Битва за камеры
Михаил Чернецов
Михаил Чернецов
С начала 2019 года система фото- и видеофиксации нарушений правил дорожного движения в Пензенской области оказалась в парализованном состоянии. Причиной стала совокупность проблем правового, организационного, экономического и технического характера. В этой ситуации руководство области и бизнес проявили способность находить компромисс, чего от них, казалось бы, мало кто ожидал. Разберемся подробнее.

11.jpg

Участники системы


В работе системы фото- и видеофиксации нарушений (сокращенно — ФВФ) участвуют несколько сторон:

1) Госорган, уполномоченный выносить постановления о штрафах, — у нас это Управление ГИБДД УМВД по Пензенской области.

2) Оператор системы — тот, кто обслуживает камеры, обеспечивает каналы связи, собирает и обрабатывает информацию. Это может быть и коммерческое предприятие, и подразделение госоргана.

3) Субъект Федерации — в его бюджет поступает доход в виде собранных штрафов, оттуда же оплачивается работа оператора.

4) Владелец камер — может совпадать с одним из предыдущих пунктов или быть отдельным независимым лицом.

Теоретически область может делать всю работу своими силами. Но охватывающая целый регион система сложна в обслуживании и требует наличия большого штата высококлассных специалистов. А сами камеры — дорогое удовольствие, цена самой простой начинается от полутора миллионов рублей.

Поэтому обычно в нашей области оператора привлекают через систему госзакупок. Если у него нет своих камер — он сам должен найти арендодателя. Если не хватает людей и компетенций для обслуживания системы — может нанять субподрядчика.

Сегодня на рынке ФВФ в Пензенской области действуют несколько игроков. Крупнейшие из них:

  • Кластер «Росоператор», на протяжении нескольких лет обслуживавший систему и фактически создавший её.
  • Пензенский филиал ПАО «Ростелеком», в собственности которого сегодня находится большое количество камер, необходимых для работы системы, но не располагающий профильным подразделением.

Проблема на проблеме


Аукцион, который должен определить оператора пензенской системы ФВФ (точнее, большей ее части — часть точек размещения камер «торгуется» отдельно) в 2019 году, по идее, следовало провести заранее, чтобы к 1 января победитель уже мог приступить к своим обязанностям. Но он был назначен на 28 января. Позже из-за необходимости уточнений в документах дата торгов была перенесена на 11 февраля. Гипотетически, это может быть не последний перенос.

Это означает, что с учетом всех последующих процедур, а также подготовительных технических работ, система сможет начать работать в лучшем случае с середины марта.

Для региона это означало не только рост аварийности на дорогах, но и колоссальные финансовые потери.

  • Средний штраф, по сведениям кластера «Росоператор», составляет порядка 400 рублей.
  • Исходя из данных прошлых лет, в течение января-февраля система фиксирует примерно 90 000 нарушений (в летний период число нарушений возрастает).
  • Оператор с каждого штрафа забирает около 200 рублей (эта цифра может уменьшиться по результатам аукциона).

Таким образом, ориентировочные потери бюджета из-за простоя системы в 2019 году могли составить 90 000 х (400 - 200) = 18 миллионов рублей.

В это время камеры, принадлежащие «Ростелекому» (а также несколько камер в собственности АО «ОЭП»), продолжали висеть над дорогами. Большая их часть работала и фиксировала нарушения. Но информация эта не передавалась в ГИБДД, так как не был заключен госконтракт.

Еще одна тревожный сигнал пришел с федерального уровня. Федеральное дорожное агентство (Росавтодор) с 2017 года лоббирует идею, что «штрафные» доходы системы ФВФ должны быть направлены исключительно на дорожные проекты. Читай — переданы самому Росавтодору. Очевидно, что это нанесло бы серьезнейший удар по бюджету Пензенской области.

Вынужденная благотворительность


Ситуация сдвинулась с мертвой точки 21 января. Тогда появилась информация, что правительству Пензенской области, в частности, куратору проекта зампреду Валерию Беспалову удалось достичь договоренности с бизнесом.

До определения победителя торгов «Ростелеком» и АО «ОЭП» согласились передавать сведения в ГИБДД бесплатно. О готовности взять на себя техническое обслуживание заявил и кластер «Росоператор».

Конечно, такая схема годится лишь в качестве временной, экстренной меры. Более того, аналогичные ситуации возникали в прежние годы, что нанесло серьезный ущерб «Росоператору», который тогда в одиночку обслуживал систему и передавал данные на безвозмездной основе на протяжении полугода. «Ростелеком» же может позволить себе такую щедрость относительно безболезненно.

С другой стороны, «Ростелеком» — могущественная структура федерального масштаба — могла запросто отказать нашей области в ее дерзкой просьбе. Но в этот раз политики и предприниматели сумели пойти друг другу навстречу.

Лицом к лицу с федералами


Свое мнение по вопросу распределения средств, полученных от камер наши чиновники озвучили в ходе проходящих в Совете Федерации «Дней Пензенской области», приуроченных к 80-летию региона.

Сначала министр финансов Любовь Финогеева, а затем и губернатор Иван Белозерцев озвучили перед сенаторами идею, что на полученные от системы ФВФ средства область могла бы закупать новые камеры и развивать систему. Это предложение требовало внесения некоторых поправок в законодательство. Сенаторы инициативу поддержали.

Формально речь в выступлениях «наших» шла не о дележе средств с Роставтодором. Но логика предполагает, что доход от камер, принадлежащих региону, должен оставаться в распоряжении региона.

Это успех, хоть и локальный. По словам сотрудников Министерства финансов области, поддержка сенаторов еще не ставит точку в вопросе — потому и сама вернувшаяся из Москвы Любовь Михайловна предпочла воздержаться от комментариев.

Следующий шаг


Приведенные факты дают нам повод для оптимизма. Члены областного правительства продемонстрировали, что видят значимость фото- и видеофиксации нарушений и готовы бороться за ее работоспособность.

11 февраля должен состояться электронный аукцион, который определит, какая компания будет заниматься камерами на дорогах области. Надеемся, что больше накладок не возникнет.
Источник фото: http://www.norsktour.com

Похожие статьи