11 сентября впервые в Пензе ожидается крестный ход к месту, где предположительно находился Предтеченский монастырь
Елена Альшина
Елена Альшина

На это воскресенье, 11 сентября, в День усекновения пророка Иоанна Предтечи запланировано неистово грандиозное событие — крестный ход к месту, где предположительно находился Предтеченский монастырь. Ровно 300 лет назад в 1722 году по приказу Петра Первого этот монастырь сровняли с землей. 

По словам ведущего специалиста Пензенского государственного краеведческого музея Любови Ивановой, святыня предположительно располагалась в районе урочища «Белая гора», рядом с ресторанно-гостиничным комплексом «Русская охота». 

— Монастырь был построен приблизительно  в 1674 году, а в 1723-м году по постановлению Св. Синода распущен. Монахи вместе с утварью и казной, а также церковные постройки были перенаправлены в Пензенский Спасо-Преображенский монастырь, — пояснила Любовь Николаевна.

Пеший ход предположительно начнется в 11 часов у храма Николая Чудотворца, от которого прихожане во главе с настоятелем храма Владимиром Скоробогатовым и заслуженным работником культуры Пензенской области, краеведом-историком Александром Дворжанским проследуют к предполагаемому месту нахождения древнего монастыря. Протяженность дистанции — 4 километра.

Уже на месте отец Владимир проведет молебен о возрождении спустя 300 лет Предтеченского монастыря. Таким образом, восстановится историческая справедливость, ведь уничтожение святыни считается грехом. Уже в дальнейшем нужно будет облагородить территорию намоленного места и поставить рядом с ним табличку, чтобы хотя бы раз в год верующие молились здесь Богу.

Пензенских краеведов Александра Дворжанского, Сергея Зелева и Любовь Иванову давно волновал вопрос места нахождения Предтеченского монастыря, однако достоверных сведений об этом до сих пор нет. По большей части известна лишь дата закрытия монастыря.

Борис Гвоздев, заведующий историческим отделом Пензенского естественно-исторического музея, в 1922 году  в деталях описал свое версию местонахождения Предтеченского монастыря:

«Был на месте, где, по прежним предположениям, находится Предтечев монастырь, в местности, называемой «клады». Место обнесено с двух с половиной сторон канавой, а с одной стороны — овраг. В середине небольшое местечко огорожено уже обрушившимися жердками, в середине этой изгороди столб (тоже повален), на нём была деревянная икона. Местность довольно дикая, есть несколько ям неправильной формы. Необходимо произвести хотя бы маленькие раскопки. «Клады» находятся дальше так называемого «Нового Афона».


Более подробно о событиях, приведших  к уничтожению монастыря, писал пензенский археолог-краевед Борис Иконников.

Дело было в 1722 году. 19 марта монах Предтеченского монастыря Варлаам Левин, находясь на пензенском рынке, вскочил на крышу одной из мясных лавок и произнес проповедь, провозгласив Петра Первого антихристом, после чего весь народ разбежался.  

В толпе базарной нашелся один человек, пензенский обыватель Федор Семенович Каменщиков, на которого проповедь Левина подействовала иначе. Он побежал с базара в  пензенскую земскую контору, чтобы объявить о происшествии. 
В итоге их обоих схватили и, заковав в цепи, отправили в Москву. Начались допросы и пытки. 25 июня 1722 года монаха приговорили к смерти, учинить которую решили вблизи его родного монастыря.

Как свидетельствуют два дела из 2-й части II тома  святейшего правительственного Синода, в том же 1722 году, после окончания расследования, Левин и некоторые его товарищи были обезглавлены (дело № 858/511). Причём голову злонамеренного монаха и двух его единомышленников из числа священнослужителей, было приказано показывать в Пензе на столбах.

После чего по приказу Петра Первого монастырь уничтожили.

Любопытно, что к 1729-30-м годам была попытка возродить Предтеченский монастырь. Об этом есть сведения в деле № 604/726 VIII тома «Архива Святейшего Синода». Бывшие вкладчики и насельники монастыря подали об этом ряд прошений в Верховный Тайный совет, Дикастерию и Синод, однако им было отказано.

Александр Дворжанский выдвинул несколько возможных причин поступка Левина, которые могли быть. 

— Привезя знания и обычаи из-за границы в 1700-м году, Петр Первый  внедрил новейшие реформы в жизнь простых россиян и дворян, которые многих тогда не устроили, возможно, и Варлаама Левина. Указы касались каждого, особенно когда речь заходила об этикете и поведении в обществе. Люди были вынуждены ходить в немецком платье по будням и французском — по праздникам, бороды брить и т.д. Возможно, на Варлаама Левина оказали влияние моральные качества Петра I, который не пожалел своего сына Алексея. Тот, не приняв взглядов отца, в частности, петровских преобразований, убежал за границу. В итоге в Петропавловской церкви Алексея замучили до смерти, — отметил Александр Дворжанский.

P.S.  В настоящее время решается вопрос о проведении крестного хода. В случае положительного решения позднее сообщим точное время его начала.

Похожие статьи