Александр Кислов.  Все будет так, как задумано. Часть II
Журналист
Журналист

В единый день голосования 13 сентября жители области будут выбирать губернатора. Путин поддержал Белозерцева, основные его конкуренты — пензенские коммунисты — определяются с кандидатом. О политическом раскладе перед выборами мы решили поговорить с авторитетным пензенским журналистом и политологом Александром Ивановичем Кисловым. Первая часть разговора здесь.

— У нас страна сильно централизована, поэтому эта проекция существует, она влияет и на нашу жизнь.

— О предстоящих сентябрьских выборах губернатора я тоже бы хотел пару слов сказать. Как мне представляется, со стороны оппозиции существует излишнее шапкозакидательство, в том смысле «уж мы-то сейчас шороху наведём, всё выиграем и все должности возьмём». 

Левые говорят, что вот вышли очень серьёзные кандидаты.  Георгий Петрович Камнев, первый секретарь обкома партии, его поддерживает ЦК, он член президиума ЦК, фигура большая, значит, в Москве Зюганов уже всё согласовал. Анна Владимировна Очкина от «Справедливой России». Очень умная женщина, я её хорошо знаю, она тоже сильный кандидат. А что Белозерцев? Он уже пять лет…

Эти рассуждения довольно наивные. Самое главное соображение, которое даёт мне основание говорить, что Иван Александрович победит эту выборную кампанию с хорошим результатом, естественно, если не будет никаких форс-мажоров. Если взглянуть на его пятилетнее правление, то весь этот срок он развивал регион.  Вспомните, какую область он принял, и что в регионе сейчас. Это легко по цифрам можно определить. Во-первых,  успешно рассчитываемся с внешним и внутренним долгом. Василий Бочкарёв в наследство оставил очень серьёзные долги. Идёт распашка и введение в оборот земель,  которые были заброшены. Развивается аграрный комплекс, и по темпам его развития мы первые в ПФО, и в России на 4-м месте.

 А это о многом говорит. Развивается и промышленность, мы недалеко от лидерских мест в Поволжье. У нас очень высокие темпы жилищного строительства. И самое главное, у нас спокойная общественно-политическая обстановка. Ну побегали оппозиционеры, флешмобы какие-то поустраивали, а сейчас и они, по-моему, успокоились. Я имею  в виду «Левый Фронт», возглавляемый Сергеем Падалкиным. А с другой стороны, может быть, эти люди и полезны – не дают чиновникам дремать.

 Спокойная общественно-политическая обстановка сложилась не просто так, а на основе той работы, тех результатов, которые видят простые люди, простые избиратели. Она сформировалась из каждодневного анализа ситуации, и это ощущение спокойствия у людей не побуждает бежать голосовать «против», бастовать. 

 Это связано  и с именем губернатора. Оппозиция пыталась ехать на коньке коррупции. При прежнем губернаторе, это был даже не конёк, а лошадь или слон, и можно было ехать, поскольку мы знаем, как Василий Кузьмич построил личную финансовую империю. На сайте компромат.ру до сих пор на 29 страниц его бизнес расписан, который он за свои годы приобрёл для своей семьи. 

 А здесь, кроме бордюров, ничего придумать не смогли. Однако бордюры, согласно федеральной программе «Безопасные и качественные дороги»-  обязательный элемент. Дорогу просто не примут, если мы их не заменим. Ну и что ж теперь? Это необходимость. И кто сказал, что это он (Белозерцев) делает эти бордюры? Искали-искали, и не нашли. Так что с бордюрами вроде как успокоились.

Была ещё история  с забором. Это такая чепуха.  Люди всё прекрасно видят и всё понимают. Исходя из этого, я думаю, что выборная кампания пройдёт спокойно и довольно успешно для Белозерцева. Что касается его оппонентов.  Камнев к примеру –он заявился и на губернатора, и на депутата Госдумы. Если кандидаты поведут себя умно, то их тоже ждёт приз. Камнев уйдет в  Госдуму, а Анна Владимировна, может быть,  в Москву уедет на высокую должность в партии «СР», где такие люди нужны. Мне кажется,  они  понимают это. Вспомним Бориса Пастернака:

 «Я люблю твой замысел упрямый

 И играть согласен эту роль».

