В пензенских школах обучают не по нормам


Вопрос наполняемости классов в пензенских школах в преддверии очередного учебного года поневоле вновь навел на мысль о том, что полностью обеспечить в них возможность качественного обучения маловероятно.
Этот вопрос является одним из животрепещущих как для родителей, так и для педагогов. Одним при устройстве своих детей в школы порою приходится сталкиваться с отказом в приеме по причине отсутствия свободных мест. И нынешний год исключением не является. А другие поставлены перед необходимостью не только удовлетворить потребности родителей и школьников, но и себя не обидеть.
На днях довелось ознакомиться со списком первоклассников пензенской школы №56. Три класса. В 1 «А» зачислены 32 человека — по 16 мальчиков и девочек. Аналогичное количество в 1 «Б», но здесь на 18 девочек приходится 14 мальчиков. А вот в 1 «В» в сумме обозначено на два человека больше — 20 девочек и 14 мальчиков. Приличный, однако, переборчик получается, с какой стороны ни посмотри, и каких только норм ни придерживайся.
С одной стороны, есть приказ Минобрнауки РФ, в соответствии с которым наполняемость классов, за исключением классов компенсирующего обучения, не должна превышать 25 человек. И именно эта цифра зачастую упоминается в качестве предельной нормы наполняемости.
С другой стороны, согласно Конституции РФ и Федеральному Закону «Об образовании в Российской Федерации», каждому в нашей стране гарантировано право на получение образования. То есть, если ребенок достиг определенного возраста и имеет соответствующие документы, прикрепление к образовательной организации по месту регистрации, то директор обязан зачислить его в школу, чтобы тот мог реализовать свои права. Именно этим моментом чиновниками и руководителями образовательных организаций зачастую объясняется превышение лимита в 25 человек в классах.
Однако есть еще и постановление главного государственного санитарного врача РФ №81 от 24 ноября 2015 года. Ограничение в 25 человек приобрело здесь новую формулировку. В соответствии с ним количество учащихся в классе определяется из расчета соблюдения нормы площади на одного ученика и ряда других требований.
Фактически для каждого кабинета должна была быть установлена максимальная вместимость. И если его площадь позволяет рассадить более 25 учеников, то почему бы и нет. Так что и в этом случае, перебору можно было бы не придавать особого значения. Если бы не один нюанс.
На одного ученика в кабинете полагается площадь не менее чем в 2,5 квадратных метра. И вот здесь-то и начинается самое интересное. При стандартном класс-комплекте в 25 человек полагается кабинет площадью минимум 62,5 квадрата. Приличная по размерам «двушка». И не в каждой образовательной организации таких наберется в нужном количестве. А если взять новоиспеченные первые классы в школе №56, то, получается, что площадь кабинета для каждого из них должна составлять минимум 80 квадратных метров. Покажите такие кабинеты в пензенских школах, если только занятия проводятся не в актовых залах или спортзалах...
Из этих трех первых классов вполне можно было сколотить и четвертый. Да только кому это надо? Здесь возникает необходимость открывать дополнительную вакансию, изыскивать дополнительный кабинет, которого, надо полагать, в учреждении попросту нет.
Можно было бы и предлагать какие-либо другие учреждения. Так тут самим недобор будет по подушевому финансированию, выгоду от которого упускать не хотелось бы. Да и административная ответственность за ущемление права на получение образования гораздо выше, чем за неисполнение нормативов санитарно-эпидемиологических правил, значит и штрафы в разы крупнее. Вот и приходится из двух зол выбирать меньшее.
Вопреки нормам обучают детей, надо полагать, далеко не в одной пензенской школе. А наполняемость классов — далеко не единичный случай, когда одни правила не соответствуют другим. Мешают качественному образовательному процессу порою и директивы другого толка, в том числе и на местном уровне. И мы еще как-нибудь поговорим об этом.
Источник фото: http://900igr.net/kartinka/literatura/rabota-v-parakh-na-urokakh-russkogo-jazyka-v-6-klassakh-245112/vidy-uchebnoj-dejatelnosti-v-parakh-5.html