Кто и зачем саботирует работу «Открытой Пензы»?



Некоторые системы отличаются особой инертностью. Простой пример — управление коммунальным хозяйством. Появилась относительно недавно в нашем городе «Открытая Пенза», инструмент объективно полезный, современный, общественно значимый. Кажется, все довольны, и власти города, и горожане. Но иногда новая система начинает буксовать.
Вообще, сопротивление системы переменам — явление, науке известное. И управляемое. А раз так, то мы считаем себя не вправе умолчать о некоторых фактах.
Ситуация Help! Ситуация SOS!
На днях у автора состоялась беседа с пользователем «Открытой Пензы». Молодой человек поделился своей историей борьбы за правду.
— На территории вокруг моего дома довольно много проблем. Разбито дорожное полотно, улицы и подъезды не убираются должным образом. Я изучил законодательную базу и выяснил, какова должна быть периодичность таких работ. Все сроки, разумеется, были нарушены. Решить проблемы я попытался с помощью «Открытой Пензы».
После того, как я оставил несколько заявок, мне начали звонить диспетчеры с вопросом: «Зачем ты это написал? Мы всё равно ничего сделать не сможем». Мои аргументы об эксплуатационных нормах, об ответственности коммунальных служб пропускались мимо ушей. Через некоторое время мне даже звонить перестали. А на заявки на портале сначала отвечали только в виде консультации, а потом вообще стали удалять.
После нескольких повторений я написал несколько жалоб, в том числе, в Прокуратуру Пензенской области. Только после этого дорога была отремонтирована.
Непробиваемый щит демагогии
Наш собеседник предоставил нам доступ к своей переписке с государственными и муниципальными органами. Несмотря на то, что только после обращения в Прокуратуру ответственные службы приступили к выполнению своих прямых обязанностей, в администрации города решили попенять не в меру активному гражданину на то, что он вообще не понимает, как работают «Открытая Пенза» и Единая дежурно-диспетчерская служба.
«Поясняем, что согласно правилам пользования портала, «Открытая Пенза» является электронным сервисом и не является государственным органом, — назидательно сообщается в письме из мэрии. — Сотрудники портала и ЕДДС г.Пензы не уполномочены проводить какие-либо проверки, налагать санкции, требовать совершения действий по нашим просьбам и заявкам».



Если мы обратимся к распоряжению Главы Администрации г.Пензы от 24 мая 2016 года, то обнаружим, что в нём городским службам лишь рекомендуется подключиться к порталу и осуществлять с его помощью приём заявок. Однако тем же документом введен в действие Регламент по срокам устранения аварийных ситуаций. И поскольку некая служба принимает заявки через портал — постольку она должна нести ответственность за несоблюдение требований данного документа.
В противном случае, ситуация складывается комическая. Предположим, у Вас в подъезде прорвало трубу. Если Вы позвоните в аварийную службу, телеграфируете им или прибежите с криками о помощи, то Вы вправе ждать своевременной помощи. А вот если отправите заявку через портал, то тут уж как карта ляжет. При хороших раскладах Ваше обращение будет принято во внимание. А если нет — так это Ваша беда, что вздумалось Вам поиграть в информатизацию коммунальных услуг.
Получается, что нормальная работа такого важного механизма, как «Открытая Пенза», это не нормативно регулируемый вопрос, а всего лишь блажь чиновников. Захотят — спросят с исполнителя, а не захотят — так и обязанности-то нет.
Теория заговора
Примеры должной организации работ аналогичных сервисов имеются. Так, в Москве за исполнением поступивших через портал «Наш город» заявок следит Мосжилинспекция, куда автоматически попадает информация как по поступившим обращениям, так и по их несвоевременному или ненадлежащему исполнению. При выявлении нарушений правил работы управляющим компаниям и коммунальным службам Мосжилинспекция обязано провести проверку. А проверка, как правило, влечет за собой крупные штрафы либо более серьезные последствия.
Почему эта нехитрая, в, общем-то, система, не действует в Пензе? Этот вопрос следует адресовать нашим чиновникам. В том числе, Главе Администрации города Пензы Виктору Кувайцеву, его заместителю, курирующему работу городских служб, Юрию Ильину, руководителю Пензжилинспекции Инне Левченко. Впрочем, некоторые догадки мы можем построить и сами.
Когда «Открытая Пенза» находилась на стадии разработки и внедрения, бывший на тот момент Главой городской Администрации Юрий Кривов активно поддерживал проект. Городской портал делал прозрачной работу муниципальных органов и коммунальных служб. Проще стало не только обратиться за помощью, но и следить за выполнением работ по своему обращению. Всё это Юрий Иванович считал безусловным благом.
Со сменой администрации, видимо, сменились и настроения. Когда горожане начали активно пользоваться сервисом, недочеты в работе городских служб, которые и раньше не были большим секретом, превратились в откровенное бельмо на глазу. Прозрачность оказалась привлекательна не для всех.
В той же Москве около 90% управляющих компаний — организации с государственным участием. В отличие от столицы, на пензенском рынке в этой сфере многие фирмы частные. И отлаженная система контроля за их работой может ударить по чьему-то вполне частному карману. Нет-нет, мы ни на кого конкретно не намекаем, просто рассуждения.
Но раз такая система уже набирает силы, то самый верный способ борьбы с ней — дискредитировать ее в глазах пользователя. Присылать ответы в духе «я не я, голова не моя» даже после вмешательства Прокуратуры. Открещиваться от обязанности принимать меры по поступившим обращениям.
Поэтому в отличие от московского «Нашего города» на «Открытой Пензе» не красуется вывеска «портал мэра ***». А то ещё, чего доброго, отчитываться об успехах придётся.