Чем живет Госархив Пензенской области. Разговор с директором Аллой Вазеровой
Есть некоторое предубеждение насчет того, что в архивах работают сотрудники, которым далеко за 50 лет, а сама работа мало кому интересна. После разговора с директором Государственного архива Пензенской области Аллой Вазеровой мы сделали вывод, что это совсем не так. За последнее время сюда пришло несколько молодых сотрудников в разные отделы. Коллектив архива молодеет.
С каждым годом увеличивается количество запросов, так как в архиве можно получить не только справку о зарплате и стаже работы на каком-нибудь из предприятий, но и правоустанавливающие документы на землю или дом. Кроме того, можно найти информацию о своих родственниках, вплоть до середины 18 века, если повезет, конечно. Но иногда лучше правду о своей родословной и не знать, шутит Алла Геннадьевна, мало ли какие «скелеты в шкафу».
Но начинаем мы беседу с того, чем живет Госархив.
— Что нового появилось в Госархиве Пензенской области за последнее время?
— Чтобы не уходить в далекие дебри, можно сказать, что нам переданы на хранение документы ЗАГС за 1918-1925 гг. Это достаточно значимое событие в свете все возрастающего интереса населения к своей родословной. Фонды архива постоянно пополняются за счет ликвидированных учреждений, за счет организаций-источников комплектования.
Главная задача архива — это обеспечение сохранности документов, и многие организации, которые дорожат своими бывшими и настоящими сотрудниками, сдают нам в архив документы, понимая, что мы можем обеспечить сохранность и профессиональную выдачу справок.
Что касается техники, то знаковым приобретением за последнее время стал планетарный сканер стоимостью 1,5 млн рублей. Теперь у нас их два.
У сканера есть специальная колыбель, которая позволяет сканировать документы, толщина корешка которых не превышает 10 см. Поэтому, нам необходим сканер, колыбель которого работает и в плоском, и в адаптивном режиме, что позволяет оцифровывать плоские документы и дела, толщина корешка которых составляет до 50 см, а вес — до 50 кг. Колыбель сканера должна иметь независимую автоматическую регулировку положения ложементов, что гарантирует бережное обращение с оригиналами при оцифровке.
Добавлю так же, что буквально в прошлом году произошло долгожданное событие. В нашем отделе фондов общественно-политических организаций (ОФОПО) на Володарского,12-а была отремонтирована крыша.
— Какие уникальные документы хранятся у вас?
— Самым ранним по времени документом является грамота 1627 года о пожаловании земель боярину Андрею Несвитскому. Она была обнаружена одним из первых руководителей архивной службы Пензенской губернии Александром Любимовым.
Из уникальных и интересных документов можно упомянуть:
— письма российского историка В.О. Ключевского из Москвы в Пензу родным (1861-1864);
— документы, относящиеся к деятельности М.Е. Салтыкова-Щедрина (1866);
— разрешение МВД на перевоз тела М.Ю. Лермонтова из Пятигорска в с.Тарханы для захоронения на семейном кладбище (1842);
— гербы г.Пензы и уездных городов (1729-1781);
— документы, относящиеся к деятельности директора училищ Пензенской губернии И.И. Лажечникова (1821-1823);
— письмо декабриста А.В. Веденяпина брату из г.Эрзерума (1829);
— формулярный список о службе В.Г. Белинского (1833).
Думаю, не многие знают о том, что у нас хранится личное дело генсека ЦК КПСС Константина Устиновича Черненко.
Всего в архиве хранится более 11 тысяч особо ценных документов. 34 документа внесены в Реестр уникальных документов регионального значения.
Уникальный документ — документ высшей категории ценности, требующей особого режима его хранения и использования. При определении критериев отнесения документа к уникальным акцент делается на общекультурной значимости документа, по реликвийности, мемориальности, единственности в своем роде по содержанию и месту в истории Пензенской губернии и высокой материальной ценности. В Государственном архиве Пензенской области реестр уникальных документов Архивного фонда Пензенской области начал создаваться в августе 2005 года.
Например, у нас есть личное дело Николая Соколова — человека, который расследовал убийство царской семьи. В следующем году, вполне возможно, оно будет переведено в состав уникальных документов.
— Как обеспечивается сохранность ветхих документов?
— Надо всегда помнить, что бумага —очень хрупкий материал. Даже если человек трепетно и нежно берет в руки документ, он в любом случае оказывает на него негативное воздействие.
