Нас ждут интересные выборы
Антон Инюшев
Антон Инюшев
«Да чего там интересного? Выиграет все равно Путин, все заранее понятно», — могут заметить скептики. Но в том-то и дело, что будущая победа Владимира Путина — чуть ли не единственное предопределенное событие. Если же смотреть на выборы и предвыборную кампанию не с точки зрения результата, а с точки зрения процесса, то можно увидеть много увлекательного.

5.jpg

Путин


Если проанализировать относительно свежие данные ВЦИОМ, то можно сделать довольно уверенный прогноз: Владимир Путин одержит 18 марта 2018 г. победу в первом туре. Но при этом нужно понимать — это, вероятно, будут последние президентские выборы Путина. К следующей кампании, в которой он потенциально сможет принять участие, нашему лидеру будет уже за семьдесят. Вряд ли в таком возрасте Путин вновь захочет побороться за пост главы государства.

Если следующий срок Владимира Путина действительно станет последним, то политика Президента может претерпеть заметные изменения. Например, у главы государства может возникнуть желание сделать напоследок что-нибудь воистину грандиозное, или совершить что-то, о чем давно мечтал но не решался. Стремление оставить после себя великое наследие никому не чуждо, тем более — Президенту. Так что всем нам стоит повнимательнее прислушаться к предвыборным речам Владимира Путина. Возможно, там мы найдем первые упоминания о великих переменах, через которые России предстоит пройти в ближайшие 6 лет.

Жириновский


Следующая интрига связана с ветераном предвыборных гонок Владимиром Жириновским. Сумеет ли он по итогам выборов 2018 года занять второе место, сместив с этой позиции представителя КПРФ? Результаты кампаний последних лет доказывают, что такой шанс у Владимира Вольфовича имеется: КПРФ и ЛДПР идут чуть ли не вровень.

ЛДПР сегодня находится на подъеме. Однако лидеру этой партии уже 71 год. Жириновский, непременный участник всех президентских выборов новой России, все еще бодр и активен, но и он не вечен.
Многие задаются вопросом: «Если не Путин, то кто?» Но куда сложнее ответить на вопрос: «Если не Жириновский, то кто?» Неугомонный Владимир Вольфович рано или поздно уйдет из большой политики. Может быть, эти выборы станут для него последними. Кто возглавит ЛДПР после прекращения Жириновским политической активности, есть ли такой человек в России?

Очень может быть, что лидера подобного уровня и подобной харизмы найти не удастся. В этом случае ЛДПР в самые короткие сроки прекратит свое существование в качестве сколь-либо значимой политической силы. Возможно, сейчас мы наблюдаем за последним взлетом этой партии. Проследим же за тем, насколько высоко удастся подняться Жириновскому на предстоящих выборах.

Грудинин


В свою очередь, КПРФ тоже не намерена пассивно наблюдать за тем, как лидер ЛДПР обходит ее на поворотах. Чуть ли не главной сенсацией предстоящих выборов стало выдвижение кандидатом от коммунистической партии Павла Грудинина. Директор совхоза им. Ленина, немного похожий на Ави из фильма «Большой куш», стремительно становится одним из самых популярных людей в стране.

Выдвижение Грудинина позволит получить ответ на вопрос, мучавший нас на протяжение десятилетий: «Насколько хорошо сможет выступить КПРФ на выборах, если в качестве кандидата она предложит НЕ Геннадия Зюганова?» Ответ на него напрямую повлияет на будущее всей партии, не говоря уже о будущем самих Зюганова и Грудинина. Для КПРФ предстоящие выборы грозят стать судьбоносными. Партия, похоже, наконец-то приготовилась к серьезным структурным изменениям. Результат Павла Грудинина на предстоящих выборах может либо затормозить, либо подстегнуть эти перемены.

«Мелкие кандидаты»


Следить за другими потенциальными кандидатами в Президенты (а их на сегодня набралось около 30 человек) не так интересно. Причина проста — большинство из них даже не дойдут до выборов, срезавшись на этапе подачи подписей. Понятно, что собрать 300000 подписей в свою поддержку малоизвестному самовыдвиженцу Александру Чухлебову (да, есть и такой) будет крайне проблематично. Куда менее очевидно то, что у столь, казалось бы, популярной персоны, как Ксения Собчак, на повестке дня стоит ровно такая же проблема.

У Собчак довольно низкие шансы набрать необходимое число подписей россиян (100000) в свою поддержку — слишком велик ее антирейтинг. Если ей так и не удастся пройти данное испытание, это станет болезненным «щелчком по носу» самопровозглашенной «светской львице».
Вообще очень любопытно будет посмотреть на тех кандидатов, которые все-таки сумеют добыть необходимое число подписей, а также на те скандалы, которые развернутся на почве подлинности собранных документов.

