Протоиерей Кирилл Соколов рассказал, почему Пензу выбрали для проведения этапа «Кубка равноапостольного Николая Японского»
Основатель Патриаршего международного фестиваля спортивных единоборств и боевых искусств «Кубок равноапостольного Николая Японского», сопредседатель Российского союза православных единоборцев, протоиерей Кирилл Соколов стал гостем государственного медиахолдинга «Экспресс». Он пообщался с телеведущей Ольгой Измайловой в рамках программы «События. Итоги недели» (16+). Сетевое издание "Пенза-онлайн" приводит текстовую версию этой беседы.
— Отец Кирилл, как сочетаются православие и единоборства? Ведь христианство — это больше по доброту, про принятие, а единоборства, хотя за каждым из них стоит определенная философия, все же связаны с насилием?
— Если вы говорите, что православие — это только о доброте и милосердии, то тогда мы должны забыть о наших православных святых, таких как Александр Невский и Федор Ушаков, которые защищали наше Отечество с мечом в руках. А также целую плеяду древних святых — Великомученика Георгия, Дмитрия Солунского, которые были воинами. Православие и боевые искусства сочетаются в достаточной мере, поскольку защищать Родину, будь то на татами, на спортивной площадке или, как сейчас, в зоне СВО — это нормально. Для православного христианина это норма жизни.
Есть такое выражение: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих», — это как раз православие. Мы выходим на татами, на спортивные состязания под флагом своей Родины, демонстрируя тем самым свою любовь к ней.
А что касается именно восточных единоборств, то есть замечательное выражение: «Карате начинается с поклона и заканчивается поклоном». В восточных единоборствах нет победителя. Победитель не тот, кто выиграл, а тот, кто что-то вынес для себя из этого поединка. Это не уличная драка, это об уважении друг друга. Люди здороваются перед боем, после боя тоже приветствуют друг друга, обнимаются… Это спортивная честь.
Для православного христианина выйти на поединок с любовью, без ненависти, победить самого себя — это поступок. Даже выйти не на поединок, а на ката ( последовательность движений, связанных принципами ведения поединка с воображаемым противником или группой противников. —прим. ред.), где контакта с противником нет, перед зрителями — это преодоление себя. Спорт — это про победу над собой. Если ты еще и проиграл, то пережить, подняться и двигаться дальше. Это в некотором смысле такая православная аскеза.
— Николай Японский известен как основатель православия в Японии. Почему именно его именем назван фестиваль единоборств?
— Сам он единоборствами не занимался. Однако в семинарии, которую он организовал в Токио, преподавали два вида единоборств — это кендо и дзюдо — первые единоборства, которые вошли в ореол русского человека. Кендо — поединок на мечах, а дзюдо, по сути, — это будущее самбо, и один из духовных учеников Николая Японского, Василий Ощепков, был вторым европейцем, который сумел получить черный пояс по дзюдо, причем не просто черный пояс, а второй дан.
После смерти святителя Николая он приехал в Россию передавать свои знания российским ребятам, нашим воинам. Он не просто развивал дзюдо, он его переделывал. Он компилировал все лучшее, что было тогда на территории Советского Союза. Он изучал кёреш, технику кулачного боя, других единоборств. Хотел создать непобедимый вид единоборств. К сожалению, он не дожил до тех времен, когда самбо стало отдельной дисциплиной, отдельным видом спорта, его подставили, написали донос, что он японский шпион, и он погиб в Бутырке.
У него были больные легкие, а камера была забита настолько, что у него не было даже возможности сесть — он стоял и стоя умер. Его преданные ученики продолжили его дело и создали современный вид спорта— наше самбо. Все наши бойцы современные — Федор Емельяненко, Саша Емельяненко, Хабиб — они занимались боевым самбо.
В память погибших в зоне СВО воинов отряда «Союз» мы в этом году поставили бюст Николая Японского в городе Пушкино, где проходит Патриарший фестиваль. Мы поддерживаем этих ребят. Делал его спортсмен-самбист Салават Щербаков, который известен как автор памятника князю Владимиру в центре Москвы. Когда мы обратились к нему со своей идеей, он с радостью согласился. И сделал замечательный бюст.
— Николая Японского помнят и чтят в Японии. С чем это связано?
— Его могила до сих пор является собственностью Императорского дома и охраняется государством. Он достиг такой степени уважения, что, когда его хоронили, чужестранца, представляющего иную религию, провожать его вышел весь Токио. Он удостоился высшей чести — император послал ему венок, что делается только для близких родственников. В Японии это народный герой — человек, который принес в Японию новую культуру, дал толчок развитию. При этом он принял и японскую культуру – знал японский язык, знал историю, — то, чего многие преподаватели не знают. Он по-настоящему полюбил эту страну.
