Уезжать нельзя остаться. «Айтишники  в поисках себя»
Журналист
Журналист
Газета «Улица Московская» опубликовала замечательнейший материал по итогам прошедшей недавно конференции SECON. Предлагаем его вашему вниманию.



Екатерина Куприянова

Возможно ли построить крупный IT-бизнес в регионе, или переезд неизбежен? Какие факторы являются ключевыми, чтобы IT-специалист решил остаться работать на малой родине? Вкладываться ли в местное сообщество или относиться к родному городу, как к месторождению? Растить ли свои кадры или нанимать готовые удалённо?

Эти темы обсуждали в течение двух часов 5 спикеров и полсотни человек в зале на панельной дискуссии «Уезжать нельзя остаться» в рамках конференция SECON 21 апреля 2017 г.
Фишкой межрегиональной конференции разработчиков программного обеспечения SECON 2017 стало разделение программы на технический и не технический день. В первый день, 21 апреля, на 7 секциях говорили о проблемах развития IT-бизнеса, взаимодействии с системой образования и властью.

Второй день был посвящён новым технологиям разработки программного обеспечения, включая управление проектами, контроль качества, информационную безопасность и мастер-класс по разработке web-приложений. «Улицу Московскую» более всего заинтересовала тема не технического дня «Уезжать нельзя остаться».

Субъективность и реальность


Место запятой во фразе «Уезжать нельзя остаться» определяли вместе с залом 5 спикеров: Владимир Розов (BIT.GAMES) и Евгений Мироничев (автор книги «К чёрту офис!») из Пензы, Фёдор Владимирович (Aurigma) и Павел Кошак (Палекс) из Томска, Андрей Галицкий (SuraSystems) из Мюнхена. Модерировал дискуссию Павел Берсенёв («НеВсем», Пенза).
Выяснилось, что запятая перемещается в зависимости от субъективного решения владельца бизнеса (или начинающего свой IT-бизнес). На это субъективное решение влияет объективно существующая реальность.

Реальность Пензы и Томска оказалась удивительно похожей: полмиллиона жителей, боле 100 софтверных компаний, своя региональная конференция, аналог SECON.
Объективно в провинциальном городе «легче стартануть»: стоимость разработки дешевле, жизнь дешевле. В столице гораздо шире круг финансовой поддержки: разнообразные фонды и прочее. Однако «существует некий ценз, чтобы стать интересным этим людям».

Если не ждать идеальных условий, обнаружится, что порог для вступления в IT-бизнес с каждым годом всё меньше. И если продуктовый IT-бизнес требует серьёзных капитальных вложений, то сервисный можно начинать «на коленке».

Однако информационные технологии – это «прилагательное к какой-либо индустрии». Чего в регионе либо нет, либо недостаточно большого размера. Локальный рынок сбыта мал, поэтому IT-компании практически сразу ориентируются на федеральный и международный рынки. И сразу встаёт основная проблема – кадры, которых в регионе дефицит.

О важности университетского образования


О кадрах и образовании в IT-сфере участники проговорили большую часть отведённого времени. Интеллектуальному бизнесу требуются всесторонне развитые люди. Программисты, которые умеют только программировать, – ложный стереотип. (Хотя один из спикеров признал, что три лучших известных ему программиста так и не получили университетский диплом.)

Хороший IT-специалист должен иметь полноценное представление о мире, в котором он живёт, уметь общаться – «уметь коммуницировать должны все». Обычно требуется владение английским языком, грамотная речь на родном языке и на английском, порядочность. Для взаимодействия с западными партнёрами нужен человек, владеющий навыками бизнес-этикета.
На локальном рынке труда грамотного специалиста найти сложно. Вырастишь своего молодого, говорили спикеры, а он уедет через пару лет. Представители крупнейших компаний в сфере разработки программного обеспечения действительно ездят по регионам и забирают к себе молодых и активных.

Иногда с точки зрения бизнеса дешевле «не растить детей», а найти готового специалиста или целую команду на условиях удалённой работы, особенно для продаж «на Запад». Поэтому, например, в Палексе открыли представительство в Казахстане и США. Аналогичным образом поступают практически все региональные российские IT-компании, ориентированные на международные рынки.

