Человек с русской фамилией, армянскими корнями и пензенской душой
"Пенза-Онлайн"
"Пенза-Онлайн"

Вячеслав Бахтин

Памяти Романа Тиграновича Давыдова

 «Композитор и муза»

Басовый ключ. Аккордов ряд.

Откинет он седую прядь —

И сердце будет очень странно биться.

Он пишет фугу для органа.

Душа его — сплошная рана.

Мелодия утрат легко ложится...

Он — композитор. Он — великий!

Им восхищаются, рыдая.

Но рядом только чьи-то лики.

Ему душа нужна родная!

Тот мимолетный парафраз,

И шаловливый взгляд, и джаз,

Как будто тема музыкальной пьесы.

И он в плену у дерзких глаз,

В объятьях своей музы-поэтессы.

Как вечера и дни тихи.

Ему нужны ее стихи!

Виолончелью стонет его сердце.

Он пишет музыку без слов.

Неразделенную любовь

Спасает музыка Бетховена и Верди.

Он пишет арии, кантаты,

И мир его — диезы, такты.

И вдохновенье в нотном стане —

Лишь Муза в сказочной вуали...

Ольга Дарвина       

Роман Тигранович Давыдов был одним из выдающихся наших современников в области композиторского искусства.

Он родился в 1947 году в г. Баку. В июне 1974 г. в Пензенской области гастролировал русский сектор Азербайджанского театра оперетты, где с 1968 г. служил пианистом-концертмейстером Р. Т. Давыдов. После одного из концертов присутствующий на нем второй секретарь Пензенского обкома КПСС Г. В. Мясников пригласил пианиста в наш город. И с марта 1975 года Роман Давыдов жил на пензенской земле.

Интенсивной была и общественная деятельность Романа Тиграновича: секретарь Союза композиторов России согласился с его предложением открыть в регионе отделение Союза и утвердил Р. Т. Давыдова председателем отделения. В этой должности он находился с 2009 по 2015 гг.

С 1992 г. Роман Тигранович Давыдов — директор Пензенской областной школы искусств для одаренных детей. До этого времени преподавал в Кузнецком музыкальном училище и в Пензенском училище культуры и искусств.

С 1997 г. он являлся членом Союза композиторов России. Член художественного совета Министерства культуры Пензенской области, руководитель объединения «Композиторы Пензы» при региональном отделении Международного союза музыкальных деятелей, бессменный председатель областной комиссии по одаренным детям.

В 1988 году Р. Т. Давыдов создал «РЕКВИЕМ», посвященный жертвам землетрясения в Армении 7 декабря 1988 г. В Пензе его исполнил академический хор под управлением В. Каширского. Аккомпанировал на рояле автор. И диву даешься: когда он играл каденцию, казалось, рояль развалится  под его маленькими, но напряженными огромной энергией пальцами...

В 2004 г. Р.Т.Давыдов создал произведение для органа — «Пассакалья №2». Она имеет посвящение: «Детям Беслана». В Пензе она прозвучала в исполнении трио баянистов в составе преподавателей Пензенского училища культуры и искусств Михаила Андреева, Сергея Андреева и Сергея Сидорова. На глазах слушателей блестели слезы... А представим, какой эффект произвела эта музыка под сводами органного зала города Светлогорска Калининградской области?! Исполнила ее лауреат международного конкурса Мария Макарова (Москва).

В 2006 г. в городе Цвиккау (Германия) Р. Давыдов назван золотым призером Международного хорового конкурса им. Роберта Шумана.

В 2008 г. Р. Давыдов признан «фаворитом» третьего Международного детского фестиваля «Моцарт и Чайковский» (Россия — Израиль).

Однако, при всем величии личной жизни у Романа Тиграновича, можно сказать, не сложилось... В автокатастрофе погибли четырехлетняя дочь Маша и жена Светлана. Откликом на непоправимое явилась пьеса «ПЛАЧ». Переложенная на трио (гобой, альт, контрабас), она прозвучала в Баку тотчас после сочинения — в феврале 1972 года. Несколько позже ее исполнил на органе народный артист Эстонии, профессор Таллинской консерватории Хуго Лепнурм.

