Пензенская городская дума: очень представительный бизнес
Журналист
Журналист
Предлагаем читателям очередную теорию заговора на тему, кому фактически принадлежит власть в городе.



Семибоярщина


Недавно довелось услышать интересную мысль, высказанную одним из бизнесменов в разговоре по поводу уголовных производств в отношении представителей муниципалитета.

Предприниматель рассуждал следующим образом:

«Почему губернатор не может повлиять на ситуацию внутри областного центра? Формально, конечно, чиновники мэрии ему не подчиняются, а неформально сложившаяся городская мафия давно посылают и его, и всех жителей Пензы… Уже Бочкарев почувствовал, что начал терять влияние, начал бороться, но…»

Объяснение тут одно, притом простое, как мычание: высшее должностное лицо региона не является и никогда не являлся работодателем мэра. И даже граждане областного центра давно не являются. Более того: мэр, или, если официально — глава администрации г. Пензы — носителем власти в городе, как ни парадоксально это звучит, тоже не является. Кому, как не уважаемому Ивану Александровичу Белозерцеву, много лет являвшемуся депутатом Гордумы и даже ее председателем, об этом не знать. Как говорил один из персонажей какого-то очень древнего фильма: «Это не твой зуб. Это даже не мой зуб. Это Его зуб».

Многозначительное «но», которым предприниматель закончил свой пассаж, можно вольно продолжить следующим образом: «Но слишком поздно понял, какую глупость сморозил».

Так как совершенно очевидно, что молодое поколение историю не учит, а представители старшего стали ее позорно забывать, в популярной форме напомним вехи противостояния областной и городской власти.

Вся власть советам!


Борьба за влияние между «регионалами» и «муниципалами» идет давно, с тех пор, когда некоторые нынешние обладатели депутатских мандатов еще получали образование. За год до губернаторских выборов 1998 года между Железнодорожным районом, руководимым Василием Бочкаревым, и городом в лице главы Александра Калашникова начались жаркие правовые споры по вопросу «Кому принадлежит Центральный рынок». Пример только подчеркивает, что борьба за власть в городе всегда была борьбой за ресурсы.

Собственно, тот, кто выиграл локальную битву за рынок, тот и стал губернатором. И повел борьбу уже за областной центр, налоги и поступления которого на рубеже веков, по словам Александра Калашникова прессе, на 90 процентов формировали доходную часть региональной казны (и нет повода полагать, что цифра сильно изменилась сегодня). Фронтальная атака на Александра Серафимовича в кампании декабря 1999 года, когда против действующего мэра выдвинулся кандидат от областной власти Николай Ащеулов, провалилась.

В сентябре 2004 года, накануне выборов мэра и депутатов, в городе случился думский кризис. Поводом стало досрочное сложение полномочий последним всенародно избранным мэром Калашниковым. Депутаты Гордумы, половина из которых к тому времени не скрывали лояльности к губернатору Бочкареву, в течение 14 дней должны были определиться с датой выборов. И раскололись на два лагеря: одни были за избрание мэра, другие — за его назначение. В итоге вопрос был «замылен»: в декабре Пенза выбрала только новый депутатский корпус (некоторые представители которого «зависают» в Гордуме по сию пору), а всенародные выбора мэра были фактически отменены.

Вот, собственно, и конец. Чуть позже у города появились две головы — одна в лице председателя Гордумы, он же — глава города, и вторая — глава городской администрации, или мэр, с которым депутаты Городской думы заключают контракт. А сам представительный орган, в идеале призванный отражать социальную структуру общества, стал напоминать совет крупнейших финансово-промышленных групп. Видимо, нет нужды объяснять, кто является прямым работодателем мэра Пензы, исполняющего функции наемного менеджера.

А знаменитый большевистский лозунг по-своему восторжествовал в областном центре Пензенской губернии.