Понимают это и те люди, которые их направили в качестве кандидатов.  Сергей Падалкин всё приглашает сюда Максима Шевченко. Сильный публицист, непримиримый оппозиционер. Личность весьма харизматичная. Однако мне кажется, что и Шевченко прекрасно понимает ситуацию, поэтому он отказался от губернаторских претензий.

Насколько активно Шевченко будет помогать Камневу? Здесь я тоже сомневаюсь. Поскольку, учитывая сценарий, в этом не будет особой необходимости.

Другой вопрос. Представим невероятное. Вот избрали, положим, Камнева, а что дальше? Команды толковой нет, сам он новичок в системе управления. Ни в аграрном комплексе, ни в экономике, ни в промышленности.  Связей в Москве, в министерствах, ведомствах никаких нет. И плюс ко всему у него на лбу написано, что он коммунист.

А мы знаем, что Владимир Владимирович очень не любит коммунистов.  Вот  приедет Камнев в министерство, а там красный свет. «Ты, Камнев, кто?  Коммунист?  И начнут мурыжить. У нас это делать научились хорошо.

 Мы прекрасно знаем эту ситуацию по Анатолию Ковлягину (глава администрации Пензенской области с 1993 по 1998 гг.) Он в ходе выборной кампании наобещал весьма много, а в результате развалил все, что было. Не без «помощи» Москвы.

Безусловно, это плохо, но это жизнь.

 А из кого набирать команду? Здесь очень много вопросов возникает, их понимают и сами кандидаты, и их окружение. И Геннадий Андреевич Зюганов прекрасно понимает, и те товарищи-коммунисты, которые здесь составляют актив областной партийной организации. Хорошие ребята, я их многих знаю лично. Честные люди, которым хотелось бы улучшить ситуацию.

 Но тут нужно вспомнить, для чего создаётся партия?  Ради борьбы за власть. Это инструмент мирного захвата власти. А если перед ними их центральный комитет не ставит такой задачи, а только чисто тактические цели (брать места в местном парламенте), то их пафос и стремление улучшать жизнь, их стремление выполнять заветы Ленина как-то размываются до состояния местных протестных акций, которые сейчас производят эти левые.

Что такое сейчас наша оппозиция? Она вся поверхностная, декларативная. Способная лишь на негромкую бузу. Потому что вожди системной оппозиции давно прикормлены, и ориентируют свои структуры на спойлерство Единой России. Это они для виду бубнят об антинародном правительстве и прочее. Если они всерьез чего то затеют, им сразу прекратят государственное финансирование. а у лидеров дачи отберут. И оппозиция кончится совсем.

Это не их вина, а это их беда. В цивилизованном, демократическом обществе предоставляются равные условия для всех, и в зависимости от силы твоей программы, от силы убеждений, личности лидера, ты можешь рассчитывать на победу.  Сейчас демократическая партия, завтра – республиканская. 

Я же говорю о реалиях, в которых мы живём. Они никуда не годятся, но это реалии. И избиратели, которым свойственно думать и оценивать ситуацию, они думают, ну за кем сила, вот его Путин одобрил, а эти кто? Мы их не знаем.

Это, безусловно, грустно. И опять вспомним Пастернака:

«Но продуман распорядок действий,

 И неотвратим конец пути…»

—  Вот то, что вы говорите, это, безусловно, так и есть. Более того, общаясь с предпринимателями, приходишь к выводу, что люди не  хотят никаких изменений, опять же, исходя из реалий. Ну, зачем? Каждая смена власти, в силу той же недемократичности ситуации, чревата коллизиями. Когда к власти пришёл Белозерцев, многие предприниматели столкнулись с рядом проблем в бизнесе (я в их числе), но сейчас всё успокоилось, утряслось. Проблемы были не такие большие, не драматичные. Один из  пензенских предпринимателей высказал такую мысль: Белозерцев лучший из губернаторов, он возвращает долги. И у него хорошая финансовая дисциплина. Он ровно то же самое говорил, что и вы, только другими словами. Но эти люди не ходят на выборы, хотя влияние их в регионе большое.  А деятельность левых создаёт достаточно большой шум, и мне почему-то кажется, что окружение Белозерцева здесь недорабатывает. Тем более, это важно что практически параллельно с этим проходят «обнуление», поправки к Конституции. В общем, конструктивная повестка до населения не доводится. Вот, если это в конструктиве людям доносить, привлечь на свою сторону думающих людей, власть бы тогда не боялась, что придут и проведут «опрокидывающее голосование». Как с этим быть?