В апреле 2010 г. здоровье Романа Тиграновича подверглось серьезному испытанию — инсульт. Он вынужденно стал вести домашний образ жизни, лишь изредка выезжая на концерты. Но оптимист по натуре, Давыдов назвал сковавшую его болезнь... счастьем: лишь теперь он получил возможность заниматься исключительно творчеством!

Невзирая на трудности быта (одиночество сказывалось на неустроенности квартиры), и даже отсутствие пианино, в эти годы он создал 24 прелюдии и фуги для органа, десятки новых романсов, три тетради детских фортепианных пьес и ряд других произведений.

В 2012 г. имя Р. Давыдова удостоено места в «Биографической энциклопедии успешных людей России».

В 2013 г. в честь 350-летия г. Пензы по инициативе Управления культуры города был издан юбилейный пятитомник. Четвертый том целиком составлен из песен Р. Давыдова на стихи пензенских поэтов.

В 2017 г. биография Р. Т. Давыдова опубликована в энциклопедии «Выдающиеся деятели культуры России».

В 2019 г. В издательстве ПГУ вышла в свет книга «История  музыкальной культуры г. Пензы», в которой опубликована биография Р. Т. Давыдова. Он является и ее рецензентом.

В 2020 г. издательство «Композитор» в г. Москве опубликовало масштабное произведение Р. Т. Давыдова — клавир оперы «Маскарад», по мотивам поэмы М. Ю. Лермонтова.

У меня в руках 4-й том пятитомника, изданного к 350-летию города Пензы. Наверное, неслучайно этот сборник попался мне на глаза, когда я совсем недавно перебирал книги моих друзей, стоящих на видном месте моей книжной полки. И вот я вновь перелистываю этот сборник песен. Мелькнула мысль: ведь при жизни Романа Тиграновича я просмотрел этот сборник, что называется, по диагонали.

А теперь, когда этого человека не стало, я восхищаюсь: как прирос он к пензенской земле, как проникся творчеством пензенских поэтов. Одно только количество песен на их стихи поражает! В одном только этом сборнике песен на стихи Геннадия Горланова — десять. На стихи Ларисы Яшиной — семь. На стихи Бориса Шигина — семь. И множество песен на стихи других авторов: М. Разореновой, В. Кельха, О. Савина, О. Дарвиной, Л. Пустовой, В. Самсонова, В. Застрожного, В. Юракова, В. Леонтьева, В. Стенькина, В. Лазарева, В. Петрушковой, Ю. Арбекова, А. Коршуновой, Л. Терехиной, В. Агапова, В.  Сидоренко, Е. Анирова.

Слова одной из песен, помещенных в этот сборник, на стихи Бориса Шигина, возможно, были для Романа Давыдова путеводной звездой:

«Дорогу подсказывал ОН»

Ухожу, оставляя открытой

Дверь туда, где когда-то я жил.

Там стоит город, Богом забытый.

Там натянуты струны из жил

Моей песни. Там песни поются,

Для чего эти сны нам даются?

Я не понял доныне и сам...

Многие годы Р. Т. Давыдов был сотрудником литературного журнала «Сура», в котором публиковал музыкальную страничку «Пенза музыкальная», освещая песенное творчество пензенских композиторов.

Читая тексты этих песен, озвучивая мысленно мелодии, глядя на ноты, написанные душой композитора Давыдова, я вспоминаю многие годы, часы и минуты общения с ним. Однажды, восхитившись одной из его песен, я сделал ему комплимент: сравнил его песню «Мята-трава» на стихи Ларисы Яшиной с великими песнями Октября Гришина «Милая роща» и «Восемнадцать лет». Как же душевно и слезно ее исполняли и Вера Аношина и Алла Тархова!        

Думаю, что на вечере памяти Р.Т. Давыдова мы вновь услышим эту великую песню. Тем более что произошло такое печальное совпадение: ровно через три дня после ухода Романа Тиграновича не стало и его соавтора — поэта Ларисы Ивановны Яшиной...

Надолго в сердцах пензенцев останутся светлые имена Романа Тиграновича Давыдова и Ларисы Ивановны Яшиной.

Фото В.В. Бахтина

Похожие статьи