Как поживает пензенская «королева спорта»
Сергей Зимин
Сергей Зимин
Ситуацию, сложившуюся на данный момент в Пензенской области с легкой атлетикой, можно охарактеризовать теми же словами, что и положение дел в пензенском плавании — нелегкие времена, кризис, катастрофа. При этом самые ближайшие перспективы «королевы спорта» у нас представляются еще более безнадежными.

78.jpg

Эту ощущение «безнадеги» не только у пензенского «королевства», но и у российской легкой атлетики в целом. Причины на поверхности. Это череда допинговых скандалов и разоблачений, связанных с именами российских легкоатлетов и тренеров, и последовавшие в связи с этим временное лишение членства Всероссийской федерации легкой атлетики (ВФЛА) в Международной ассоциации легкоатлетических федераций (IAAF), массовые дисквалификации одних спортсменов, лишение возможности участия других в международных состязаниях.

Пензенская область, откровенно, никогда флагманом отечественной легкой атлетики не была. Но на протяжении длительного периода легкоатлетическая сборная области представляла собой ощутимую силу. Воспитанники местных спортшкол и секций неоднократно занимали призовые места и выигрывали главные награды национального чемпионата. Лучшие пробивались в состав сборной для участия в чемпионатах мира и Европы, в Олимпийских играх, откуда, случалось, возвращались с наградами.

С 1992 по 2004 годы все легкоатлетические состязания летних Олимпийских игр неизменно проходили с участием хотя бы одного спортсмена из Пензенской области. Но после бронзового финиша в олимпийских состязаниях по спортивной ходьбе в Афинах Алексея Воеводина как отрезало. Перестала пензенская земля выдавать новых сильных легкоатлетов, таких как Николай Абрамов, Николай Смага, Виктор Калинкин, Михаил Вдовин, тот же Воеводин....

При отборе на крупнейшие состязания считанное количество представителей Пензенской области, в основном «запараллеленных» иногородних спортсменов, претендовало на заветные путевки. И лучшим из них какой-то малости да не хватало. Пока, наконец, на Олимпиаду в Лондоне не попал Валентин Кругляков. Но на старт в там он так и не вышел. А вскоре стал участником допингового скандала, и о том, что самарский бегун представлял попутно интересы Пензенской области, как-то подзабылось.

Между тем, талантливые легкоатлеты в Пензе нет-нет, да появляются. Но та же с ними беда, что и с пловцами. «Засветившись» на юношеско-молодежном уровне, сверкнув разок — другой в крупнейших всероссийских состязаниях среди взрослых, а кто-то и постучавшись в двери национальной сборной, затем куда-то они исчезают. Опять же как бабочки-однодневки.

На прошлогоднем летнем чемпионате России женская сборная Пензенской области заняла третье место в эстафете 4х100 метров. Но из всего этого бронзового квартета о каких-либо перспективах можно было бы говорить лишь в отношении одной бегуньи.

Кристина Хорошева показала четвертый результат в индивидуальных забегах на стометровке. Что вполне могло бы означать пропуск на Олимпиаду в Рио-де-Жанейро. Если не по индивидуальной программе, то хотя бы для участия в эстафете. Но из-за дисквалификации ВФЛА отбор в олимпийскую команду не проводился. Искренне жаль эту перспективную спортсменку. Кто знает, будет ли у нее шанс выступить на следующей Олимпиаде в Токио?

Неким светом в конце тоннеля представляется Яна Смердова, чьей специализацией является спортивная ходьба. И дело не только в ее победах, одерживаемых на юниорских состязаниях. Ее имя значится среди тех российских атлетов, которых в середине апреля IAAF допустила к выступлениям в международных состязаниях. Правда выступать в них можно лишь под нейтральным флагом, поскольку ВФЛА еще до сих пор не амнистирована.

Если абстрагироваться от звучащих к допущенным до международных состязаний спортсменам призывов со стороны радикально-патриотически настроенных лиц отказываться от участия в турнирах на подобных условиях, то приходится и такое разрешение принимать за благо. Ведь дальнейшая полная международная изоляция вполне может попросту «убить» как в целом российскую легкую атлетику, так и ее развитие в регионах.

Впрочем, пока рано радоваться и тем, кто получил допуск. Поскольку во многом он является условным. И допуск до международных соревнований еще не означает непременной возможности в них участвовать. На крупнейшие турниры легкоатлеты могут попадать лишь по приглашению. И наверняка последуют они лишь звездам высокого уровня, к которым Смердову пока относить не приходится. К тому же представляет Яна самую скандальную дисциплину в российской легкой атлетике.

Возраст большинства российских легкоатлетов, получивших допуск до международных стартов, в том числе и Яны Смердовой, может свидетельствовать о том, что в IAAF склонны больше верить молодежи, не успевшей толком застать так называемую систему. В этом плане, пожалуй, следовало бы наиболее пристальное внимание уделить молодежным и юниорским внутрироссийским состязаниям.

А они для пензенских любителей «королевы спорта» также не утешительны, как и в соревнованиях среди взрослых легкоатлетов. По крайней мере, если опираться на итоги завершившегося зимнего сезона. В чемпионате России в помещениях отметилась лишь Хорошева, завоевавшая одну золотую и одну серебряную медали. А в юниорских первенствах по двум возрастным группам завоеваны лишь две награды — обладателем серебряной медали стал Денис Башкирцев, а «бронзу» добыла Ангелина Стародубова. Не густо.

Тщательное изучение протоколов состязаний по различным легкоатлетическим дисциплинам позволяет сделать следующий вывод. В Пензенской области слабо развит бег на средние дистанции, практически отсутствует бег на дальние. У нас нет барьерного бега. А уж отсутствие технических дисциплин — прыжковых и метательных — является давней «визиткой» пензенской легкой атлетики. В общем, пензенские легкоатлеты могут бороться за что-то стоящее не более чем в третьей части, а то и в четверти, от возможного. А легкая атлетика является самым медалеемким видом спорта. Так что существует огромное поле для работы областной федерации легкой атлетики, руководителем которой является Олег Тоцкий.

Как и в случае с плаванием, одну из главных бед нашей легкой атлетики министр физической культуры и спорта Пензенской области Григорий Кабельский видит в отсутствии высококвалифицированных тренерских кадров. Здесь также одни, похоже, свой ресурс исчерпали, а другие еще не могут. Получается у кого-то довести легкоатлета до присвоения звания кандидата в мастера, может быть мастера, спорта, а далее лучшим в плане развития спортсмена представляется передача его другому тренеру, как правило в другом регионе. Вот и Кристина Хорошева отчасти и по этой причине сейчас выступает в параллельном зачете, представляя попутно Тульскую область. Из положительных моментов в этом аспекте можно отметить разве что некоторые подвижки в спортивной ходьбе, где обозначились первые результаты работы Алексея и Юлии Воеводиных.

При всем скверном положении ориентиры или «маяки» в пензенской легкой атлетике имеются. Было бы, конечно, здорово, если бы IAAF выдала допуск и Кристине Хорошевой. Тогда бы у нее появилась пусть и теоретическая, но все же возможность выступить на ближайшем чемпионате мира в Лондоне. Такая же, которая сейчас имеется и у Яны Смердовой. Неважно, что под нейтральным флагом. Сути-то это не меняет — наши они.

Похожие статьи