 —  Людям нужно дать повестку совершенно понятную, чёткую, краткую и постоянно её повторять. Возьмём четыре тезиса, они звучат очень убедительно, понятны каждому – и человеку в дальней деревне, и горожанину.  Вот эти аргументы выписать. У вас есть партия, молодёжные движения, партактив, районные и областные газеты, холдинг ТРК «Экспресс». И через всё это нужно доводить. Не надо растекаться мыслью по древу, забалтывать проблему лишними словами. Людям некогда понимать, что такое обнуление, они не хотят об этом думать и говорить.

Я ничего нового не говорю, это месседжи, которые каждый кандидат посылает народу. Просто их нужно чётко сформулировать и грамотно донести до каждого человека.

—  Белозерцеву есть, что предъявить народу. Вы уже говорили. Развитие сельского хозяйства и промышленность, которая не потеряла своего лица и развивается. Это и жилищное строительство. В нашем разговоре с Анной Очкиной мы говорили, что в Пензе прослойка малого и среднего бизнеса гораздо толще, чем в целом по поволжью, это и даёт нам дополнительную стабильность. Да и коронавирус у нас по среднешведскому варианту прошёл, никого тут не прессовали. У нас люди покладистые, и Белозерцев так себя ведёт. Мне кажется, это до людей не доводится.

  —  Здесь я скажу категорично. Давайте вспомним Георга Васильевича Мясникова секретаря пензенского обкома КПСС, вот представим его. Глыба —поставим рядом с ним тех, кто отвечает за внутреннюю политику. Делайте выводы сами.

Сфера внутренней политики и общественных отношений – очень тонкая. Здесь нужно быть гораздо большим специалистом, чем в управлении экономикой, промышленностью, аграрным комплексом, технологиями и т. д.

 Поскольку вы работаете с людьми, с их разумом, вы корректируете их представления. Здесь нужно быть самому и психологом, и философом, и педагогом, и социологом.  В этом я согласен с теми людьми, которые критикуют Белозерцева за  проблемы с подбором кадров. Ему нужно делать из этого выводы, если он хочет продолжать быть у руля. Сейчас он пока тянет на себе всё, но нужна команда.

—  Мы об этом писали, и не раз. Есть такое ощущение, что половину пензенского правительства можно убрать, потому что всё тянет на себе Белозерцев. Я поработал в команде Бочкарёва и чуть-чуть у Белозерцева. Команда сохранилась бочкарёвская, она не настроена на Белозерцева.  Белозерцев более бюрократического склада, и старая команда не смогла или не захотела перестроиться под нового шефа. Зато министры быстренько отгородились. «Ты в моё министерство не лезь, а я не лезу в твое». Каждый владеет своим куском информации, и никто не хочет делиться. А развитие должно быть межведомственное, но этого не происходит. Ведомственные заборы тормозят регион.

 —  Из этого можно сделать ещё один вывод. Потенциально мы сильны. Если собрать профессиональную серьёзную команду, которая имеет определённые стимулы (они должны быть у каждого), то мы можем резко рвануть вперёд с таким командиром. У Белозерцева есть ещё такое качество, которое не замечают политтехнологи, как близость, доступность к людям. Он прост и доступен в общении. Он не чинуша. И люди это тоже чувствуют. Даже его косноязычие не портит общей картины, поскольку основная масса населения тоже не филологи. Я делал про него серию фильмов, и  видел, как он общается с людьми. В данном случае у нас есть достаточно серьёзный потенциал, просто его необходимо творчески осмыслить и реализовать.

—  Вот когда вы сравнивали Путина и Белозерцева, и затронули так называемую проблему друзей (это моя команда, я его взял, я его не сдам), наверно, это и есть проблема, которую ему (губернатору) надо решить. Эти люди не дают региону двинуться дальше.

—  Нужно быть гораздо требовательнее к ним. Ты человек порядочный, ты своих не сдаёшь, но в данном случае, ты первое лицо, руководитель, ты отвечаешь за 1,5 миллиона людей, а не за эту группу своих непосредственных подчинённых. Поэтому тебе нужно выбрать. Не раз, и не два об этом говорено. Об этом говорят многие, и вы пишете, и ваши читатели, и коммунисты. К этому мнению необходимо прислушаться.  

Фото А. Новокшонова

Похожие статьи