— Вы тоже очень популярная личность, и подчас в интернете можно наткнуться на такие заголовки — «Священник-каратист». Вас это не ранит, не обижает?
— Нет, конечно. Меня с Японией уже связали. Я сам занимался карате. У меня пятый дан по карате. С 2011 года я занимался карате с детьми, а с 2018 года занимаюсь пара-карате с детьми-инвалидами. Поэтому батюшка-каратист — это, наверное, правильно.
Эти занятия очень многое дают. Когда ты видишь, как ребенок с ментальными заболеваниями изменился за шесть лет занятий, когда сравниваешь видеозаписи, понимаешь, что это огромный труд. То, что для нормального ребенка просто — сделать пять шагов назад, развернуться, сделать пять шагов вперед, для моих подопечных – огромный труд. Это большой труд и для меня, и для родителей, которые все это время с ребенком постоянно занимаются.
Дети живут этим, они делают очень много. И для нас это не дети с «ограниченными возможностями», а дети с безграничными возможностями. Это мы ограничены в своих желаниях, а они — нет. Они хотят и занимаются, движутся вперед!
Когда это видишь, когда это понимаешь, это дает всплеск жизненных сил.
— Вернемся к региональному этапу III Патриаршего международного фестиваля спортивных единоборств и боевых искусств «Кубок равноапостольного Николая Японского». Почему выбор пал на Пензу и все ли получилось так, как хотелось?
— С Пензой нас давно связывают теплые отношения. Здесь уже десять лет проходит Георгиевский фестиваль боевых искусств, где я являюсь сопредседателем оргкомитета. Пензенские ребята не раз приезжали на выступления в Москву. И по благословению патриарха Кирилла два года назад была подготовлена фотовыставка, посвященная этому фестивалю. Когда он ее посмотрел, ваша землячка Анна Кузнецова (заместитель председателя Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации, заместитель секретаря Генерального совета партии «Единая Россия». – прим. ред.) предложила проводить региональные этапы Патриаршего фестиваля хотя бы по округам. Его святейшество тогда сказал, что это хорошая идея, если кто-то откликнется — проведем. И Пенза была одной из первых, где сказали: «Да, мы хотим!».
Я думаю, что для Пензы это большой шаг вперед, потому что принимать соревнования такого уровня, Патриаршее мероприятие, это честь. Тем более в этом году мы с благословения патриарха привезли икону с частицей мощей Николая Японского. Эта икона постоянно ездит по стране с поддержкой наших спортсменов, ездит в зону проведения специальной военной операции, с поддержкой наших воинов. Ведь многие участники фестиваля прошлых лет выросли и теперь в зоне СВО с оружием в руках доказывают, что они не просто так соревновались на «Кубке Николая Японского». Что они продолжатели дела Василия Ощепкова. Уже 15 участников соревнований получили орден Мужества за участие в спецоперации.
Печально, что в этом году двое парней, которые раньше принимали участие в соревнованиях, погибли в Курской области. Один из них — мой ученик. Сейчас мы при поддержке Анны Кузнецовой пытаемся вернуть останки 24-летнего парня домой, чтобы мать могла оплакать своего ребенка.
— Вы много работаете с молодежью. Каковы ваши впечатления от подрастающего поколения?
— Молодежь многие ругают. Этого делать нельзя! Молодежь настолько позитивна! Конечно, что-то делается неправильно, и отделы по работе с молодежью — это больше отделы «по борьбе с молодежью». Мы пытаемся вытащить детей из телефонов, из гаджетов. Патриарший фестиваль — это движение, которое объединяет вокруг себя подростков со всей страны. И это, наверное, главная задача фестиваля — чтобы появились эти горизонтальные связи. Чтобы православные, не все из которых приветствуют занятия спортом, изменили свою точку зрения. Фестиваль «православный» и «Патриарший», а значит, заниматься спортом верующим не только можно, но и нужно.
Я знаю много пензенских ребят, которые занимаются спортом. Это хорошие, отзывчивые, целеустремленные молодые люди. Девчонки хорошие — красивые, спортивные.
Еще раз отмечу — эти горизонтальные связи между молодыми людьми из разных регионов выстроить сложно, а здесь, когда есть повод, когда государство поддерживает, когда губернатор Олег Владимирович Мельниченко приветствует и всячески оказывает содействие, когда от молодежи есть отклик, это дорогого стоит.
В феврале этого года проходили соревнования – 4970 участников из 57 регионов страны, приехали спортсмены из ближнего зарубежья, Чили, Кубы. Из Латинской Америки приехали — специально, чтобы выступить на этих соревнованиях! Мы таким образом переформатируем общественное мнение, мы говорим, что Россия — не изгой, что Россия открыта для всех, кто к нам приезжает.