15° ... 15°, ветер 2 м/с
94.09
100.53
В Пензе продолжают разрабатывать и производить планеры
Журналист
Журналист
Сергей Зимин

То, что Пенза является лидером отечественного производства планеров, в России факт давно общепризнанный. И это реноме представители такого уникального в масштабах страны предприятия как ОАО «Авиастроитель» готовы поддерживать и дальше, не почивая на уже имеющихся лаврах.



В нашей беседе генеральный директор предприятия Николай Тугушев говорил о возможном участии в одной из крупнейших международных выставок. И она в итоге прошла при демонстрации продукции пензенского «Авиастроителя».

Ежегодная выставка малой авиации в германском Фридрихсхафене позиционируется как крупнейшая в мире. Среди прочих летательных аппаратов на ней представляются и всевозможные планерные новинки. В нынешнем году здесь после долгого перерыва впервые была продемонстрирована продукция российских производителей. «Авиастроитель» представил в Германии планер АС-4-115, уже зарекомендовавший себя с лучшей стороны во время различных всероссийских соревнований и на выставках.

Но российская публика — это одно. У зарубежных же ценителей летательных аппаратов такого рода требования к ним могут быть несколько иные. Но при этом демонстрация пензенского планера прошла успешно. Как поведал европейский дилер из Литвы Сергей Самуйлов, в целом аппарат был принят восторженно, получив немалое количество положительных отзывов.

При этом знатоки могли оценить возможности планера пензенского производства не только по внешнему виду. И не только по техническим характеристикам, упомянутым в рекламных проспектах, розданных в большом количестве. А многие еще и фиксировали информацию с постеров на своих смартфонах.

Сразу после завершения работы выставки удалось организовать демо-полеты планера АС-4-115 на базе аэродрома Tannheym. Сначала в полет отправился самый опытный инструктор. Он зафиксировал во время взлета небольшие раскачивания по крену с чрезмерно низким нырком вниз после отрыва. Но впоследствии полет протекал в штатном режиме без каких-либо нареканий. После посадки инструктор дал необходимые указания другим участникам полетов, и те отработали без проблем.

В общей сложности на АС-4-115 было осуществлено семь полетов. Осуществляли их как молодые пилоты, так и опытные, имеющие солидный стаж. Не выдержал даже «водитель» буксировщика, «дорвавшись» до полета на пензенском планере. Забавно, что собственный вес пилота при этом равнялся весу аппарата — 115 килограммов.

По словам Сергея Самуйлова, пензенский планер превзошел ожидания многих. Один из молодых пилотов перед полетом по телефону с сарказмом вещал своему товарищу: «Нива» - тест драйв». Однако затем он уже пребывал в полном восторге от АС-4-115.

Зарубежные любители планерного спорта, активно интересовавшиеся возможностями аппарата, в целом выразили готовность его приобрести. Однако подавляющее большинство из них останавливает необходимость сертификации.

По словам гендиректора ООО «Авиастроитель» Николая Тугушева, в России сделать ее невозможно ввиду отсутствия нормы летной годности. Впрочем, модели, не превышающие массы 115 килограммов, обязательной сертификации не подлежат. А в Европе принципы этой процедуры несколько отличаются от российских. К тому же для того, чтобы сертифицироваться, скажем, по немецкому стандарту, аппарат более чем наполовину должен состоять из местных деталей. То есть, фактически сборка должна проводиться в Германии.

Из-за трагического происшествия с планером АС-4-115 в конце июля появилось опасение, что следственные действия станут причиной заморозки или приостановки работы уникального предприятия. По счастью этого не произошло, как заверяет Николай Тугушев. Хотя по причине той трагедии планеры АС-4-115 и не были представлены на некоторых соревнованиях.

Но их производство продолжается. Более того, специалисты «Авиастроителя» разработали и уже испытали инновационный планер с электродвигателем. Это первая разработка такого рода в России. Корпус планера состоит из высокотехнологичного стекловолокна, а его несущие части из сверхпрочного углеволокна. Благодаря этому аппараты получаются прочными и легкими.

Двигатели российского производства мощны и неприхотливы. Аккумуляторного запаса при этом хватает приблизительно на 100 километров полета, во время которого имеется возможность при помощи электроники убрать пропеллер в корпус.

Данный аппарат позволяет экономить на полетах значительные средства. Ведь для того, чтобы подняться в небо до необходимой высоты, электродвигателю требуется энергии приблизительно на 40 — 50 рублей. Это даже не на один порядок ниже, чем приходится затрачивать при использовании самолета-буксировщика, каждый вылет которого обходится минимум в 1500 рублей.

Все необходимые испытания произведены. И по словам Николая Тугушева, на данный момент готовится запуск этой инновационной разработки в серию. Что ж, Пенза подтверждает свое реноме планеростроительной столицы России.

Фото: из личного архива Н.Тугушева. Автор:А.Кононов

Похожие статьи