15° ... 15°, ветер 1 м/с
91.43
101.51
Что немцу хорошо, то российскому предпринимателю смерть
Журналист
Журналист

Ольге Мещерягиной, одному из первых журналистов «Пенза-Онлайн» посвящается.

Написать эту заметку меня заставило обсуждение статьи  «ГКУ ПРОБИ душит малый бизнес», развернувшееся в Фейсбуке.  В процессе этого обсуждения я обещал развернуто ответить Ольге Мерещагиной, сегодня  редактору "Вести. Экономика" на «Россия 24», а когда-то, в совсем прошлой жизни, журналисту «Пенза-Онлайн» и просто своему хорошему другу на вопрос: «почему у нас в стране внимательное чтение и понимание условий, заключаемых предпринимателями, контрактов — этим предпринимателям чаще всего ничем помочь не может». Особенно, когда они имеют дело с различными государственными структурами и крупными компаниями, у которых то же государство зачастую в акционерах.

Я в этой заметке буду говорить только об одном аспекте предпринимательской деятельности — соблюдении бизнесом договорных обязательств и, конкретно, финансовых.

Кейс первый, про немцев

Почему с соблюдением договорных обязательств на западе все лучше, чем у нас? Опустим исторические корни и прочие моральные аспекты, факторы, в этом деле, безусловно, важные, но вторичные, будем говорить только об экономике. Первое и главное здесь — простой доступ к дешевым финансовым ресурсам. Условному немцу гораздо дешевле в ситуации, когда у компании есть разрыв в финансовых потоках, взять кредит в банке и расплатиться с контрагентом, нежели закрывать свой кассовый разрыв за счет неплатежа контрагенту. То есть, взять кредит в банке и  заплатить контрагенту дешевле, чем не платить, дожидаясь прихода выручки, сложившаяся экономическая практика очень жестко стоит на страже этого правила.

Суды, антимонопольные органы, и пр. жестко контролируют платежную дисциплину, особенно весь крупный бизнес и государство, потому что именно эти экономические субъекты везде, во всех без исключения странах, и порождают основные цепочки неплатежей. Поэтому соблюдение договора для нашего условного немца правило святое.

Кейс второй, что с нами не так

А у нас, Оля, не так все. Во- первых, у  российских предпринимателей, которые не олигархи, нет доступа к кредитным ресурсам, я даже не говорю о дешевых. Когда у нашего предпринимателя кассовый разрыв, у него нет возможности прокредитоваться. Он выбирает, кому он не заплатит — своим сотрудникам, контрагентам, налоговой инспекции? Выбор-то не такой уж большой. Во-вторых, у тех, которые олигархи, и у которых, есть доступ к кредитным ресурсам с попустительства вышеназванных, но уже наших разных органов, сложилась порочная практика кредитоваться за счет подрядчиков, коими является мелкий и средний бизнес.

Точно так же ведут себя и госзаказчики. Их кристальная совесть и незамутненное сознание говорят: кредитоваться бесплатно лучше, чем в банках. Так что, читай договора — не читай, если хочешь работать на серьезных проектах и с крупными заказчиками, ты сознательно идешь на все эти риски и понимаешь, что тебя будут иметь во всех мыслимых позициях. Правила игры установлены свыше и хочешь играй по ним, хочешь семечками торгуй.  

Оля, жизнь российских предприятий, она совсем не такая, какой ее показывают на государственных телеканалах. Мы живем в условиях тотальных неплатежей, нельзя сказать, что государство совсем ничего не делает по этому поводу. У нас принят ФЗ №195, где чиновники, ответственные за госзаказ, имеющий просрочку платежей, штрафуются.

Я знаю парочку предпринимателей в Пензе, которые пожаловались, больше их к госзаказам на пушечный выстрел не подпускают. С госмонополиями еще хуже — у меня в прошлом году был годовой, с помесячной оплатой, контракт с крупной госкомпанией не напрямую, через посредника, если быть точным. У нее  правило: платить через месяц после подписания акта о выполненных работах. Уже задержка — на месяц, надо эту госструктуру кредитовать, но, как говорится, «куды бечь»?

Но госкомпания решила — этого мало и посчитала, что платить через два месяца для нее  будет полезней. Я готов был к тому, что буду кредитовать своего контрагента на 2.5 миллиона, но на 5 — нет, поэтому весь год, то мои контрагенты, то сотрудники, имели задержку платежей, соответственно, от меня. И все это понимают и ждут, когда заплатит первоисточник. А куда деваться?

Теоретически, все всем могут начать предъявлять неустойки и, что толку,  коллапс и невозможность работать.

Оля, ты можешь сказать:  «Идите в суд», — скажешь и обидишь до глубины души. Два месяца превратятся в полгода, а то и в год — это первое,  в потерю заказчика — это второе. Это понимают и контрагенты, и поэтому, все терпят. В суд обращаются только в самых крайних ситуациях, и то, зачастую, чтобы получить документ для налоговой о невозможности взыскания долга.

В принципе, такого же понимания  хотелось бы и от структур, которые наша региональная власть создала для поддержки предпринимателей. Читаем мы договоры, но понимаем, что чаще всего ничего изменить в них не можем, диалог с властью не выстроен,  а работать и развиваться хотим, поэтому  сознательно идем на такие вот предпринимательские риски.

Мне много есть чего сказать по этому поводу. Будут вопросы — можем продолжить тему. 

Похожие статьи