Роботы по-Пензенски
Журналист
Журналист
Христина Трусова

Специалистов по роботостроению надо выращивать как будущих олимпийских чемпионов — с младых ногтей. Уже сейчас пензенские школьники, увлеченные робототехникой, показывают высокие результаты на всероссийских соревнованиях. О том, как привлекать к этому детей, рассказывает Сергей Леонидович Демин, представитель российской ассоциации образовательной робототехники в Пензенской области, руководитель проекта IT-деревня в губернском лицее для одаренных детей.

1.jpg 2.jpg 


— С чего началась робототехника в Пензе?

— 3 года как идет программа робототехники. Начиналась она при поддержке губернатора Василия Бочкарева. Были закуплены комплекты, но этого было недостаточно, нужны были стимулирующие занятия, и тогда Пензенская область подключилась к двум федеральным проектам по робототехнике, это всемирная олимпиада роботов и «Робофест». Оба эти проекта федеральные, и когда мы проводим областные соревнования, они являются отборочными на федеральный уровень, т.е. победители едут представлять Пензенскую область в Москву. Первые несколько лет мы не попадали в призовые места, но в прошлом году на всемирной олимпиаде роботов наша команда выступила и заняла второе место на всероссийских соревнованиях.

— Что представляют собой соревнования, чем они отличаются друг от друга?

— Да, отличаются, но принцип у всех один. Есть робототехнический набор, элементы, детали, моторы и электронный блок управления, который можно программировать. Придумывают различные препятствия, барьеры, которые робот должен преодолеть автономно. Самый распространенный пример — это на белом полотне черная линия сложной конфигурации, и робот должен как можно быстрее по ней проехать. Такие на первый взгляд простые соревнования. Потом эти линии начинают прерываться, поворачивать под прямым углом, и начинаются проблемы, которые команда должна преодолеть.

Если поначалу у нас было счастье что у нас три робота вообще доехало до конца, то сейчас уже все доезжают. В этот раз на соревнованиях было 200 команд, участвовала вся область. Там мы определяем победителей в 10 номинациях, и эти участники потом едут в Москву представлять наш город.

3.jpg 4.jpg

— Вы уже не первый год участвуете в соревнованиях, как можете их оценить?

— Уровень меняется с каждым разом в лучшую сторону. Если в прошлом году мы не знали, кого отправить — по некоторым номинациям не было явных лидеров, то в этом году мы не сомневались и были очень хорошие показатели. Мастерство растет в геометрической прогрессии все больше преподавателей и детей, которые хотят в этом участвовать.

— В прошлом году вы участвовали в олимпиаде — как там показали себя ребята?

— В прошлом году мы участвовали во всемирной олимпиаде роботов. Это мировая организация, финал ее проходил в Дубаи. Само мероприятие было в Казани, в городе Иннополис. Экономика города основана на высокотехнологичных индустриях. В Иннополисе создана уникальная городская среда с современной жилой инфраструктурой, экологией, безопасной средой, широкими возможностями для образования и профессионального развития. Наша команда заняла 2 место, и мы в Дубаи не поехали. Но было сложно, и ребята показали, что их уровень очень высокий.

— В чем преимущество робототехники, почему школьникам полезно заниматься этим?

— В школах есть отдельные дисциплины — математика, физика, информатика. Робототехника — это то, что соединяет в себе множество дисциплин. Нужно понимать физику, чтобы знать, как все соединяется, иметь представление об электричестве. Надо знать программирование, ведь недостаточно просто собрать робота. Надо написать сложную, умную программу, а чтобы это сделать, надо знать математику. Просто написать код невозможно, для этого нужен хороший алгоритм, в итоге робототехника объединяет в себе несколько дисциплин, и оттого как ты ими владеешь, как ты их можешь комбинировать, от этого и зависит успех. Это сильно развивает, это практика.

— Не опасно ли то, что роботы так плотно входят в нашу жизнь?

— Опасно и страшно, потому что если будут плохие роботы, опасность реальна. Поэтому сейчас, чтобы не отстать от всего мира, мы пытаемся приводить как можно больше людей. Живут дети в районном поселке, ходят в школу и даже не знают, что у них есть талант. Пока не попробуешь, ты этого не узнаешь, поэтому решили, что надо отправить методические материалы в максимальное количество школ. И мы на самом деле из отдаленных деревень получаем очень способных ребят.

Это в свое время мы сравнили со спортом. т.е. если взять плавание, которое в нашей области хорошо развивается, что делает школа олимпийского резерва, 100% начальных классов ходят в бассейн и из них в итоге получается 1–2 олимпийских чемпиона. С робототехникой то же самое. Если не дать попробовать, не поймут, что могут быть хорошими программистами. Эта программа позволяет это сделать, и чем лучше готовить детей, тем больше будет талантов и тем роботы будут умней и не будут нам мешать, а наоборот помогать нам.

Источник фото:http://penzarobotics.ru/


Похожие статьи