Попытки взаимодействия с местными вузами обычно не очень удачны. Спикеры отмечали, что «у вузов нет KPI», чтобы готовить тех, кто востребован бизнесом – трудоустройство выпускников по специальности не входит в показатели эффективности работы вуза. Преподавательский состав, значительная его часть, «устарел, отстал, демотивирован».
Имеющие опыт работы в высшей школе спикеры сочувственно констатировали, что преподаватель вуза завален всевозможными планами и отчётами, ему действительно некогда следить за современными трендами.

С другой стороны, повышать уровень образования можно, оставаясь в регионе. Записи конференций становятся доступными в Интернете буквально через день (SECON в том числе). IT-компании готовы брать студентов на стажировку (и берут), но хотели бы получать за это компенсацию.
«Смышлёненьких дайте, остальное сами сделаем» – вот типичный пример взаимодействия бизнеса и вуза. Участники пришли к выводу, что массовый пиар IT-специальностей надо проводить уже на уровне школьников.

Теснота родных стен


Все спикеры отмечали, что настаёт момент, когда «родные стены станут тесными, потому что в родных стенах трудно расти». Крупный бизнес в регионе быстро точно не построить.
Региональные вузы могут быть неплохими, но они никогда не дадут столько кадров, сколько есть в крупных городах. Спикеры отмечали, что всегда сложно найти специалиста «не для гейминга», а для решения, скажем, финансовых задач.

Для роста и развития, для успешного тиражирования продукта нужен грамотный маркетинг. Это большие деньги, а в родном небольшом городе «искать инвестиции практически невозможно».
Как уже говорилось, расширять сбыт можно только за счёт ориентации на внешние рынки. В этом случае оторванность от потребителей вызывает усложнение бизнес-задач.

Типичная структура компании среднего размера: в родном регионе остаётся разработка программного продукта, за границу переносится работа с клиентами. Руководитель/владелец при этом должен мобильно перемещаться между заказчиками и командой. Полный переход на удалённое управление провоцирует падение морального духа сотрудников.

Кстати, представители Томска проще относились к проблемам транспортной доступности, чем пензяки: «Час лёта до центра – это транспортной оторванности нет. Вот мы находимся in the middle of nowhere, точка посреди снежной пустыни».

Для полноценной работы в регионе к тому же не хватает «нормальной офисной инфраструктуры». По словам Андрея Галицкого, аренда адекватного офиса в Пензе стоит дороже, чем в Мюнхене.

Вывод: «если нет наполеоновских планов», вполне реально построить небольшой бизнес, «100 человек – это уже хорошо».

Месторождение или Место, где хочется жить


Уехать или остаться – вопрос личного самоощущения, признавали спикеры. (Причём не только владельца IT-компании, но и его работников, успешных высокооплачиваемых программистов.)
Личная мотивация, остаться или уехать, не связана напрямую с тем, как развивается бизнес: «Когда появятся деньги, появятся большие запросы, и станет не очень комфортно жить. Особенно, когда немного поездите по загранице (когда много поездите, тогда будет казаться, наоборот, хорошо). И будет такое субъективное ощущение, что город приводит в уныние», – сообщил Фёдор Владимирович, а остальные с ним согласились.

Стратегий, чтобы остаться, по словам спикера, две. Первая – вы видите в этом городе себя и своих детей через 5, 10, 15 лет.  Вторая – вы здесь временно. Это менталитет северных городов: вы здесь на вахте. Здесь месторождение, а вы просто засланный, чтобы поднимать бизнес. «Тоже хорошая стратегия, позволяет избавиться от ложных ожиданий и иметь трезвый ум», – констатировал спикер.

Тем, кто не рассматривает свой город как месторождение, спикеры советовали «переехать в хороший район, где получше жильё, чтобы было побольше интересных друзей», вести активную социальную жизнь, «активно вкладывать в свой город, чтобы почувствовать, что это ваш город и что он может меняться».

Надо трезво оценивать возможности и ограничения, существующие в регионе: «Вкладывайте в то, что можете: в образование, кадры, – говорили спикеры. – Вот вы сделали такую прекрасную конференцию. И отделяйте личное от бизнеса. Главное – сохранять ясный ум и не бежать от самого себя».

Похожие статьи