Госуслуги: к истории и проблеме вопроса
Журналист
Журналист
Петр Гарин

Можно ли в России с помощью IT-технологий повысить КПД работы государственных органов  и создать государство, удобное для жизни?

7.jpg

Бумажный кораблик уплыл



Благодаря развитию информационных технологий несколько лет назад русский язык обогатился понятием «электронные госуслуги». Эксперты до сих пор не могут прийти к единому выводу о том, что должно стоять за этим термином — обычная оцифровка архивов и реестров или полное исключение личного контакта между гражданином и институтами власти. Но очевидно, что пакет документов, принятых правительством на стыке десятилетий и венчающий их президентский указ 2012 года «Об основных направлениях совершенствования системы госуправления», — один из важнейших государственных проектов национального масштаба.

И главное его значение не в оптимизации межведомственного управления и взаимодействия, что конечно, само по себе важно, а в выходе на качественно новый уровень взаимоотношений населения и государства. Граждане наконец-то пришли к любопытному выводу: оказалось, что чиновники существуют не сами по себе и не для себя, а для выполнения возложенных на них обязанностей, среди которых не последнюю роль играют функции по обеспечению, грубо говоря, жизнедеятельности частных и юридических лиц.

Трудно представить (особенно родившимся в СССР), но можно предположить, какой удар отлаженной бюрократической машине должно было нанести, например, уравнивание электронного документа, заверенного электронной подписью, с его бумажным аналогом, и возможность направлять заявление в государственные органы и получать результаты в электрон¬ной форме. Или распоряжение правительства №442-р, запрещающее чиновникам требовать от граждан информацию, имеющуюся в распоряжении других властных структур. Кошмарный сон бюрократа стал явью.

Одно окно, и то — монитор


Поначалу программа развития электронных госуслуг обществом была воспринята довольно скептически. Некоторым казалось, что эта IT-инициатива государства станет очередным нежизнеспособным проектом, и, как это произошло с федеральной целевой программой «Электронной Россией», закончится разговорами, безумной тратой денег и материалами прокурорской проверки. Но дело как бы пошло…

Ведь требования президента в 2012 году, хотя и выглядели не совсем реально, звучали четко. Уже в 2014 году время ожидания заявителя при его обращении в госорганы не должно было превысить 15 минут, а число обращений «представителей бизнес-сообщества для получения одной госуслуги» сократиться до двух. В 2015 году девять из десяти граждан уже должны были иметь доступ к госуслугам по принципу «одного окна». А к 2018 году необходимо достигнуть 90-процентного уровня «удовлетворенности граждан качеством госуслуг», и чтобы не менее 70 процентов из них использовали исключительно электронную форму обращения.

Кому-то, может быть, и смешно, а ведь это — прямое указание гаранта Конституции. Возможно, чиновникам в их работе хоть немного поможет тот факт, что сегодня далеко не все граждане по тем или иным причинам торопятся воспользоваться госуслугами в электронном виде. Самое последнее социологическое исследование на эту тему, которое удалось обнаружить, с точки зрения менталитета населения актуально и сегодня. Три года назад Фонд «Общественное мнение» выяснил, что «не получали, но хотели бы получать госуслуги в интернете» 25 процентов россиян, а 43 процентах наших сограждан не могут или не желают заниматься этой ерундой. Нет оснований полагать, что за это время цифры изменились радикально.

Оцифрованная бюрократия


И, судя по недавнему поручению, данному премьер-министру, Путин не совсем удовлетворен текущим ходом повышения качества госуслуг в электронной форме. До 1 февраля 2017 года в законодательство будут внесены соответствующие изменения. В частности, сообщается, что они «дадут возможность предоставления услуги на бумажном носителе только по желанию заявителя».

Насколько хорошо идет исполнение президентского указа на территории Пензенской области, видно из недавнего доклада регионального министерства экономики. Для начала уточним, что на территории области деятельность по интересующему нас вопросу ведется на региональном портале госуслуг https://gosuslugi.pnzreg.ru и системой МФЦ, которые (так уж случилось) зачастую дублируют друг друга, и во многом — услуги, входящие в компетенцию госструктур, имеющих на этот случай свои собственные сайты.

«Для достижения показателей необходимо было решить три основные задачи, – говорится далее в докладе министерства экономики. – 1) обеспечение регистрации граждан в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА); 2) развитие регионального и федерального Порталов гос- и муниципальных услуг (реализация возможности получения услуг в электронном виде, модернизация Портала в целях удобства пользователей, внедрение платежной системы на Портал); 3) информирование населения о функциональных возможностях Порталов и удобстве электронных услуг».

Не решили. Не успели. Если в 2015 году в Пензенской области в ЕСИА было зарегистрировано 10,3 процента от общего населения, то по состоянию на 1 сентября 2016 года — уже 17 процентов. Но все равно это меньше, чем в среднем по России, где электронным ключом владеет каждый четвертый. Справочно: в Ненецком и Чукотском АО, Забайкальском крае, Дагестане, Ингушетии, Кабардино-Балкарии и в Крыму данный показатель — вообще ниже 10 процентов.

Вот это по-нашему…


«Указанным регионам было рекомендовано принять меры по увеличению доли граждан в ЕСИА», — отмечается на сайте Минкомсвязи РФ в материале, посвященном вышеозначенной проблеме. После её прочтения, несмотря на наличие интернета и то, что сам давно уже не пользуюсь «бумажными носителями», я все же вспомнил, в какой стране мы живем. И даже подумал: «А какие бы меры можно применить для осуществления этой задачи?»

А вы говорите — граждане не торопятся воспользоваться электронными госуслугами, даже несмотря на то, что стоит такой сервис зачастую в разы меньше бумаги с печатью, для получения которой предварительно надо на прием записаться и отстоять в очереди. Никто из экономистов или социологов не скажет, почему, к примеру, в первом квартале текущего года к электронным услугам прибегли 30,49 жителей Пензенской области, а во втором — лишь 21 процент. Почему в МРЭО ГИБДД к одному окну очередь из 50 человек, а к другому — по электронной записи — никого нет?

Вообще, когда я читаю про опыт высаживания высоких технологий на почву российской бюрократии, мне приходит в голову фраза Венечки, конечно же, Ерофеева: «Смешать водку с одеколоном — в этом есть известный каприз, но нет никакого пафоса». А если серьезно, тема электронных госуслуг ждет своего продолжения.

Продолжение следует…

Источник фото: http://finance-obzor.ru/

Похожие статьи