Пенза, которой мы гордимся. В ПензГТУ подрастают создатели космических технологий
Наталья Мокрецова
Наталья Мокрецова
В рубрике «Пенза, которой мы гордимся», мы беседуем с Константином Володиным, руководителем Лабораторией высокопроизводительных вычислений и встраиваемых систем Пензенского государственного технологического университета.

1.jpg

Зачем студенту дополнительные навыки


Мы побеседовали с Константином Володиным о том, для чего нужен проект, и что участие в нем дает студентам-второкурсникам.

— Есть стандартная образовательная программа, а есть дополнительная, по которой студенты могут заниматься во время основного обучения. Подобные занятия перекликаются с основным обучением, но направлены на тренировку практических навыков, которых в рамках отведенных на стандартную программу лабораторных работ студенты точно не получат.

Тем не менее, именно владения этими навыками будут требовать от них работодатели при дальнейшем трудоустройстве. Поэтому подобные занятия чрезвычайно полезны для студентов, при том, что они еще и совершенно бесплатные.

Я руковожу лабораторией высокопроизводительных вычислений встраиваемых систем, основное направление которой — это указанное дополнительное обучение, а также консультирование студентов по тем проектам, которые они сами предлагают. Дальше мы можем выходить с этими проектами на конкурсы типа «У.М.Н.И.К», «Территории смыслов» и «iВолга».

— Участие в этих конкурсах и мероприятиях засчитывается в плюс для студентов при трудоустройстве?

— Работодателям не просто интересно, чтобы человек владел инструментом, но и понимал, как его правильно применять. У конструкторов обычно зачитываются практические навыки. Мы фактически готовим программистов и специалистов в смежных областях. Рынок таких работодателей делится на два лагеря: ассоциация IT—разработчиков SECON и ряд государственных предприятий соответствующей направленности (типа НИКИРЭТ и другие). Первые разработали набор определенных требуемых навыков к потенциальным работникам, а для вторых мы сами предлагаем определенные качества наших подготовленных специалистов, после анализа ответов на письма с предприятий и мониторинга требований к вакансиям. В течение первых двух лет обучения студенты приобретают широкий спектр навыков. А что касается дополнительного образования, то студенты участвуют в робототехнических и проектных соревнованиях. Но основной минус в том, что непонятна обратная связь на подобных мероприятиях, особенно в случаях неудачных выступлений.

Сейчас мы готовимся к Всероссийским соревнованиям по ракетно-космической инженерии, которые называются «Воздушная инженерная школа», проводятся они на базе МГУ им М.Ломоносова. Раньше в них участвовали в основном школьники, в последние пару лет стали заявляться и студенты, на более высоком уровне. В прошлом году при поддержке Роскосмоса была выдвинута инициатива для поддержки наиболее активных участников соревнований: пригласить их для работы над реальным космическим аппаратом. Теперь этот проект разрабатывается совместно МГУ, МАИ, МГТУ им.Н.Э.Баумана, ЦДЮТ Феодосии и нашей командой. Каждый занимается своей задачей в этом проекте. Наша задача — построение наземной станции (антенна, система приема данных). Когда спутник будет пролетать над нашей станцией, данные будут считываться с него и отправляться в общий доступ.

2.jpg

— За чей счет вы ведете свою деятельность?

— Лаборатория существует в рамках университета. Основное финансирование идет за счет ВУЗа на участие в соревнованиях. В основном участвуем в соревнованиях внутри страны.

Переходим в лабораторию. Константин демонстрирует собранную модель, которая будет крепиться к летательному аппарату.

— Задача, которая стоит перед нами в будущем конкурсе, следующая. Аппарат представляет собой атмосферный прототип спутника, который в ходе полета передает данные в реальном времени. Следуя путем первых космических исследователей, которые использовали стратосферные зонды, мы свой аппарат тоже тестируем сначала при полете в стратосфере. Ребята из Московского технологического университета, одни из немногих в России специалисты по стратостатам, помогают нам. Аппарат запускается на высоту 35 км. В нынешнем году из-за мероприятий ЧМ 2018 конкурс переехал во Владимир на достаточное расстояние от мест проведения футбольных состязаний. Обычно он проходил под Дубной. С 1 по 7 июля нас встречает Владимирский государственный университет.

Аппарат во время полета делает фотографии, фиксирует давление, температуру, свою траекторию. Полет проводится с помощью основного аппарата организаторов со спутниковыми трекерами. Аппарат поднимается на гелиевом шаре диаметром 3 метра, на высоте 35 километров он расширяется в 10,5 раз, а потом взрывается и аппарат падает вниз на парашюте. Очень не повезет, если приземлится на воду, поскольку водозащита отсутствует. Данные с аппарата передаются по радиоканалу на землю и записываются на встроенную в него флешку.

3.jpg

Для того чтобы профинансировать проект, связанный со студенческим космосом, мы сейчас планируем заявиться на конкурс «iВолга». 

— Сколько всего студентов заняты в вашем проекте?

— В команде 4 человека — 3 участника, 1 запасной (в основном первый и второй год обучения). Но, помимо них, над проектом работают еще люди, некоторые удаленно. Дело в том, что многие перешедшие в магистратуру студенты уже трудоустроены, но они приходят и помогают нынешним, делятся опытом. Также участвуют еще и студенты колледжей, которые потом поступает в наш вуз. У каждого свои задачи, но базовыми компетенциями они все обладают.

Вот так, потихонечку, в ВУЗах нашего города готовятся квалифицированные IT-кадры. Будем надеяться, что они не покинут регион после окончания обучения, иначе ими уже будут гордиться другие, а нам лишь останется вспоминать про то, какие проекты студенты реализовывали своими силами и удивляться, куда и почему уплывают квалифицированные кадры.

Фото автора.

Похожие статьи