-11° ... -14°, ветер 1 м/с
88.17
92.02
Малая авиация в Пензе: мечта или реальность? Часть 1
Журналист
Журналист
Михаил Чернецов

В Пензенской области, как и во всей России всегда было не очень хорошо с дорогами и очень хорошо с направлениями. Это создаёт благодатную почву для развития малой авиации, инструмента хозяйственной (и не только) деятельности, широко распространённого во многих зарубежных странах. Однако никаких видимых подвижек в этой области не происходит. В наших публикациях мы попытаемся разобраться, какие предпосылки и барьеры есть в нашем регионе и нашей стране для этой перспективной и интересной отрасли.



Предмет беседы


Для начала стоит определиться с понятиями, которыми мы будем оперировать. Часто встречающийся ныне термин «малая авиация», по сути, является исключительно обиходным — он не имеет за собой ни технического, ни юридического содержания и сформирован по остаточному принципу. Он включил в себя всё, что не относится к военной и гражданской (пассажирской и грузовой) авиации: от техники спецслужб до спортивных и прогулочных летательных аппаратов. Более точно определёнными законодательством терминами являются «лёгкая» и «сверхлёгкая авиация».

Лёгкая авиация включает в себя (не углубляясь в технические подробности) самолёты максимальной взлетной массой не более 5700 кг и числом пассажиров не более 9 (а также ещё некоторые отдельные категории) и вертолёты с максимальной взлетной массой не более 4500 кг.

Сверхлёгкая авиация, к которой также применяется термин «ультралайты» или аббревиатура СЛА, определяется следующими техническими характеристиками:

максимальная взлетная масса не более 495 кг (без учёта средств спасения)

 максимальная калиброванная скорость сваливания (минимальная скорость полета) не более 65 км/ч

Именно категория ультралайтов представляет для нас наибольший практический интерес. Несмотря на свою «сверхлёгкость», ультралайты открывают большие перспективы как для бизнеса, так и для личного использования. Самая очевидная их функция — транспортная: несомненна экономия времени при перемещении в пределах региона. Возможности обследования территорий, проведения аэрофотосъёмки, наблюдения за наземными объектами полезны в самых разных отраслях — от сельскохозяйственной и лесохозяйственной деятельности до сферы туризма и развлечений. В своих интересах могут использовать СЛА различные государственные и муниципальные службы. Не говоря уже о том, что пилотирование летательного аппарата может стать увлекательнейшим хобби или даже открыть дорогу в авиаспорт.

Автожир и дельталёт — альтернатива самолёту


К классу сверхлёгких летательных аппаратов относятся самолёты, мотодельтапланы и автожиры. Последние, несмотря на ограниченное на текущий момент распространение, приобретают всё большую популярность и представляют особый интерес для частных владельцев.

Автожир представляет собой некий гибрид самолёта и вертолёта. Как и вертолёт, он оснащён несущим винтом, который однако не подключается к двигателю, а выполняет функцию несущего крыла, свободно вращаясь от встречного потока воздуха. В движение же аппарат приводится расположенным горизонтально тянущим или толкающим пропеллером.

Поскольку движущей силой промышленности, в том числе и авиационной, являются вооружённые силы, автожиры не получили такого широкого распространения, как самолёты и вертолёты, — конструкция ограничивает скорость и грузоподъёмность. Но зато преимущества этого вида летательных аппаратов становятся очень ценными как раз для малой авиации.

Прежде всего, это безопасность. Автожир заслужено считается самым безопасным летательным аппаратом. На нём невозможно свалиться в штопор. Заглохший в полёте двигатель не приведёт к катастрофе – мягкая посадка с нулевой тягой является стандартным приёмом. Чувствительность к турбулентности гораздо ниже, чем у самолёта.

Во-вторых, простота оборудования площадки для взлёта и посадки: разбег и пробег находятся в пределах сотни метров, а у отдельных моделей сокращаются до десяти-пятнадцати метров.

В-третьих, автожир прост в управлении, обучение пилота требует гораздо меньше времени.

И, наконец, цена автожиров, в силу конструктивных особенностей, гораздо (иногда, в разы) ниже, чем у самолётов со схожими «потребительскими» характеристиками, и на порядок ниже, чем у вертолётов (отметим, что вертолёты класса «ультралайт» — явление, в принципе, очень редкое).

