разработка
Разносы пензенским министрам. Кризис кадров или кризис стиля работы?
Журналист
Журналист
На прошлой неделе губернатор области наложил взыскание на министра промышленности области Михаила Торгашина и на курирующего его зампреда правительства Валерия Беспалова. Пустяки, казалось бы, дело житейское. На то он и губернатор, чтоб министрам спать не давать. А работа ведомств никогда безупречной назвать нельзя будет. Дело, однако, куда более серьезное. И на наш взгляд, то за что именно, и в какой форме, было высказано губернатором министру, свидетельствует о том, что положительные тенденции в кадровой политике пробуксовывают.



Что пошло не так?


В своей статье «Когда чиновники пензенского правительства захотят работать» месячной давности мы анализировали положительные изменения в стиле руководства губернией. Они характеризовались нами гораздо большей степенью демократичности и коллегиальности при принятии решений, отход от «ручного способа управления», прекращение министерской чехарды, большей степенью доверия губернатора к своим министрам, в первую очередь, к их компетенциям. Весь вопрос для нас состоял в том, достаточны ли эти компетенции.

И сможет ли управленческая революция сверху (от губернатора) быть поддержанной снизу (министрами и сотрудниками министерств). Увы, прошедший месяц показал нехорошие тенденции — вплоть до рецидивов возвращения к прошлым, представляющимся ныне порочными и архаичными, методам управления. Внешне это выразилось сначала в разносе, учиненном вице-губернатором Валерием Савиным министру экономики Сергею Капралову, а затем и разносом уже от самого губернатора, которого «удостоился» министр промышленности Михаил Торгашин.

Что пошло не так? Прежде, чем ставить диагноз, расскажем немного о симптомах.

О критике и бодрости духа


На очередной планерке сильно попало министру промышленности, транспорта и инновационной политики Пензенской области Михаилу Торгашину. И рикошетом по его куратору заместителю председателя правительства Пензенской области Валерию Беспалову.

Наиболее подробную стенограмму данного эпизода можно прочитать у наших коллег. Мы же приведем резюме, с некоторыми подробностями от наших коллег ускользнувшими.

Министр Торгашин выступал с докладом о транспортном обслуживании. Надо отметить, что доклад, по сравнению с докладами некоторых его коллег выглядел вполне вменяемым. Вполне спокойным, рассудительным, с признанием проблем… Но в целом все было вполне бодро — «Маршрутная сеть обеспечивает регулярным транспортным сообщением все муниципальные районы с областным центром».

Губернатора, однако, это всеобщая бодрость духа уже, видимо, давно напрягала. А тут еще недавно, как на грех, во время прямого эфира на Общественном телевидении России, дозвонилась жительница области, пожаловавшаяся на трудности сообщения Пачелмы и Нижнего Ломова - график неудобный, в больницу невозможно добраться.

О необходимом уровне царедворства


И как мог Торгашин пропустить такой удар - просто удивительно. По максимуму понятно — что чиновник должен печься о благе народа, следить за тем, чтобы участок его работы не стагнировал и не откатывался, но развивался динамично и т.д. Но по минимуму, хотя бы, чиновник должен знать, что прилетело по поводу сферы его ответственности его начальству! Чувствовать должен! А тут пропустить то, что происходило у всех на глазах….

Но вообще губернатор поинтересовался, сколько всего в 2016 году частные компании приобрели автобусов большой и малой вместимости. Выяснилось, что за год только одно автотранспортное предприятие купило транспорт — 16 автобусов марки «ПАЗ» для маршрута № 54. Обслуживаемого предприятием «Меркурий». Резонный вопрос - а остальные что?
Тональность речи губернатора повышалась. Не работаете с частниками! Субсидии получаете? Что для этого делаете? Ну и т.д. Еще вопрос был по закупке транспорта, работающего на сжатом газе. А заправка у нас хоть одна есть? — поинтересовался губернатор… Ну, с ожидаемым результатом (именно одна, сколько мы помним, и есть ).

