Как сделать работу пензенских спортсооружений эффективной
Сергей Зимин
Сергей Зимин
В последние годы в Пензенской области были построены десятки новых спортивных объектов — Дворцов спорта, комплексных стадионов, физкультурно-оздоровительных комплексов (ФОКов), бассейнов, ледовых арен, и т.п. Но всегда ли прикладываемые усилия и затраченные средства проносят должный эффект?

555.jpg

Возводились объекты едва ли не целиком за счет бюджетных средств — федеральных и местных. Ведь до сих пор такое строительство считается низкодоходным и малопривлекательным для частных инвесторов. И в большей степени частные инвестиции здесь являются жестом доброй воли, чем попыткой эффективного вложения средств.

Столь масштабное возведение спортивных объектов в области, утолив некий «стадионный голод», невольно породило другую проблему. Стал возникать вопрос относительно их заполняемости, обеспеченности тренерскими кадрами. При этом все чаще задаются и вопросы по отдаче вложенных средств, самоокупаемости объектов. За минувший год пензенский губернатор на своих планерках неоднократно упоминал об этой проблеме.

Согласно данным, предоставленным в областном минспорта, в прошлом году подведомственными учреждениями было заработано более 166 миллионов рублей — это доходы от оказания платных услуг. Что почти на 17 миллионов превзошло показатель 2015 года, при том, что цены на услуги если где и повысились, то на самый минимум. Насколько это значительно, если учесть, что «под крылом» ведомства находятся такие гиганты, как Дворец спорта «Буртасы», СЗК «Дизель-Арена», Дворец единоборств «Воейков», стадион «Первомайский», не считая прочей «мелочи»?

Неудивительно, что где-то на покрытие всех расходов (заплата персоналу, оплата «коммуналки», и т.п.) своих доходов не хватает, и что-то компенсируется в немалом объеме за счет областного бюджета. На одном из оперативных совещаний в областном правительстве в конце прошлого года, например, губернатор Иван Белохзерцев говорил, что на содержание «Воейкова» из областной казны было потрачено в три раза больше средств, чем Дворец сумел заработать.

В районах гигантских спортсооружений не имеется — рядовые ФОКи, состряпанные по малобюджетному принципу бассейны, да кое-где небольшие ледовые дворцы. Вести речь о доходности за редким исключением неуместно. Где-то платные услуги были введены только в минувшем году, в четырех районах не оказывается по сию пору. А в физкультурно-оздоровительных комплексах в Земетчинском и Тамалинском районах объем выручки заметно сократился по сравнению с 2015-м годом. Бассейны за 2016-й год более одного миллиона рублей заработали в Бессоновском, Городищенском, Каменском и Нижнеломовском районах, а более двух миллионов в Кузнецке и Заречном.

В Пензе такие «монстры», как «Буртасы» и «Дизель-Арена», могут проводить масштабные соревнования не только всероссийского, но и международного масштаба. На их аренах, в бассейнах, других площадках можно оказывать платные услуги. Есть и множество различных помещений, которые можно сдавать в аренду. Плюс кафешки, гостиницы. Чего еще для счастья надо? Но и здесь, как говорят, в плане доходности случаются проблемы, компенсируемые бюджетом.

Заметно возросшее количество спортсооружений в вопросе эффективности их работы, на мой взгляд, в определенной степени оказало медвежью услугу. Предложений стало больше, а спрос увеличивается не столь стремительными темпами, как и население города. В последнее время, как поведал глава регионального минспорта Григорий Кабельский, появилась и сильная конкуренция со стороны частных фитнес-клубов. Там могут варьировать стоимость услуг, в том числе играя на понижение.

Что в подведомственных учреждениях сделать проблематично ввиду наличия различных нормативов. И отток в сторону частников случился достаточный. Стоит заметить, что такое положение дел характерно не только для Пензенской области. Ряд исследований указывает, что наряду с бассейнами наиболее прибыльными составляющими в работе спорткомлексов являются фитнес-центры.

