Забытый «Транспорт для каждого»: жители Заречного стали заложниками архаичной транспортной системы
Мария Сайганова
Мария Сайганова

 «Если в проекте не заложена возможность прямого и быстрого получения мзды чиновником, это плохой и ненужный проект. Разговоры про пользу жителям оставьте для дурачков»​.

 Заповедь буртасского чиновника

Салон маршрутки забит до отказа, пассажиры смиренно едут стоя, ни о каком соблюдении социальной дистанции в 1,5 метра нечего и говорить. В таких потенциально опасных условиях жители Заречного вынуждены ездить на работу, учёбу ежедневно — альтернативы нет. 

 А ведь ещё в прошлом году вопрос с транспортом мог бы быть решён. Жители ЗАТО могли бы и не испытывать этих и других транспортных проблем. В сентябре 2019-го мэрия Заречного и команда разработчиков МНПК «Росоператор» в тестовом режиме запускали проект «Транспорт для каждого», который высоко был оценён «Агентством стратегических инициатив». 

Как работала система ТДК?

Пассажир заранее отмечал нужные ему маршрут и время на сайте системы «Транспорт для каждого». Перевозчик, зная, сколько человек  набирается в поездку, мог выставить на рейс автобус, микроавтобус или даже легковой автомобиль. 

Для пассажира это влекло неожиданный и приятный бонус: цена поездки уменьшалась, если количество человек, зарегистрированных на этот же маршрут, увеличивалось. 

Таким образом, выгоду получали все:

— жители экономили время и деньги;

— перевозчики оптимизировали маршруты и снижали свои издержки;

— муниципалитеты разгружали улицы от лишнего общественного транспорта.

Фактически, проект ТДК был синтезом, таких как Uber или BlaBlaCar, но только применительно к  муниципальному транспорту.

Что пошло не так, и почему многообещающий проект не был реализован 

Идея особо пришлась по душе студентам из Заречного, обучающимся в Аграрном университете, что в Ахунах. Оно и понятно  —  от закрытого города до вуза рукой подать, но прямого маршрута нет, и поэтому приходится на учёбу добираться через Пензу-I. В результате люди переплачивают в два раза и теряют до часа времени на каждой поездке, а перевозчики жгут лишнее топливо и создают пробки на улицах.

«Мы запустили проект в тестовом режиме в сентябре прошлого года. Администрация Заречного вывела на рейс один автобус. Был такой момент, что люди ждали его, а он не приехал. Было понятно, что одним автобусом систему не покроешь, а в мэрии не хотели идти нам навстречу и выделять дополнительные транспортные средства – микроавтобус, легковой автомобиль. Они сомневались в рентабельности поездок, отсюда и холодность к проекту, о привлечении частного транспорта в систему тоже речь не шла, конкуренция не нужна», —  вспоминает руководитель проекта Ирина Скорикова. Такая вот позиция и рыбку съесть и сапожки не замочить.

 Через две недели после окончания тестового режима, в администрации Заречного заявили, мол, система «сыровата» и нуждается в доработке. Понять простую истину, что автобусы должны выходить на рейсы, в мэрии так и не смогли. Вместо доработки проект просто начали тихо сливать.

«Транспорт для каждого» продолжал работу ещё какое-то время. И жители Заречного могли прямым маршрутом ездить в Коллаж за покупками или посетить, например, концерт группы «Руки вверх!» в Дизель-Арене. Но, не имея поддержки от властей ЗАТО, проект пришлось закрыть, несмотря на его явную востребованность у населения. Проект оказался неугоден Администрации тем, что он в принципе делал ненужной покупку автобусов за бюджетные средства и, соответственно, исчезала возможность на этом что-то поиметь.  

 На днях о больной для всех транспортной теме написал телеграм-канал «Сурский край».   

«Что значит «общественный транспорт», пензяки давно забыли. Вот пример закрытого Заречного, который напоминает, в чём плюс муниципального перевозчика. Кататься из ЗАТО в Пензу с пересадками – очень накладно. Многие жители Заречного работают и учатся в областном центре. Что делает город, когда приходится повысить цены на проезд? Безлимитные проездные. Заплатил 840 рублей, и катайся, сколько надо, на зареченских автобусах. Дорого? Ввели льготы для пенсионеров, школьников, студентов и почётных доноров. Может себе такое позволить Пенза? Нет! Чем закончится противостояние губернатора Белозерцева и частных перевозчиков, мы не знаем. Но ведь побороться стоит. Сколько голосов пенсионеров, студентов и так далее можно получить за льготный проезд?». 

Что ж, введение льготных проездных, хоть как-то реанимирует в наших глазах действия мэрии города Заречный. Однако этот шаг никак не решает проблемы загруженных до отказа маршруток, и сейчас речь идёт уже не просто о неудобстве — людям приходится ежедневно рисковать собственным здоровьем. Напомним, по последним данным в Пензенской области зафиксировано свыше 3 000 заболевших коронавирусом.  

Будь чиновники в администрации Заречного немного дальновиднее, то с помощью современных цифровых технологий они могли бы действительно решить транспортную проблему и облегчить жизнь всем  — пассажирам, и, что немаловажно, перевозчикам дать работу. Но патологическую недееспособность, как и нежелание двигаться вперед, так просто из чиновничьих умов не выкорчевать. 

 

 

Источник фото: http://zarechny.zato.ru/

Похожие статьи