Укрупнение регионов: быстро сказка сказывается
Журналист
Журналист
В конце января стало известно о проекте Минэкономразвития, подразумевающем укрупнение территорий и создание новых территориальных единиц — макрорегионов.

5.jpg

Пища для ума


Есть в политэкономии направления и тренды, позволяющие многим, начиная с репортеров и заканчивая политиками, зарабатывать себе и на хлеб, и на имидж. Одни имеют информационный повод, другие сохраняют реноме, третьи — ученые экономисты и социологи — тоже получают пищу. В том числе для размышлений.

Одно из таких направлений — перманентное переваривание обществом как слухов, так и высоких инициатив по так называемой проблеме «укрупнения регионов». Одни подаются под видом жареных фактов, другие муссируются с точки зрения государственных интересов и под серьезным научным обоснованием.

Насколько и как долго будет обсуждаться очередной проект под названием «Стратегия пространственного развития РФ до 2030 (!) года», покажет время. А пока вспомним, что за последние лет двадцать Пензенскую область кто только не пытался, по крайней мере, на словах, к кому-нибудь да «приспособить».

«Штучная» работа


28 октября 1998 года на заседании Ассоциации «Большая Волга», проходящем в Саранске, ведущий ГТРК «9 канал» Дмитрий Куликов задал тогдашнему премьер-министру России следующий вопрос: «Интересно, как Евгений Примаков относится к идее создания Приволжской республики, о которой, то ли в шутку, то ли всерьез говорят губернаторы Саратовской и Пензенской областей?»

«Это работа штучная, как говорят…», — после неловкой паузы вынужден был ответить интеллигентнейший Евгений Максимович. Претензия на сенсационность чуть было не сыграла с телеведущим злую шутку. Пензенцы негодовали: как же так! Губернатор Бочкарев, не так давно «осудивший порочную практику сепаратизма в Поволжье», теперь «подается Примакову как один из инициаторов создания Приволжской республики!»

А вот еще. Известно, что в августе 2000 года постановлением губернатора Пензенская область была поделена на четыре производственно-экономические зоны. Это дало повод известному пензенскому журналисту Александру Бахмутову выдвинуть совершенно безумную версию, которую он опубликовал на страницах «Новой биржевой газеты» под заголовком «Станет ли Саратов столицей Пензенской области?»

Было сказано, что по информации из неофициальных источников, в столице Приволжского федерального округа состоялась встреча глав регионов-доноров, на которой решалась судьба областей-аутсайдеров. По итогам встречи было принято решение: «Пензенская область будет разделена на четыре части между Самарской, Нижегородской, Саратовской и Ульяновской областями», а сама Пенза получит статус райцентра.

К чести Александра Юрьевича, создав сенсацию на пустом месте, он сам же во второй части материала устами своего интервьюера назвал «эти домыслы полным бредом».

69.jpg

Крест-накрест


Но это все, как говорится, невинные младенческие забавы. Очередной ажиотаж с перекраиванием карты области наблюдался в конце 2004 года, когда возникло целых два варианта развития событий. Первый, объединявший нас с Саратовской и Самарской областями, якобы выдвигался администрацией самого президента.

Второй, по которому Пенза становилась столицей супер-губернии, в состав которой войдут не столь благополучные в экономическом плане Тамбовская область и Мордовия, предлагался лидером ЛДПР.

Причем оба эти варианта на полном серьезе обсуждались аналитиками местного розлива. Но если первый, имеющий «несомненную экономическую выгоду» за счет присоединения к сильным регионам, представлялся истинной панацеей, то вариант Жириновского, с его «отрицательными перспективами», выставлял область на всеобщее осмеяние.

Но сегодня уже никто и не вспомнит, куда и как испарились эти объединительные помыслы. И с какого припеку в них фигурировала Самара? Ведь в законе «Об административно-территориальном устройстве Пензенской области» черным по белому сказано: «На севере Пензенская область граничит с Республикой Мордовия и Рязанской областью, на востоке — с Ульяновской, на юге — с Саратовской, на западе — с Тамбовской областью».

Разве что объединение планировалось на принципах экстерриториальности?

Показательное выступление


В текущем десятилетии вопрос о слиянии областей поднимался на очень высоком уровне уже как минимум пару раз. И в обоих случаях инициатором выступала спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко. Да, у каждого крупного политика должна быть своя идея-фикс. Вот у Владимира Вольфовича, например — помыть сапоги в Индийском океане. А у Валентины Ивановны — максимально и как можно быстрее укрупнить российские регионы.

В декабре 2012 года «Известия» сообщили, что в ходе встречи Путина со спикерами региональных Заксобров родилась идея «перекроить» региональную карту России. Причем «родилась» она не сама по себе, а «во время разговора президента со спикером Совета Федерации Валентиной Матвиенко».

Ну и тут, как водится, началась вторая часть Марлезонского балета. Как сообщают «Известия» в том же номере, опрошенные эксперты «уже поддержали инициативу укрупнения субъектов РФ и поспешили высказать свои предложения, какие регионы должны исчезнуть с карты России».

И где теперь они, эти предложения? Здесь, как представляется, ключевая фраза — «поспешили высказать». Потому что, если читать внимательно, сам Путин совершенно определенно по этой проблеме ничего не сказал — ни тогда, ни позже. С одной стороны: «Если целесообразно, исходя из решения крупных социально-экономических проблем, то нужно укрепляться». И одновременно с этим: «Нам супер-регионы тоже не нужны. Все должно быть в рамках разумного».

Лекарство от глупости


О последней инициативе «сторонника перекройки карты регионального плана» г-жи Матвиенко, высказанной ей в интервью телеканалу НТВ, «Пенза-Онлайн» подробно сообщал в мае прошлого года здесь.

В первую очередь материал Максима Денисова интересен не рассмотрением очередного, причем неофициального, заявления спикера Совета Федерации, а анализом менталитета пензенского обывателя при постановке перед ним такого рода вопросов. К тому же с тех пор никаких новых заявлений в этом направлении Валентина Ивановна не делала.

Что же касается последнего демарша Минэкономразвития, то проект он и есть проект. К тому же, думается, вряд ли уместно было именовать Стратегией сырой документ, предполагающий аж три сценария «пространственного развития».

И, пожалуй, рано наши коллеги из автономных краев и округов забили тревогу, подавая эту новость под заголовками типа «МЭР намерено уничтожить ряд регионов России». Заголовок статьи г-на Бахмутова 17 лет назад звучал для жителей Пензенской области куда как более зловеще.

К тому же в его материале, если внимательней приглядеться, указано уникальное противоядие от всех бывших и будущих инсинуаций на тему разделения либо укрупнения регионов: Конституция, права субъектов Федерации и волеизъявление их граждан. Если, конечно, за эти годы ничего не изменилось.

 Источник фото: http://www.bolshoyvopros.ru/

Похожие статьи