Будет ли соблюдаться закон о болельщиках
Журналист
Журналист
Сергей Зимин

В отличие от футболистов сборной России, в очередной раз опозорившихся на недавно прошедшем чемпионате Европы, российские фанаты во Франции выступили более ярко. Если футболисты своей единственной на Евро ничьей добились чудом, отыгравшись в самом конце поединка со сборной Англии, то фанаты в своих поединках тех же англичан одолели за явным преимуществом. И заслуженная награда не заставила себя долго ждать.

Стадион

Нет, речь идет не о депортации российских футбольных хулиганов или тюремных сроках, наложенных на некоторых из них во Франции. И не о решении исключить Всероссийское объединение болельщиков (ВОБ) из состава Российского футбольного союза (РФС), о котором объявил министр спорта РФ и президент РФС Виталий Мутко. Который попутно призвал болельщиков создать новую организацию, представляющую интересы фанатского движения.

Речь идет о законе, который в июле подписал Президент РФ Владимир Путин. Законом вводится обязательная продажа билетов и вход на официальные спортивные соревнования по паспорту. Этим документом также предоставляется право публиковать на сайте МВД «черные списки» наиболее «отличившихся» болельщиков, которым запрещено посещать соревнования.

На организаторов мероприятий ложится дополнительная нагрузка. Им придется проводить идентификацию личности фанатов. Любопытно, что не позднее, чем за три часа до начала соревнований. А внесенным в «черный список» болельщикам, которые все же попытаются проникнуть на арену, деньги за приобретенные билеты возвращаться не будут.

Закон должен вступить в силу с 1 января 2017 года. Поэтому и на первую домашнюю игру футболистов пензенского «Зенита», и на товарищескую игру хоккеистов «Дизеля» фанаты и болельщики этих команд проходили по прежней схеме, т.е., без паспортов, идентификации личности и в любое удобное для себя время.

Принятие подобного закона вызвало немало споров как в болельщицкой среде, так и среди людей, равнодушных к спорту. Кто-то указывает на недочеты, расплывчатость некоторых формулировок. И многие полагают, что все эти строгости и суровости не помогут полностью избавить арены, в первую очередь, футбольные, от посещения людей, для которых проявление агрессии и несдержанность на стадионе являются нормой.

Тем более стоит учесть, что в последние годы неоднократно принимались меры, призванные обеспечить порядок на аренах. Однако полностью от драк, петард и фаеров это не избавило. Помнится как на сайте пензенского областного спорткомитета, в тот период, когда его возглавлял Артур Пантелеев, публиковалось сообщение о решении саратовского суда запретить на полгода вход на российские стадионы двум пензенским фанатам. И портреты их на аренах красовались. Но их проникновению на матчи это ничуть не препятствовало.

Расходятся оппоненты и во мнении, каким образом вступление закона в силу может повлиять на посещаемость спортивных мероприятий. Кто-то искренне полагает, что введение подобных карательных мер может поспособствовать тому, что игры станет посещать большее количество обычных болельщиков, которым не по душе устраиваемый порою на аренах беспредел, а хулиганов и провокаторов, которые пытаются своим неадекватным поведением выразить себя, станет меньше. Другие считают, что на посещаемость влияет только качество игры, преданность команде, а также то, на каком уровне в конкретных клубах поставлена работа с болельщиками.

Естественно, что многие воспринимают введение закона как некое ограничение. Любопытно, что некоторые люди, особенно представители оппозиции, полагают: закон принят не в результате скандального поведения части российских фанатов на Евро, а также на российских стадионах. А придуман он, считают они, ради получения определенного рычага влияния на тех фанатов, которые принимают участие в протестных акциях.

Надо полагать, что для большей массы зрителей закон особых неудобств не несет. Кто ходил на футбол ради самого футбола, а на хоккей — ради самого хоккея, те будут также ходить и дальше. И можно предположить, что оказавшиеся в «черных списках» фанаты при жгучем желании будут активно искать альтернативные способы попасть на запретный для них стадион.

Будет ли закон реально соблюдаться на практике? Будущее покажет. Хотя пункт относительно идентификации личности за три часа до начала состязаний выглядит достаточно абсурдным. В самом деле, насколько реально работающему человеку в будний день прибыть на стадион в три или четыре часа?

Но, как бы то ни было, в любом случае закон гласит не только о карательных мерах. Он также обозначает и сферу ответственности организаторов мероприятий, владельцев спортсооружений. И главный постулат, который обозначен многими пользователями Интернета, заключается в следующем. Применение закона не должно сводиться лишь к карательной практике. А должно в первую очередь создать реальные условия для обеспечения безопасности на аренах. Важно ведь не наказание, а исключение возможности каких-либо противоправных действий во время состязаний.

Похожие статьи