Переход экономики России на новую экономическую модель
Ирина Балахонова
Ирина Балахонова

Продолжаем говорить об изменении экономической модели России под влиянием западных санкций.  Предыдущая и первая части материала доступны по ссылкам.

Вот он новый дивный мир России с жесткими западными санкциями. Рассмотрим некоторые его проявления на текущий момент:

- дефицит запасных частей и комплектующих для производства и эксплуатации легковых и грузовых автомобилей (поставка которых в Россию извне доходила в 2021 году до 95% на некоторые модели авто). 

-   западные гражданские самолеты и запасные части к ним теперь не будут продаваться в Россию (что в настоящее время негативно влияет на авиаперевозки внутри России).

Ситуация с дефицитом запасных частей и комплектующих для автопрома может разрешиться в течение 6-12 месяцев на базе переориентации цепочек поставок комплектующих с Запада на Восток и возобновления производства автокомпонентов внутри России (в том числе и в Пензе).

Анализируя ситуацию с самолетами и их запасными частями, вспомним, что в позднем СССР в России было 1300 аэродромов и аэропортов, которые связывали практически все районные центры с областными, а областные центры друг с другом. Сейчас в России осталось менее 300 аэродромов. Парк самолетов в стране за 30 лет сократился почти в 5 раз. 3-я и 4-я Россия – практически лишена авиаперевозок. Чтобы добраться из одного областного центра в другой (если он не курорт), то надо лететь через Москву.

 Советский гражданский авиапром  был мощнейшей отраслью промышленности и сервиса, одним из лидеров 5-го технологического уклада, в котором работали сотни тысяч квалифицированных рабочих из 2-й и 3-й России. Советские самолеты на равных конкурировали с Боингами и Аэробусами.

По разным оценкам обеспечивали от 20%  до 40% мировых авиаперевозок. В настоящее время Россия — это только 3% мировых авиаперевозок, и те почти на 90% обеспечиваются Боингами и Аэробусами. Современные отечественные самолеты SSJ-100 и МС-21 на начало 2022 года имели  большую составляющую западных комплектующих, поставки которых попали под санкции.

Необходимо отметить существовавшую практику  выплат посредникам (10% от стоимости самолетов), которую используют Боинг и Аэробус. Введение западных санкций убирают эту практику в нашей стране, что открывает широкие возможности как для развития отечественного авиапрома (который не делает таких выплат посредникам), так и для кооперации с авиапромом Китая и другими странами Востока. В 2021 в России в кооперации с Западом было произведено всего 14 самолетов (все SSJ-100).  

При использовании эффективных мобилизационных методов построения цепочек поставок в авиапроме России в 2022 году удастся произвести до 44 гражданских лайнера (ТУ-214,  ИЛ-114-300, SSJ-100). В 2023 году — 66 самолетов (ТУ-214, ИЛ-96-400, SSJ-100, ИЛ-114-300, ИЛ-112В). В 2024 году — 99 самолетов (ТУ-214, ИЛ-96-400, SSJ-100, МС-21, ИЛ-114-300, ИЛ-112В, CR929-500 и С919 совместно с Китаем, и др.) и т.д. Прогнозируют масштабное развитие авиапрома России при переходе на новую экономическую модель. Ещё раз подчеркну, что в данной отрасли  сотни тысяч высокотехнологичных рабочих мест, где осуществляется производство продукции с высокой добавленной стоимостью.

При реализации мобилизационного сценария к 2033 году Россия, Китай, Индия, Индонезия, Иран могут производить совместно и в тесной кооперации более 600 гражданских самолетов в год, заняв от 30% до 50% мирового рынка гражданского авиастроения. Причем Россия в данной международной кооперации монопольно займет самую выгодную нишу — производство авиадвигателей. Объемы выручки у основных конкурентов - Боинг (США) и Аэробус (Европа), упадут примерно в 2 раза. 

Кто всё это сделает? Во-первых — коллективы КБ, авиационных заводов, заводов поставщиков авиакомпонент в России (т.е. творцы). Во-вторых — местные власти, которые будут способствовать профессиональному обучению кадров для новой индустриализации. В-третьих – Государство на федеральном уровне, финансируя новую индустриализацию и выстраивая международную кооперацию с Китаем, Индией, Ираном, Индонезией.

У читателя может возникнуть вопрос: почему нам в Пензе так важно возрождение гражданского авиастроение, у нас же нет авиационных заводов, и пензяки не очень любят летать? Отвечаю — одно рабочее место на отечественных сборочных заводов гражданской авиации рождает более 20 рабочих мест на предприятиях, участвующих в цепочках поставок авиакомпонентов. По таким позициям, как авионика, датчики, другие приборы  Пензенское приборостроение займет своё место в данных цепочках поставок авиакомпонентов.

Нашей стране необходима новая индустриализация, новая экономическая модель развития России. Вспоминая первую (с 1929 по 1936 гг.) и вторую (с 1946 по 1953 гг.) индустриализацию в нашей стране, можно прогнозировать сроки проведения новой индустриализации: в каких-то отраслях  займет 1-2 года (например, в автопроме), где-то это может продолжаться до 4-6 лет (например, в авиапроме), а  где-то данный процесс может длиться более 6 лет (например, в производстве высокотехнологичных чипов).

Продолжение следует…

Источник фото: https://www.boeing.ru/%d0%9f%d1%80%d0%be%d0%b4%d1%83%d0%ba%d1%82%d1%8b-%d0%b8-%d1%83%d1%81%d0%bb%d1%83%d0%b3%d0%b8/%d0%93%d1%80%d0%b0%d0%b6%d0%b4%d0%b0%d0%bd%d1%81%d0%ba%d0%b8%d0%b5-%d1%81%d0%b0%d0%bc%d0%be%d0%bb%d0%b5%d1%82%d1%8b.page?

Похожие статьи