Как повысить рентабельность спортсооружений? Можно, конечно, увеличить цены билетов, услуг, арендную плату. Однако резко этого делать не стоит. Ввиду того, что чревато оттоком зрителей, пользователей услуг, арендаторов. Но и держать цены и тарифы на уровне критического минимума, а то и ниже вряд ли уместно. «Дизель-Арена» может получать доход и от проведения концертов. Другой вопрос в том, сколько за год сюда можно привлечь групп или исполнителей, способных собрать аудиторию в районе пяти тысяч зрителей.

Сооружения, специализирующиеся на каком-либо одном виде, менее прибыльны, чем универсальные комплексы различной спортивной направленности. Но ныне функционал сооружений не ограничивается исключительно проведением спортивных мероприятий. Любой ФОК, бассейн, комплекс может повысить показатели эффективности за счет ряда мер, направленных на расширение целевой аудитории, повышения качества обслуживания. И за счет некой «изюминки», возможно, развлекательной направленности.

Необходимо и уважение предпочтений болельщиков и любителей спорта, посещающих объект. Скажем, в Германии очень любят пиво, и на немецких аренах зарабатывают на продаже этого напитка больше, чем еще где в Европе. Кстати продажа пива распространена на аренах КХЛ, а в недрах ярославского дворца «Арена-2000» и вовсе установлена собственная пивоварня. Что мешает осуществить подобное на той же «Дизель-Арене»? Или почему бы не ввести такой вид популярной в иных местах услуги, как поздравление или признание в любви во время матча?

А пытался ли у нас кто-нибудь увеличить доход арен, за счет нейминга, титульного спонсорства то бишь? Сегодня не редкость и для России, когда спортсооружения носят имена известных брендов: «Татнефть-Арена», «ВТБ Ледовый дворец» , и т.п. Нейминг может быть привлекателен тем, что, платя за него, компания прочно закрепляет за собой место на городской карте, при этом потенциально привлекая огромную аудиторию не только из любителей спорта. Вдобавок для рекламы надолго бронируется посещаемое место.

Ну какой толк от названия «Буртасы»? Или «Дизель-Арена», тем более, что в управлении клубом она не находится? Может больше будет проку, допустим, от названий Дворец спорта «Даматэ» или «Тяжпром-Арена»? А если местные компании на подобный шаг пойти не готовы, можно поискать на стороне, среди тех, кто имеет в нашем регионе свой интерес. А если уж очень хочется сохранить некую историческую преемственность, спонсорское название можно добавить к существующему. Скажем, Дворец спорта «Черкизово-Буртасы», или «Дизель-Транснефть-Арена».

В сухом остатке получается, что основным фактором успешной работы спортсооружений может стать тщательно проработанная концепция, отвечающая спросу, максимально охватывающая целевую аудиторию как по возрасту, так и по предпочтениям, предусматривающая возможности нестандартного подхода.

P.S.

Кстати, в прошлом году большой общественный резонанс вызвало сообщение о передаче Дворца водного спорта частному инвестору. Ряд пензенцев высказывали свое возмущение тому, что государственное когда-то учреждение будет передано предпринимателю. Однако время показало эффективность продажи. Сегодня полуразрушенный дворец практически полностью восстановлен, и помимо стандартных услуг по предоставлению дорожек в бассейне и обучению плаванию, здесь предлагают посетителям множество сопутствующих услуг, пользующихся популярностью у населения. По всей видимости, можно говорить о ближайшей самоокупаемости проекта.

И если государственные учреждения так «тяготит» субсидирование из бюджета, что они не ставят одной из главных целей получение прибыли, может часть из них передать бизнесу? Расходы бюджетные сократятся, доходы в виде налогов увеличатся.

Источник фото: http://documents.penza-gorod.ru/

Похожие статьи