Служители Бога и Мамоны
Сергей Беседин
Сергей Беседин

В Евангелии от Матфея, глава 6, стих 19, сказано: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут». Но, похоже, в России святые отцы эту главу пролистали, не читая. Иначе чем объяснить такую маниакальную тягу батюшек коллекционировать люксовые автомобили, яхты и особенно недвижимость? Ладно бы они просто строили ее с нуля, по кирпичику. А то ведь отбирают у детишек! Не верите? Да вот вам свежий случай из Рязани.

Двухэтажное каменное здание школы на улице Семинарской, 6, постройки 1812–1826 годов, пытается отобрать Рязанская епархия, так как ей нужно помещение под духовную семинарию. Обоснование у батюшек простое и туповатое: тут уже была духовная семинария, правда, еще до революции. Мэрию такой аргумент не устроил, и епархии в просьбе было отказано. В ответ митрополит Рязанский и Михайловский Марк произнес потрясающую речь в передаче «Образ» на Рязанском епархиальном радио. Здесь каждое слово — настоящий бриллиант чистой воды. Оцените.

— Представляете, вот вы построили, например, дом, прожили в нем три года. Оставили, например, какие-то гастарбайтеры вселились, и стали там жить, и прожили там больше трех лет, больше вас. И что?

Сравнить школьников с гастарбайтерами — это, конечно, вершина красноречия пастыря. Не сомневаюсь, что в черновике фигурировало слово «бомжи», но затем митрополит, чего-то устыдившись, этот эпитет вычеркнул. Хотя чего уже стыдиться?

Епархия подала на мэрию в арбитражный суд, но на первом заседании притязания церковников были отвергнуты. Так что очередной акт этого трагифарса состоится 18 декабря. Наверно, батюшки вдохновляются афоризмом американского шоумена Артура Линклеттера: «Если что-то вообще стоит пробовать, это стоит попробовать не меньше десяти раз».

В Тамбовской области рейдеры от РПЦ оказались успешнее. В 2012 году им удалось отжать под семинарию трёхэтажное здание школы номер 32 в самом центре города. А в 2017 году митрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосий попросил у губернатора Александра Никитина передать в собственность епархии сразу три школы: номер 6, 7 и 8. Видимо, чтобы не заморачиваться, святые отцы просто пошли по списку в телефонном справочнике. Правда, школы пока остаются в собственности города, но лиха беда начало. Обратим внимание, что все здания как на подбор. Крепкие, каменные, еще лет сто простоят. И, главное, ни одного случая, чтобы епархия попросила себе какой-то старый деревянный сарай. Дескать, мы люди божии, скромные, нам и этого хватит.

В Великом Устюге церковники захапали учебный комплекс автотранспортного техникума. Мы не знаем, где сейчас подростки, которые получали там специальность автомеханика. Наверно, болтаются на улице без дела. Но вот точно знаем, что теперь в захваченном здании грустно живет в одиночестве иеромонах Иоаким и собирает деньги на карту с целью переделки помещения под храм. Как говорится, ни себе ни людям.

И завершим мы эту грустную эпопею, конечно же, Пензой. Тут глаз местного митрополита Серафима в 2017 году упал на отличное, основательное здание ДК имени Дзержинского. А митрополиты они, знаете, как дети. Если уж что ухватят, то кричат, ревут, топочут ножками и назад уже не отдают. На тот момент, сообщает портал credo.press, там работали 17 творческих коллективов, в которых занимались 317 детей, 96 взрослых и 24 пенсионера. В их числе — победители всероссийских и международных конкурсов. Это было единственное в центре Пензы учреждение культуры с действующим зрительным залом и двумя танцевальными фойе с паркетным покрытием.

Не знаю, какую причину на этот раз придумали церковники. Может, ту, что Феликс Эдмундович, в честь которого назван ДК, в юности мечтал стать ксендзом. Но в итоге епархия приняла здание Дворца культуры в апреле 2019 года. Сегодня здесь работает духовно-просветительский центр. Его директор, протоиерей Алексей Ладыгин, рассказал порталу «7х7», что часть секций и кружков сохранилась, они существуют на тех же условиях, что и раньше, платят арендную плату.

— Но некоторые ушли, потому что мы не могли себе позволить, чтобы тут занимались рок-музыкой или танцами нового порядка. Это все-таки храм. Сцена до сих пор находится там, где раньше был алтарь. Мы не против, чтобы на сцене выступали, но все должно быть в рамках приличия и без полуголых тел.

Алексей Ладыгин добавил, что «не всем нравится, когда в одном крыле здания читают молитвы, а в другом — танцуют».

Словом, как писали незабвенные Ильф и Петров, «не успевал обходительный Б. Культуртригер спросить покупательницу: «Что вы хотели?» — как водопроводчик Фанатюк с грохотом ударял молотком по ржавой трубе, и сажа от паяльной лампы садилась на нежный галантерейный товар».

Ознакомившись со всеми этими фактами, так и хочется вскрикнуть другой фразой из «Золотого теленка»:

Бога нет! Это научно-медицинский факт! Они просто хотят забрать «Антилопу»!

Вот почему я, наверно, до сих пор атеист. Потому что кого я увижу в церкви? Бородатых неопрятных мужчин в женских одеждах, которых гугнят что-то непонятное на старославянском, не соблюдают социальную дистанцию и постоянно хотят денег. А я бы кого хотел увидеть? Скорее всего, молодого интеллигентного человека в очках, джинсах и водолазке, который встретит на пороге и предложит кофе.

— Вас как зовут? Сергей? Очень приятно. А я отец Аристарх. Кофе у нас тут замечательный. И просфорку берите, только что испекли.

— Спасибо! Я вам что-то должен?

— Нет, мы тех, кто нас посетил впервые, угощаем бесплатно. Присаживайтесь.

— Эээ… а в церкви разве можно сидеть?

— Да почему нет? Предрассудки это! От лукавого!

— Святой отец, простите за любопытство, но где ваша борода? У вас подбородок гладкий, как пятка.

— Я предпочитаю бриться. Более гигиенично. Коронавирус так-то на дворе. Я вам, Сергей, вот что хочу предложить: вы приходите к нам в четверг, у нас будет иммерсивная выставка о христианской живописи на примерах Вероккьо, Караваджо и Иванова. Очень познавательно! Вход свободный! Или лучше в субботу: хор монашенок будет петь спиричуэлсы. Личики —ангельские! Голоса — божественные! А в воскресенье — мастер-класс по приготовлению пасхи. Победителю — золотой крестик!

Вот в такую церковь я бы, возможно, и ходил. И даже жертвовал. А с этими мрачными рвачами, которые по недоразумению именуются священниками, мне не по пути.

 Источник фото: https://caricatura.ru/http://www.invictory.com/

Похожие статьи