2° ... -0°, ветер 3 м/с
63.91
70.48
Зачем пензяк написал учебник по программированию на иврите?
Журналист
Журналист
Владислав Беляков

Недавно в Израиле появился первый учебник по созданию приложений для операционной системы Android. Его написал преподаватель компьютерных наук из Беэр-Шевы Зэев Фрайман — уроженец Пензы, много лет назад перебравшийся за рубеж. Израильские СМИ «шутят», что именно «русский» учитель решил многолетнюю абсурдную проблему: министерство просвещения давно ввело в программу новый предмет, а учебника по нему до сих пор не было. Почему так? Об этом и не только — в рассказе самого Зэева Фраймана, постоянного автора портала «Пенза-Онлайн».



— Зэев, как так получилось, что уроки обучения программированию для операционной системы Android в учебной программе израильских школ есть, а учебника не было? То есть, какова предыстория вопроса, и востребованность предмета в целом. Кстати, насколько операционная система Android популярна в Израиле?

— Подозреваю, что в министерстве посчитали, что «современные дети знают все про компьютеры»; а если серьезно — это демонстрация халатности нашего министерства. Правда, автор курса, учитель из Нацерета (Назарета) Самих Аббас обещал года три назад написать учебник, да так пока и не собрался… Мы с ним на днях общались — сказал, что тоже готовит учебник, это очень хорошо.

Конечно, у нас толковые учителя компьютерных наук, но ведь учебник в первую очередь нужен ученикам. Разговоры о том, что «в Сети есть ответ на любой вопрос», — несолидны. Конечно, есть, но далеко не всегда ответ написан так, что его можно понять: язык профессионалов, как правило, не подходит для школьника.
Сегодня в Израиле именно этот курс учат около полутора тысяч учеников. Для курса, которому только три года и по которому нет учебника, — это очень много. Кстати, количество учеников зависит от числа учителей, которые решились рискнуть и преподавать такой курс (720 учебных часов) без учебника. Насколько мне известно, число желающих гораздо больше, чем даже число уже преподающих.

По поводу Android, операционная система очень популярна. А вот насколько — данных у меня нет. Думаю, что в стране не менее 5-6 миллионов владельцев соответствующих аппаратов точно есть.

— Как вы лично ранее обходились без учебника? Ведь преподавать-то приходилось? На пальцах объясняли?

— Лично я записываю на видео практически все уроки и раздаю их всем желающим — учителям и ученикам — бесплатно. Делаю презентации, раздаю и их, раздаю примеры. Мне учителя говорили, что используют мои материалы прямо на уроках. «Наши ученики тебя по голосу все знают», — говорят они… Самих Аббас провел два годичных курса для учителей на севере Израиля, я провел один на Юге. Пока это все, а спрос все растет и растет…

— Написать пособие самостоятельно, да еще на иврите, — дело, наверное, не из легких? У вас уже был опыт по написанию учебников? Расскажите про российские учебники.

— Очень трудное дело, конечно. Кстати, теперь мне важно получить отклики учителей: наверняка надо будет вносить изменения — это естественный процесс. И, несмотря на то, что на иврите я преподаю уже 26 лет, одно дело говорить, а совсем другое — писать. Ну, с языковой проверкой (корректурой) мне помогала бывшая ученица — Далья Фишбах, да и коллеги ошибки исправляли. Но семь потов сошло, это точно.

Для Пензы несколько лет назад мы с коллегой, д-ром Евгением Канелем, написали два учебника и задачник: по заказу министерства образования Пензенской области. Нам казалось, что курс, который мы разработали, поможет пензенским школьникам изучать в программировании именно то, что востребовано уже сегодня. Один из учебников был, кстати, как раз по Андроиду… Увы, проект фактически «сдулся»: есть несколько учителей и школ, но массовыми эти знания так и не стали...

— Как думаете, после изучения материала министерство просвещения будет рекомендовать израильским педагогам пользоваться вашим учебником?

— Издатель, Игаль Сиди, подаст учебник на рассмотрение министерства, которое может вынести (или не вынести) вердикт «соответствует требованиям программы». Если да — то его смогут централизовано покупать школы, если нет — это останется «личным проектом», а учебник смогут покупать учителя и ученики в личном порядке, никто этого не запрещает. Также Игаль Сиди просчитывает варианты: стоит ли переводить учебник и издавать его на русском, английском и арабском.



— Расскажите немного о пособии — если его можно так назвать. Оно все же для учащихся (могут ли они, например, пользоваться им, занимаясь самообразованием), или оно в первую очередь для учителей, преподавателей? В чем его специфика, каков тираж, как распространяются учебники по стране и т.д.? На чьи деньги он издан, в конце концов?

— Это не учебник в классическом смысле, это — именно практическое пособие в соответствии с утвержденной учебной программой. Главное — научить создавать аппликации, поэтому в каждой главе разбирается создание такой аппликации, при этом излагается и теория. Не мое изобретение, кстати. Такой подход очень распространен.

Учебник я писал для учеников, но брал в расчет и то, что кто-то захочет по нему заниматься самостоятельно, так что и в таком варианте его можно использовать. Хотелось бы написать отдельно и «параллельное» руководство для учителей, но я не уверен, что хватит времени: ведь надо к лету сделать вторую часть. Деньгами рискует издатель Игаль Сиди. Он будет работать методом «тираж под заказ», чтобы не угадывать, сколько надо; он же займется распространением, само собой.

— Не поступают ли предложения от коллег написать им в помощь учебники по другим направлениям программирования?

— Нет, к счастью. У нас, кроме меня, есть такие специалисты. Вот тот же д-р Канель, с которым мы приезжали много раз в Пензу, в прошлом году был соавтором сразу трех учебников.

— У нас в России — свежий пример — вводятся учебники по физкультуре и музыке, а вы все высокими технологиями «балуетесь»…

— Мир сегодня «подсел», в хорошем смысле этого слова, на высокие технологии, компьютерные в первую очередь. Спрос на таких специалистов растет постоянно, такие предметы как «Компьютерные науки» и «Инженерное программирование» — самые динамичные в израильской школьной системе. Изменения и дополнения в программе — практически ежегодны. Это тяжело, но это обязательно и неизбежно. Уверен, что для любой страны, в том числе и для России, ситуация аналогична: без высоких технологий конкуренты просто «затопчут».

Пенза, кстати, в СССР была одним из центров в компьютерных делах, а наш опыт общения с пензенскими учителями и школьниками убеждает — может стать таким центром и сегодня. Кроме непонимания чиновников, нет никакой причины Пензе не стать «школьным Сколково» в сфере компьютерных наук; обидно видеть, что вещи, которые мы вместе начинали делать 4-5 лет тому назад в Пензе, сегодня стремительно реализуются в других городах. Учителя есть, ученики есть, понимающие работники в министерстве и в Институте регионального развития есть, даже учебники есть… Ну, так чего ждем, земляки?

Фото из архива Зэева Фраймана

Комментарии: {{ appData.total }}

Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь и оставьте комментарий первым! Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии!
  • {{ item.user.title }}

    {{ item.comment }}

Похожие статьи