С точки зрения аппаратчика


Чтобы подтвердить, или, напротив, развеять свои подозрения, мы связались с одним из экспертов в области местной политической кухни, который по некоторым причинам просил не упоминать его имени. Вот что он рассказал:

«Году этак в 2006-м по поручению Бочкарева состоялся круглый стол на тему коррупции, в том числе городских чиновников и депутатов. Я тогда выступил и сказал: на основе анализа качественного состава депутатов Гордумы выясняется, что примерно процентов 80 из них являются либо хозяевами, либо директорами предприятий. И подчеркнул, что мы можем рассчитывать на справедливость представительной власти лишь тогда, когда обеспечим адекватное социальное представительство разных социальных слоев и сословий.

Все это было воспринято позитивно, в том числе Натальей Канцеровой, тогда еще в ранге зама прокурора области. А потом мне позвонил один из депутатов, недовольный моим выступлением. Я ему объяснил, что иначе я трактовать эти цифры не могу: город поделен на сферы влияния среди бизнесменов. А у бизнесмена ведь своя психология, для него главное — получение прибыли. Мой оппонент толком ничего не опроверг, но деликатно намекнул, что я, мол, лезу не в свои проблемы.

Сегодня ситуация осталась прежней и даже усугубилась. Ни для кого уже не секрет, что Бочкарев отбирал депутатов в соответствии с их материально-финансовым положением и возможностью приносить материальную пользу. Поэтому сформировался такой клан, они тесно спаяны друг с другом, причем этот клан сегодня обладает и правовыми возможностями. То есть там эта конторка — ой-ёй-ёй. Конечно, мэр ей подконтролен».

Не надо глубоко копать


По поводу того, какие именно финансово-промышленные группы входят в этот «клан», рассуждать нет ни времени, ни печатной площади. При желании, определить круг бизнесменов, напрямую или с помощью своих представителей участвующих в политической и экономической жизни города, можно даже непрофессионалу.

К примеру, откроем список депутатов на официальном сайте Гордумы и начнем, по дурной привычке, с конца портретной галереи. Не очень тщательно изучаем трудовой путь всего лишь двух народных избранников — Бориса Панина и Александра Пичугина.

Первый: «2011-2013 гг. — ООО «Дионис». С 2013 г. по настоящее время — ООО «Ключ здоровья». Второй: «2000-2006 гг. — ООО «Дионис», менеджер...» А в системе СБИС еще можно почерпнуть информацию о том, что г-н Пичугин, владелец собственной фирмы «Континент», до 28.07.2017 руководил еще и ООО «Флагман».

Знающим предмет нет нужды напоминать, что и «Дионис», и «Флагман», и «Ключ здоровья» входят в бизнес-империю Дмитрия Лаврентьева, в свое время дважды избиравшегося депутатом Гордумы четвертого и пятого созывов, а ныне — депутата Заксобра. Вопрос: могут ли депутаты Панин и Пичугин, если б захотели, лоббировать интересы бизнеса Дмитрия Анатольевича в Городской думе? Ответ: они оба могут.

Еще один кирпич в стену


Как известно, главным имуществом города является земля, а важным источником пополнения его бюджета — земельные и всяческие строительные операции. В обозримом прошлом и доныне осуществлением градостроительной деятельности, формированием планировки и застройки, вопросами землеотведения и прочей подобной байдой занимается Управление градостроительства и архитектуры г. Пензы.

Для тех, кто еще не в курсе, сообщаем: с 2015 года его учредителем стала являться пензенская Городская дума. Наш эксперт, кстати, отнесся к данному факту с неожиданным интересом — по-видимому, это даже для него оказалось новостью.

Как относиться к данному факту? Просто. Наверное, пензенские депутаты решили взвалить на себя еще один очень важный и доходный участок работы. И главное — ответственный. Не зря же именно к подозрительным земельным операциям в городе последнее время приковано пристальное внимание силовых ведомств.
Источник фото: Фото — http://penza-gorod.ru/city/photogallery/today/

Похожие статьи