Документы с угасающим текстом, пораженные грибком, с высокой степенью разрушения или недостаточной прочностью носителя на основании Порядка признания документов Архивного фонда Российской Федерации находящимися в неудовлетворительном физическом состоянии не выдаются для работы в читальный зал и ставятся на учет для дальнейшей оцифровки в первую очередь, так как, еще раз повторяюсь, наша главная задача сохранность документов.
Наша мечта — иметь свою реставрационную мастерскую или профессионального реставратора. Пока же мы выходим из положения своими силами. У нас есть человек, который может оказать «первую медицинскую помощь» документу, — это Ольга Александровна Сапронова.
Но в идеале нам нужна реставрационная мастерская или возможность вывозить документы в Москву или в Нижний Новгород: там есть свои лаборатории со штатом сотрудников.
— Что происходит с документом, если, к примеру, из-за его ветхости становится невозможным прочитать то, что на нем написано. Он утилизируется или продолжает храниться?
— Если текст на документе угасает, мы все равно его храним, стараемся такие документы оцифровать. Поэтому ничего не уничтожается, как некоторые могут подумать, все хранится. Мы ждем и надеемся, что сможем спасти этот документ.
Кстати, дореволюционные документы имеют лучшую сохранность. В составе бумаги была вываренная ткань. А вот документы времен Гражданской войны — самые плохие, в плане сохранности. Например, документы ЗАГСа времен Гражданской войны. Здесь писали даже зеленкой, а не чернилами.
Вот эти дела подлежат оцифровке в первую очередь. Затем документы картонируются, чтобы на них меньше попадал свет и воздействовали внешние условия.
— Несколько лет назад местные СМИ писали о том, что Пензенский Госархив рисковал потерять около 6 тысяч документов. Сейчас нет угрозы утраты?
— Конечно, такие документы есть. И выше я уже об этом сказала, как раз с этими документами и проводится работа о выделении и признании их находящимися в неудовлетворительном физическом состоянии. Для решения этой проблемы и был приобретен еще один планетарный сканер. Эти документы мы пытаемся спасти, но другие тоже нуждаются в оцифровке. Конечно, удобно, когда есть база, где хранятся оцифрованные документы, это упрощает работу исследователей, архивистов, но не все так просто.
Скажу так: документы, которые находятся в плохом состоянии, оцифровывают в первую очередь.
— Сколько сейчас оцифровано документов в Госархиве? Сколько нужно времени, чтобы полностью оцифровать архив?
— На данный момент оцифровано 4,42% документов. Кажется, что это небольшой процент. У нас есть перспективный план. Сейчас стоит задача оцифровать 60 тысяч дел. В основном это метрические книги. То, что является особо ценным, востребованным. На самом деле, это очень неплохой процент, учитывая наши возможности.
Чтобы оцифровать полностью архив, понадобилось бы, например, 8 сканеров на 10 человек и несколько лет. А у нас два сотрудника этим занимаются.
Для сравнения, на оцифровку метрических книг Санкт-Петербурга ушло, только вдумайтесь, 20 лет. Учитывая, что были и кадры, и финансы.
Был создан Фонд пользования, люди к нему имеют доступ. Это прекрасно, а документы законсервированы. Я знаю, что в некоторых регионах на оцифровку документов выделялись из бюджета огромные суммы — 20-25 млн рублей. Там дела идут быстрее.
Но нужно отметить, что необходимо не только отсканировать документ, но и сохранить его, ввести в базу. Большую часть времени как раз занимает создание поисковой системы. Нельзя просто так «залить» оцифрованные документы. Необходимо для них создать путь поиска.
— А где жители Пензенской области могут ознакомиться с оцифрованными документами?
— В системе АИС на нашем официальном сайте. Серверное оборудование, которое является хранилищем этих документов, уже почти не справляется с объемом данных. Благодаря помощи, оказанной губернатором Олегом Владимировичем Мельниченко, были выделены средства, сейчас идет процедура установки нового серверного оборудования. Надеемся, что до конца этого года оно заработает. Второй сервер нам жизненно необходим.
— Как часто проводятся выставки и экскурсии?
— Если говорить о виртуальных выставках, пандемия научила нас работать немножко по-другому. Сейчас мы активно развиваем онлайн-формат. Но и живое общение никто не отменял. На «ура» прошли выставки к 100-летию пионерии, к 90-летию пензенского журналиста Александра Сазонова, к 350-летию Петра I.
