А ваша бабушка есть на «Одоноклассниках»?
Михаил Чернецов
Михаил Чернецов
Лет через двадцать пожилой человек, общающийся с компьютером на «ты», будет совершенно заурядной картиной. Возможно, и через десять. А как же быть с сегодняшними пенсионерами?


Существуют уже десятки сервисов, которые могут облегчить жизнь человеку пенсионного возраста. «Пенза-доктор» позволяет избежать бесконечных очередей в поликлиниках, а системы интернет-банкинга — при внесении квартплаты. «Открытая Пенза» дает возможность пообщаться с сотрудниками жилищно-коммунальных служб, а Skype — с друзьями и родственниками из других городов. Один только портал госуслуг способен помочь в решении широчайшего круга вопросов.

К сожалению, далеко не все пожилые люди могут похвастаться умением работать с персональным компьютером. Это проблема. Но без внимания она не остается.

Во вторник, 8 ноября, подошло к концу обучение компьютерной грамотности нескольких групп неработающих пенсионеров. Учебные курсы проходили на базе «Учебно-методического центра высоких технологий», входящего в кластер «Росоператор».


Промежуточные итоги

Вопрос об эффективности курсов мы задали Валерию Васильевичу Шомникову —  начальнику Управления организации социальной помощи населению и работы с инвалидами Министерства труда, социальной защиты и демографии Пензенской области, ведомства, под чьим патронажем проходит обучение.

— Оценка работы проводится комиссионно. Завтра будет выезд в Каменский и Белинский районы, где также обучаются пенсионеры, чтобы проинспектировать работу на месте. Если же говорить по прошлому году, проводилось анкетирование пенсионеров: как они оценивают учебный процесс, учебно-методические пособия. Мы считаем, что материал изложен доступно и качественно. Даже я могу найти в нем для себя что-то полезное. В планах у нас проведение для пожилых людей отдельного курса о том, как пользоваться банкоматами и терминалами.

— Каковы перспективы существования программы?

— В следующем году также будет проходить обучение. Целевые субсидии бюджету предоставляются на условиях софинансирования Пенсионным фондом РФ, и на следующий год субсидия подтверждена практически в таком же объеме, что и в текущем. Надеемся, что в последующие годы эта практика сохранится. Эта работа нужна, так как все больше и больше услуг переходят в электронную форму.

Взгляд изнутри

Вручение дипломов тем, кто завершил свое обучение по программе, проходило в технопарке «Рамеев» в непринужденной дружеской атмосфере.

— Мне очень приятно поздравить вас, — обратился к присутствовавшим директор «Учебно-методического центра» Сергей Скворцов. — В прошлом году, когда у нас была аналогичная программа, я также вел две группы, и это общение оставило очень позитивный след. Люди, которые приходили, в большинстве своем, конечно, не знали компьютер. На первых занятиях было непонимание, мы вместе садились, разбирались, советовались. 

Когда на последних занятиях я заходил в аудиторию, и у всех на компьютерах уже были открыты какие-то сайты, поиск, просмотр картинок, «Одноклассники», это было ужасно приятно. Надеюсь, что у вас эти курсы тоже оставили какой-то положительный опыт, который вам поможет в дальнейшем.

Взаимную симпатию высказывали и сами завершившие обучение пенсионеры.

— Сегодня невозможно без этого обойтись, — делится впечатлениями одна из «учениц» Надежда Михайловна Мартынова. — Работа с разными программами и сайтами поможет нам в обиходе.

— А Вам уже довелось воспользоваться полученными знаниями на практике? — задаем мы встречный вопрос.

— Конечно, я уже зарегистрировалась и на портале записи к врачу, и на «госуслугах».

— А какие вопросы хотелось бы изучить поподробнее?

— С социальными сетями очень интересно знакомиться. Меня еще нет на одноклассниках, но теперь я обязательно там зарегистрируюсь. В нашей группе процентов семьдесят бы с удовольствие продолжили обучение.

— Мы не просто довольны, мы очень благодарны, что нас сюда пригласили! Нам сильно повезло с преподавателем! — рассказывает обучавшаяся в параллельной группе Татьяна Ивановна Лисунова. — Очень подробно объясняли все, о чем мы спрашивали, неважно, входило ли это в учебную программу. Это просто бесподобно! 

 


Наша собеседница Татьяна Ивановна Лисунова получает диплом

Семь шапок из одной овцы

Если первые наборы курсов компьютерной грамотности с трудом собирали необходимую аудиторию, то в этом году едва удалось организовать обучение всех желающих. Сарафанное радио быстро разносит весть об интересных и полезных занятиях. То, что пенсионеры довольны, подтверждают и работающие с ними сотрудники органов соцзащиты.

Тем не менее, нерешенные вопросы остаются. За год обучение по программе проходят более трехсот лиц пенсионного возраста. Однако признать эту цифру достаточной, учитывая, что в области проживают десятки тысяч пенсионеров, получается с трудом.

Вопрос состоит, в том числе и в информировании. Информация среди населения распространяется по нескольким каналам, в первую очередь, через соцработников, а также через сайт Министерства (что, наверное, не совсем эффективно, учитывая, что целевая аудитория как раз незнакома с интернетом), частично через местные телеканалы. Существенная часть потенциально заинтересованных лиц остается просто в неведении. Сколько желающих обучаться появилось бы, при более полном охвате, сложно сказать.

На этом фоне нерадостно выглядит стремление Пенсионного фонда России оптимизировать расходы по программе. Небольшое уменьшение финансирования случится уже в следующем году. А на проходивших в этом году конференциях ПФР и вовсе поднимался вопрос о снижении исполнителем стоимости обучения в разы.

Ситуация напоминает классический мультик, по сюжету которого жадный богач захотел семь шапок из шерсти одной овцы и получил-таки их — но оказались они игрушечного размера. Вслед за уменьшением оплаты исполнителю мы рискуем потерять и качество работ, и дело не в жадности бизнеса. 

Обучение имеет свою себестоимость, на чем-то придется экономить, но на чем? Закупать менее качественное оборудование или сажать по несколько человек за одно рабочее место? Нанимать недорогих, но менее квалифицированных педагогов или формировать группы по 30-40 человек вместо десяти, жертвуя индивидуальным подходом к возрастным обучающимся?

Государственные структуры, видимо, апеллируют к социальной ответственности бизнеса. Но бизнес уже делает шаги на встречу. Тот же Учебно-методический центр оборудовал за свой счет, вне перечислений по госконтракту, дополнительный учебный класса, направлял на обучение по специальности «психология» большую часть своих сотрудников, не имеющих психологического образования.  

Но если дело пойдет в том же направлении, мы рискуем оставить одну социальную ответственность, потеряв собственно бизнес. Поэтому компромисс по вопросу — безусловно важному вопросу — надо искать на стыке интересов каждого из участников процесса. 

Похожие статьи