Другую отдельную категорию, как ценовую, так и техническую, составляют дельталёты или мотодельтапланы — дельтапланы, оснащённые кабиной пилота, шасси и мотором. Мотодельтапланы отличаются от самолётов органами управления. Так называемый «балансирный» способ управления подразумевает перемену направления полёта за счёт изменения угла наклона между крылом и корпусом и соответствующего переноса центра тяжести. Это требует от пилота значительно больших физических усилий по сравнению с обычным самолётом или автожиром, использующих аэродинамическое управление. Как следствие, возрастает и степень риска. Однако и у дельталёта есть ощутимые плюсы: предельная простота конструкции, малый вес и габариты (в собранном виде) дают возможность до минимума сократить затраты как на приобретение, так и на хранение, транспортировку и эксплуатацию аппарата.

И, конечно, обзор – здесь у мотодельтаплана нет конкурентов: Ни крылья, ни детали фюзеляжа не помешают осмотру достопримечательностей с высоты птичьего полёта, куда бы вы не обратили взор. Впрочем, этот пункт вызывает интерес, в основном, у тех, кто любит пощекотать себе нервы.

Цена вопроса


«Собственный самолёт» — словосочетание, представляющееся обывателю чем-то, относящимся к далёкой зажиточной загранице или не менее далёкому светлому будущему. Однако стоимость аппаратов, входящих в категорию СЛА, сопоставима со стоимостью хорошего внедорожника – что, конечно, дорого, но отнюдь не недосягаемо для сравнительно широкой группы населения. Что является немаловажной предпосылкой для развития любительской авиации. Как и в других сферах, рынок сверхлёгких летательных аппаратов делится на две составляющие: «с нулевым пробегом» и б/у.

Цены на новые летательные аппараты рознятся в зависимости от модели и производителя. Так, одним из самых распространённых и доступных вариантов является автожир MTO Sport немецкой компании AutoGyro – одного из лидеров на европейском рынке. С 2011 года лицензия на сборку этой и ряда других моделей представлена компанией своему российскому партнёру ООО «АвтоГидро Русланд», которая реализует её под локализованным названием МТО Спорт по цене 65 311 евро (около 4,5 миллионов рублей) в базовой комплектации.

По аналогичной схеме работает компания ООО «За облаками», собирающая автожиры итальянского производителя Claudio Pagotto и реализующая их по цене порядка 3 миллионов рублей в базовой комплектации.

Некоторые частные владельцы предпочитают приобретать летательные аппараты напрямую у производителей. Помимо названных, среди лидеров рынка следует также выделить испанскую компанию Ela.

Стоимость самолётов, как уже говорилось ранее, несколько выше. Так, например, двухместный ультралёгкий самолёт Peregrine SL немецкого производителя Fläming Air реализуется компанией «Авиатексим» по цене 119 900 евро (более 8 миллионов рублей).

Однако в отличии от автожиров, на рынке представлены модели не только иностранных, но и отечественных разрботчиков. Так, самолёт «Птенец-2» производства ОКБ «Ротор» может обойтись покупателю в сумму 2,3 миллионов рублей. Мотодельтапланы этого же производителя можно приобрести за сумму порядка полумиллиона.
Второй вариант стоит рассматривать только тем покупателям, которые не только хорошо владеют технической частью, но и систематически сталкиваются с ней в реальной жизни, например, если уже владеют некоторым собственным парком летательных аппаратов или работают в организации, обладающей таковым. Очевидно, что оценить состояние бывшего в употреблении самолёта или автожира может только человек с большим практическим опытом.

Продавцом или посредником выступают, как правило, профильные организации: производители, дистрибьюторы, аэроклубы, авиакомпании локального масштаба и т.п. Цены на вторичном рынке имеют широкий диапазон, нижняя планка которого иногда опускается ниже одного миллиона рублей.

Таким образом, затраты на приобретение летательного аппарата, которые в начале нашего экскурса представлялись едва ли не главной преградой, на деле оказываются вполне сопоставимыми с ценами на авторынке. О том, что же действительно мешает развитию малой авиации, мы расскажем в следующей публикации.

Продолжение следует

Источник фото: k_poli - LiveJournal

Похожие статьи