Впрочем, для многих кандидатов вопрос допуска к выборам, похоже, не принципиален. Куда важнее для них поучаствовать во всей сопутствующей «движухе». После 25 лет российской демократии до многих, наконец, дошло, что президентская кампания — это отличная площадка для трансляции своего мнения и своих взглядов на всю страну. И теперь люди идут в кандидаты хотя бы для того, чтобы о них вспомнили и заговорили. Наиболее активные претенденты собираются на полную катушку использовать медийную составляющую президентской кампании.

Мнения и мысли обычных людей, даже самые радикальные, почти никому не интересны. Но мнения и мысли граждан, ставших вдруг кандидатами в Президенты, имеют куда больший вес. Их каждый норовит прокомментировать, дополнить, высказать свое согласие или несогласие, просто как-то отреагировать на них. На каждое более-менее яркое высказывание кандидатов наши СМИ и социальные сети будут бросаться, как крокодилы на сочные куски мяса. В ближайшие месяцы нам предстоит увидеть тот еще крокодилярий.

Навальный


По поводу Алексея Навального некоторые люди еще буквально вчера-позавчера выражали сомнения — допустят его до выборов или не допустят. А некоторые выражают сомнения до сих пор. При этом причин для подобных раздумий нет никаких. Алексей Навальный не станет кандидатом на ближайших президентских выборах, и это абсолютно точно.

Вообще это было понятно уже давно, законы на данный счет не давали никакого пространства для маневра. Но некоторые все равно предпочитали делать оговорки типа: «В нашей стране все бывает, раз в год и палка стреляет; может быть, сделают исключение и допустят». Но будем честны — это все просто перестраховка, боязнь ошибиться в прогнозе.

Давайте же не будем бояться и скажем прямо: Алексей Навальный не станет кандидатом в Президенты в 2018 г. Ни при каких обстоятельствах. Вероятность его недопуска к выборам даже не 99,9%, а ровно 100%. Так что можно смело исключать фамилию «Навальный» из дальнейших предвыборных прогнозов.

Явка


В ситуации, когда победитель на выборах фактически определен (тут ничего не поделаешь, это закон больших чисел), на первый план выходит вопрос явки избирателей. И по этому поводу в обществе все больше циркулирует мнение о некой «апатии» россиян, которая помешает им прийти на участки. Мол, раз будущий Президент уже определился, зачем ходить на выборы.

Но факты скорее опровергают эти рассуждения. Во-первых, если такая апатия действительно характерна и актуальна для россиян, проявляться она может очень по-разному. Сидеть дома в день выборов потому что «все равно все предопределено» — это один вариант. Другой вариант апатии — пойти на участок, потому что «все пошли и я пошел», «раньше ходил и сейчас схожу по привычке». Так что апатия и пассивность отнюдь не всегда препятствуют высокой явке.

Во-вторых, опыт прошлых лет показывает нам, что россияне всегда проявляли высокий интерес к президентским выборам. Обычно явка по стране колеблется в пределах 65-75%. На последних выборах (2012 г.), когда тоже вроде бы было «все предопределено», явка превысила 65% (в Пензенской области она была выше 68%).

Стоит ли учитывать уже раздающиеся призывы некоторых сил «бойкотировать» выборы, не ходить на участки? Вряд ли. Скорее всего, эти призывы не окажут заметно влияния на итоговую явку избирателей.
Похожая история в России уже была. Движение 2011 года «голосуй против всех» называлось «НаХ-НаХ». Идею приходить на участки и портить бюллетени активно продвигал тогда оппозиционер Борис Немцов (ныне покойный). В итоге произошло увеличение на полпроцента числа недействительных бюллетеней. И даже непонятно, было ли это следствием призывов Немцова, или же просто небольшим статистическим отклонением.

Никакие объявленные «бойкоты» на явку серьезно не повлияют, она останется традиционно высокой и в 2018 г. А вот скандалов, связанных с попытками объявить выборы «нелегитимными» и «нечестными» будет много.

Главное, что нужно понять — выборы 2018 года не станут последними. Сейчас как никогда важно смотреть на несколько шагов вперед. Нынешнюю кампанию стоит воспринимать в качестве «репетиции» следующих президентских выборов — 2024 года. Те политики, которые смогут достойно проявить себя в 2018 г., будут иметь хорошую фору в 2024-м.

Источник фото: http://www.newsler.ru

Похожие статьи