Зеэв Фрайман: «Израиль и Пензенская область ― единственные места в мире, где Android изучают в школе»



Мероприятие носило международный статус: главным спикером и идейным вдохновителем его выступил Зэев Фрайман, наш земляк, уже третий десяток лет работающий учителем информатики в израильской школе в городе Беэр-Шева.

Помимо Зеэва Фраймана в круглом столе приняли участие председатель оргкомитета Международной олимпиады по программированию на Java Игорь Емельянов, директор Центра естественно-математического, образования Института регионального развития Пензенской области Дмитрий Кондратов, а также около двух десятков учителей информатики, студентов и аспирантов профильных специальностей пензенских вузов.

Сильные и слабые стороны
Зеэв Фрайман и его пензенские коллеги-энтузиасты уже несколько лет посвятили работе по модернизации изучения информатики в Пензенских школах. Их усилиями проводится Международная олимпиада по программированию на Java с участием пензенских и израильских школьников.
Сегодня положение дел в компьютерном образовании можно описать двумя цитатами из выступления Зеэва Фраймана. С одной стороны,
«Наши школы выпускают извозчиков-отличников, которые, окончив школу, обнаруживают, что извозчики уже сто лет, как не нужны, что требуются водители».
«Израиль и Пензенская область ― единственные места в мире, где в Android изучают в школе».
Серьезной проблемой современного школьного образования участники круглого стола считают тот факт, что компьютерная наука сегодня преподается в школах на уровне изучения языка программирования «Бейсик», который сегодня стал, по сути, сугубо школьной дисциплиной, не имеющей прикладной ценности. То, с чем предстоит работать будущим специалистам, программирование на Java, создание приложений для Android изучаются на старших курсах вузов.
Еще один минус сложившейся у нас системы ― позднее профориентирование. Даже в старшие классы в большинстве своем работают по принципу «всего понемногу». По свидетельству Зэева Фраймана, в Израиле ученики сами выбирают себе ограниченный круг дисциплин, успеваемость по которым отражается в аттестате зрелости:
«Не все выпускники знают, как работают хромосомы, но зато им не приходится после школы заново учиться работать с компьютером».

Частично решить эту проблему позволяет региональный компонент учебного плана. Однако, по словам участников круглого стола, возможность эту практически не используют, поскольку это «головная боль завуча». В качестве примера были приведены слова одной (неназванной) учительницы информатики: «Зачем мне Java? Мы изучаем Pascal, и все дети получают пятерки на экзаменах. А я ― грамоты».

Отсюда вытекает третья «слабая точка»: учителя не стремятся повышать квалификацию и изучать современные технологии, поскольку не имеют для этого серьезных стимулов.
Силами энтузиастов
Инициаторы круглого стола подчеркнули, что лишь несколько десятков школ в области стремятся внедрить изучение передовых технологий в школьную программу ― представители многих из них и собрались на прошедшей встрече. Сегодня это, по сути, голый энтузиазм. Прогрессивные педагоги не только берут на себя дополнительный объем работы, но и сталкиваются с бюрократическим барьерами в своей работе.
Подводя итоги круглого стола, Дмитрий Кондратов объявил о планах работы на предстоящий учебный год:
Во-первых, стартует работа так называемой школы практического программирования, в которой учителя информатики смогут повысить свою квалификацию, изучая практические приемы работы в современных компьютерных системах. На данный момент предполагается, что занятия будут проходить регулярно с периодичностью раз в месяц.
Во-вторых, запланировано проведение олимпиады по программированию для учителей и преподавателей.

В-третьих, будут приложены усилия по изданию и внедрению в учебную программу учебника по информатике, написанному Зэевом Фрайманом для израильских школ и переведенного на русский язык.