Недавно провели очень интересное мероприятие со Следственным комитетом. К нам приезжали кадеты из Каменки, здесь же проходило принятие присяги молодых следователей, которые приступили к своим обязанностям. Специфика наших офлайн-выставок заключается в том, что мы не можем надолго выставить подлинники и оставить их на обзор, даже в витринах. Документы требуют особого к себе отношения, но достать их из хранилища на час под чутким контролем сотрудника мы можем себе позволить. Молодым следователям, кадетам, наши работники показывали документы, которые хранятся у нас, — протоколы, следственные дела начала 20 века.
Мы показали нашим гостям, как писались раньше протоколы — все от руки, каллиграфическим почерком. Читали их с замиранием. Ведь каждый документ хранит историю, эпоху, время.
— Кто является завсегдатаями Госархива?
— Историки, архивисты, журналисты. Также мы устраиваем обзорные экскурсии. Мы можем адаптировать их под любой возраст, даже для школьников. В планах у нас заключить несколько соглашений с образовательными учреждениями Пензы и Пензенской области.
К нам приходят ребята, чтобы подготовиться к научно-практическим конференциям. Дети в сопровождении и под руководством педагогов могут прийти в читальный зал и найти нужную им информацию. Интересно у нас как детям, так и взрослым.
— С какими запросами жители Пензенской области обращаются в архив?
— Люди обращаются к нам с запросами по стажу, зарплате, награждению. Получив от нас документ, человек может рассчитывать на льготы, прибавку к пенсии. С социально-правовыми запросами к нам обращаются постоянно. Эту услугу мы оказываем бесплатно. Однако не всегда организации добросовестно сдают документы к нам, и поэтому, мы не можем выполнить необходимый запрос. Но то, что попадает к нам, бережно хранится.
Люди обращаются к нам и с наследственными делами, с земельными вопросами. Есть, например, дом или земля, но нет правоустанавливающих документов — потеряли или сгорели. Если документы у нас имеются, то их мы обязательно выдаем.
Бывает, что обращаются к нам с желанием узнать историю организации, населенного пункта, административно-территориального деления. Это тематические запросы.
Сейчас очень востребовано узнать историю своей семьи. Поступают запросы генеалогического характера. Люди хотят узнать историю предков —когда родились бабушка с дедушкой, кем были их родители, как их звали и многое другое, что скрыто «за далью лет», как говорится.
— До какого века можно восстановить свою родословную, обратившись с запросом к вам?
— При хорошем раскладе — до середины 18 века. До времен правления Елизаветы Петровны (1741-1762). Затем поиск можно провести по еще более старым документам, датированным началом 18 века, но они хранятся в Российском Госархиве древних актов в Москве. Когда люди хотят продолжить свои поиски, они обращаются туда.
— Поступали ли вам нетривиальные запросы? Можете привести примеры?
— Таких случаев очень много. Например, человек во что бы то ни стало хочет знать, кто был по национальности его дедушка. Люди думают, что если их предок носил имя Авраам, значит, в них течет еврейская кровь. Но это устоявшийся стереотип, так как очень часто такие имена как Авраам, Моисей в стародавние времена давали и православным по церковным святцам.
Бывает, что просят подтвердить, что родственники были обязательно дворянами. Но когда в результате мы выясняем, что это не так, на нас обижаются. Или просят прислать фотографию предков, считая, что раз у нас Госархив, в котором хранится все, то мы храним в том числе и документальное досье на каждого человека, жившего в нашей области.
Встречалось и такое, что человек хочет знать, чем занимался, с кем дружил его родственник. На такие вопросы мы можем дать ответы, но только в том случае, если человек, о котором наводятся справки, в свое время успел «засветиться», тут мы имеем в виду судебные дела, связанные с каким-либо проступком, совершенным в те времена, например, убийство помещика, бегство, поджог помещичьего имущества…
Из-за того, что люди, порой, не очень хотят вникать в специфику нашей работы, возникают определенные проблемы. Но, конечно, за проделанную работу нас благодарят. Положительного в нашей работе гораздо больше.
— Какие задачи вы ставите перед собой?
— Первостепенные задачи для нас — сохранение и оцифровка документов. В ближайшее время в нашем главном здании на Дзержинского,7 запланирована модернизация электрических сетей и станции пожаротушения. Весной следующего года рассчитываем, что начнется масштабный ремонт отдела фондов общественно-политических организаций на Володарского.
Из творческих проектов запланированы конференции, совместные мероприятия с Центром культуры и досуга, Литературным музеем.
— Начали готовиться к 105-летию основания Пензенского Госархива (будет отмечаться в 2024 году — Ред.)?
— Выставка, конференция, поздравительная программа, концерт — однозначно будут. Думаем, что к 105-летию будет готова история по каждому подразделению архива. Над самим форматом мероприятия думаем, время пока еще есть.