехал в Москву. Окончил историко-филологический факультет Московского государственного педагогического института (1959) и до 1963 года по распределению работал в школе на Камчатке. Уже в эти годы Ким стал писать и разыгрывать с учащимися авторские песенные композиции с интермедиями и вокальными сценами, в которых были все элементы мюзикла.

В 1962 году вернулся в Москву, а с 1965 по 1968 год преподавал литературу, историю и обществоведение в школе-интернате №18 при МГУ имени М. В. Ломоносова, откуда по требованию Московского ГК КПСС вынужден был уволиться. C тех пор ведёт жизнь свободного художника. Увольнение было вызвано участием Кима в правозащитном движении. Об этом стоит рассказать подробнее.

Претензии государственных органов к Киму были в связи с подписанием им ряда протестных заявлений против реставрации сталинизма в СССР и в редактировании неподцензурного правозащитного бюллетеня «Хроника текущих событий». Ну и конечно, органам не нравилось сочинение сатирических песен на злобу дня, получивших широкое распространение наряду с песнями Александра Галича и Владимира Высоцкого. В результате, сотрудники Комитета государственной безопасности предложили Киму воздержаться от концертной деятельности. При этом ему было сказано, что препятствовать его работе в театре и кино КГБ не будет. Но Ким должен был взять псевдоним, и до 1985 года в титрах он обозначался как «Ю. Михайлов». Так написание музыки и песен для театра и кино стало его основным профессиональным занятием.

Ещё будучи студентом пединститута, Ким начал писать песни на свои стихи (с 1956 года) и исполнять их, аккомпанируя себе на гитаре. Его первые концерты состоялись в Москве в начале 1960-х годов, молодой автор быстро вошёл в круг самых популярных бардов России.

К сожалению, Юлий Ким никогда не бывал в Пензе, но это не значит, что я никогда не рассказывал слушателям программы «Свидание с авторской песней» о его жизни и творчестве. Много раз! Потому что, как и Юлий Ким, сам начал писать первые песни, когда учительствовал. Только Ким после института оказался на берегу Тихого океана, а я чуть ближе – в селе Китунькино Лопатинского района Пензенской области. Там и появилась моя первая «Песенка о доме». Признаться, я даже не помню её сам… А песни Юлия Кима – классика жанра! И вот одна из моих любимых – песня о лицеистах, о Пушкинских временах.

Hm

На пороге наших дней

 Em

Неизбежно мы встречаем,

 A7                      D

Узнаем и обнимаем

 D#dim     H7              Em

Наших истинных друзей.

 

 C#m7/-5

Здравствуй время гордых планов,

 F#7                                     G

Пылких клятв и долгих встреч!

 H7/+5   H7   Em  Hm

Свято дружеское пламя,

 F#                         G

Да не просто уберечь,

            C       F#7     Hm

Да не просто уберечь.

 

Всё бы жить, как в оны дни -

Всё бы жить легко и смело,

Не высчитывать предела

Для бесстрашья и любви,

 

И, подобно лицеистам,

Собираться у огня

В октябре багрянолистном

Девятнадцатого дня,

Девятнадцатого дня.

 

Но судьба свое возьмёт,

По ямщицки лихо свистнет,

Всё по-своему расчислит -

Не узнаешь наперёд.

 

Грянет бешеная вьюга,

Захохочет серый мрак.

И спасти захочешь друга

Да не выдумаешь как,

Да не выдумаешь как.

 

На дорогах наших дней,

В перепутьях общежитий,

Ты наш друг, ты наш учитель

Славный пушкинский лицей.

 

Под твоей бессмертной сенью

Научиться бы вполне

 H7/+5  H7   Em  Hm

Безоглядному веселью,

 H7/+5  H7   Em   Hm

Бескорыстному доверью,

 F#               G

Вольнодумной глубине,

 C      F#7      Hm

Вольнодумной глубине.

 

Вот так, даже в программах, посвящённых современной авторской песне, я всегда находил возможность рассказать о своём любимом поэте: о Пушкине! Ну а сегодня вспомнить сам Бог велел, потому что на носу — 19 октября.

Похожие статьи