Кто и зачем саботирует работу «Открытой Пензы»?
Михаил Чернецов
Михаил Чернецов
Что означает «повысить эффективность»? Не всегда, но очень часто эквивалентом является «заставить работать». Поэтому объект повышения эффективности начинает сопротивляться новатору, прямо или скрыто.



Некоторые системы отличаются особой инертностью. Простой пример — управление коммунальным хозяйством. Появилась относительно недавно в нашем городе «Открытая Пенза», инструмент объективно полезный, современный, общественно значимый. Кажется, все довольны, и власти города, и горожане. Но иногда новая система начинает буксовать.
Вообще, сопротивление системы переменам — явление, науке известное. И управляемое. А раз так, то мы считаем себя не вправе умолчать о некоторых фактах.

Ситуация Help! Ситуация SOS!


На днях у автора состоялась беседа с пользователем «Открытой Пензы». Молодой человек поделился своей историей борьбы за правду.

— На территории вокруг моего дома довольно много проблем. Разбито дорожное полотно, улицы и подъезды не убираются должным образом. Я изучил законодательную базу и выяснил, какова должна быть периодичность таких работ. Все сроки, разумеется, были нарушены. Решить проблемы я попытался с помощью «Открытой Пензы».

После того, как я оставил несколько заявок, мне начали звонить диспетчеры с вопросом: «Зачем ты это написал? Мы всё равно ничего сделать не сможем». Мои аргументы об эксплуатационных нормах, об ответственности коммунальных служб пропускались мимо ушей. Через некоторое время мне даже звонить перестали. А на заявки на портале сначала отвечали только в виде консультации, а потом вообще стали удалять.

После нескольких повторений я написал несколько жалоб, в том числе, в Прокуратуру Пензенской области. Только после этого дорога была отремонтирована.

Непробиваемый щит демагогии


Наш собеседник предоставил нам доступ к своей переписке с государственными и муниципальными органами. Несмотря на то, что только после обращения в Прокуратуру ответственные службы приступили к выполнению своих прямых обязанностей, в администрации города решили попенять не в меру активному гражданину на то, что он вообще не понимает, как работают «Открытая Пенза» и Единая дежурно-диспетчерская служба.

«Поясняем, что согласно правилам пользования портала, «Открытая Пенза» является электронным сервисом и не является государственным органом, — назидательно сообщается в письме из мэрии. — Сотрудники портала и ЕДДС г.Пензы не уполномочены проводить какие-либо проверки, налагать санкции, требовать совершения действий по нашим просьбам и заявкам».






Если мы обратимся к распоряжению Главы Администрации г.Пензы от 24 мая 2016 года, то обнаружим, что в нём городским службам лишь рекомендуется подключиться к порталу и осуществлять с его помощью приём заявок. Однако тем же документом введен в действие Регламент по срокам устранения аварийных ситуаций. И поскольку некая служба принимает заявки через портал — постольку она должна нести ответственность за несоблюдение требований данного документа.

В противном случае, ситуация складывается комическая. Предположим, у Вас в подъезде прорвало трубу. Если Вы позвоните в аварийную службу, телеграфируете им или прибежите с криками о помощи, то Вы вправе ждать своевременной помощи. А вот если отправите заявку через портал, то тут уж как карта ляжет. При хороших раскладах Ваше обращение будет принято во внимание. А если нет — так это Ваша беда, что вздумалось Вам поиграть в информатизацию коммунальных услуг.

Получается, что нормальная работа такого важного механизма, как «Открытая Пенза», это не нормативно регулируемый вопрос, а всего лишь блажь чиновников. Захотят — спросят с исполнителя, а не захотят — так и обязанности-то нет.

Теория заговора


Примеры должной организации работ аналогичных сервисов имеются. Так, в Москве за исполнением поступивших через портал «Наш город» заявок следит Мосжилинспекция, куда автоматически попадает информация как по поступившим обращениям, так и по их несвоевременному или ненадлежащему исполнению. При выявлении нарушений правил работы управляющим компаниям и коммунальным службам Мосжилинспекция обязано провести проверку. А проверка, как правило, влечет за собой крупные штрафы либо более серьезные последствия.

Почему эта нехитрая, в, общем-то, система, не действует в Пензе? Этот вопрос следует адресовать нашим чиновникам. В том числе, Главе Администрации города Пензы Виктору Кувайцеву, его заместителю, курирующему работу городских служб, Юрию Ильину, руководителю Пензжилинспекции Инне Левченко. Впрочем, некоторые догадки мы можем построить и сами.

Когда «Открытая Пенза» находилась на стадии разработки и внедрения, бывший на тот момент Главой городской Администрации Юрий Кривов активно поддерживал проект. Городской портал делал прозрачной работу муниципальных органов и коммунальных служб. Проще стало не только обратиться за помощью, но и следить за выполнением работ по своему обращению. Всё это Юрий Иванович считал безусловным благом.

Со сменой администрации, видимо, сменились и настроения. Когда горожане начали активно пользоваться сервисом, недочеты в работе городских служб, которые и раньше не были большим секретом, превратились в откровенное бельмо на глазу. Прозрачность оказалась привлекательна не для всех.

В той же Москве около 90% управляющих компаний — организации с государственным участием. В отличие от столицы, на пензенском рынке в этой сфере многие фирмы частные. И отлаженная система контроля за их работой может ударить по чьему-то вполне частному карману. Нет-нет, мы ни на кого конкретно не намекаем, просто рассуждения.

Но раз такая система уже набирает силы, то самый верный способ борьбы с ней — дискредитировать ее в глазах пользователя. Присылать ответы в духе «я не я, голова не моя» даже после вмешательства Прокуратуры. Открещиваться от обязанности принимать меры по поступившим обращениям.

Поэтому в отличие от московского «Нашего города» на «Открытой Пензе» не красуется вывеска «портал мэра ***». А то ещё, чего доброго, отчитываться об успехах придётся.

Похожие статьи