А это вообще кто?


Губернатор заявил, что министр не был готов к докладу. Дал месяц на исправление. Ну, вообще-то крайне благоприятный исход по такому случаю. И тут…
Глава региона поинтересовался, кто сейчас возглавляет управление транспортного обслуживания министерства.

Как выяснилось в ходе совещания, у регионального управления транспорта с 1 марта — новый начальник. Им стал Алексей Антипов. Он и встал.  Губернатор заявил, что его не знает.
«А где Мещеряков?» — поинтересовался глава региона. Торгашин ответил, что Мещерякову предложили должность заместителя, он пока раздумывает, а сама кадровая перестановка связана с тем, чтобы «поставить кадровый вопрос на новое русло».

На самом деле это уже такое безобразие, что и слов нет. Ну, хотя есть… Причем опять-таки в защиту министра Торгашина. Будем справедливы! Еще в прошлом году губернатор, опять-таки критикуя работу транспортного ведомства, потребовал уволить Мещерякова. Но было это в такой форме, что можно было бы принять и за «последнее китайское предупреждение». Но тут уж надо выбирать. Либо ты воспринимаешь указание начальства буквально, и исполняешь немедленно. Либо аллегорично, и воспитываешь и защищаешь своего подчиненного.

Совсем людей нет?


С внутриведомственной кадровой политикой в пензенском минпроме вообще дела плохи. Вот тут нам Михаил Николаевич Торгашин с большим воодушевлением рассказывал о Фонде развития промышленности. Деньги из бюджета ждут ко II кварталу года (апрель-июнь). Обещал, что к июлю уже предприятия гранты начнут получать… Но вот у нас середина марта. И до сих пор у Фонда не назначен руководитель! А это значит, что большая часть процедур, необходимых для того, чтобы к июню все заработало, не выполняется! И как-то уже за сам проект тревожно!
Что уже у вас, граждане, совсем людей нет?

Резюме


Что мы можем вывести из этой истории? Первое. Мы видим конкретные трудности у министров в отчетах перед губернатором. Создается впечатление, что им просто не за что отчитываться. А если есть за что - то не их заслуга и даже не их вина. И уже им дают понять, что доклад их начальством будет восприниматься всерьез … а все равно!

Это свидетельствует о том, что большая часть министров и руководителей ведомств не восприняли посыл нынешнего губернатора, не поняли и не приняли предлагаемых им новых принципов работы, когда им дается большая самостоятельность, но, соответственно и большая степень ответственности. Они выросли как управленцы в бочкаревские времена, и никак не могут преодолеть их инерцию.

Создается впечатление, что они продолжают ждать, что им по каждому пункту, требующему какой-то работы, будут даваться поручения и указания, что делать. И нынешнему губернатору так и приходится! Более того, Белозерцев уже начинает и общаться с ними, как прежний — окриками и разносами. А это плохой знак. Хотелось бы, чтобы министры дорастали до нового уровня, а не губернатор спускался на прежний.

Второе. Касаемое кадровой политики внутри ведомств. Ладно, сам за всем не успеваешь… Но где квалифицированные и верные помощники? В упоминавшейся вначале статье месячной давности мы высказывали мнение, что в кадровой политике стоит опираться на мнение профессионального сообщества. И указывали на то, что если в секторе, курируемом областным Минсельхозом, такой линии придерживаются, так в нем и положительные тенденции налицо. А вот в секторах, курируемых Минэкономики и Минпромом, мы такого сотрудничества не видим, там и тенденции не такие радужные. И, судя по тому, что на губернаторских совещаниях разносы получают Капралов и Торгашин, а не Бурлаков, мы не так уж и далеки от истины…

Люди есть, компетенции имеются — пора уже как-то куда-то двигаться?

Комментарии: {{ appData.total }}

Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь и оставьте комментарий первым! Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии!
  • {{ item.user.title }}

    {{ item.comment }}

Похожие статьи