18° ... 18°, ветер 3 м/с
94.32
100.28
Когда чиновники Пензенского правительства захотят работать
Журналист
Журналист
Неделю назад мы с радостью сообщили добрые вести от министерства финансов области. Регион собрал в 2016 году налогов на 6,34 миллиарда рублей больше, чем в предыдущем году. Это очень серьезное пополнение для бюджета. Учитывая, что оно не разовое, а плановое, а также общий позитивный фон стабилизации экономики, у региона появляется уникальная возможность. Спокойно, без авралов и надрывов, конструктивно работать на развитие региональной экономики. Было бы только кому!

пр.jpg

Пора возможностей


Словом, появляется возможность, по образному выражению одного нашего эксперта «построить мощный экономический флот» и отплыть на нем отсюда в счастливое будущее. Не прибегая к таким политически и морально сомнительным, а с точки зрения закона и вовсе невозможным мерам, как сокращение социальных расходов.

Надо сказать, что эти шесть миллиардов хороши не только сами по себе. Федералы сегодня придерживаются при выделении средств регионам четкой «пряничной» политики — чем лучше ты поработал самостоятельно над пополнением своего бюджета — тем на большее ты сможешь рассчитывать от Центра.

Это, в свою очередь, сможет сделать губернию куда более привлекательной для инвесторов. Так вот, цепляя одно другим, появляется перспектива докатиться хотя бы до относительного благополучия. Ну, на фоне хотя бы соседей по Поволжскому региону.

Все это, однако, при одном непременном условии, что средства будут потрачены с умом. И мы уже сейчас с удовлетворением отмечаем, что нет никаких признаков того, что областная власть намерена закопать эти деньги куда глубоко и сразу. Как это было принято в предыдущие годы, когда поочередно возникали то проекты районных агропромышленных объединений, то розариев, то еще чего-то — но никак не меньше, чем на миллиард. А сейчас нет — ни рыжик не хрюкает, ни бобры не колосятся. Проекты куда более скромные и реальные, рассчитанные и работающие на перспективу. Как, например, фонд развития промышленности, о котором мы недавно рассказывали.

Управленческая революция


Помимо отсутствия у нынешнего губернского руководства мегаломании и склонности к авантюризму, следует отметить еще ряд особенностей нынешнего стиля управления. Которые могут оказаться как положительными, так и отрицательными, в зависимости от того, как именно они будут использоваться.

За последние полтора года мы смогли воочию наблюдать целую своеобразную управленческую революцию в области. Произошел фактически переход от авторитарной, строго вертикальной модели управления — к более демократичной, горизонтальной и коллегиальной. И пока только еще намечающийся, но все же заметный отход от системы «ручного управления» всем и вся к системной работе, приданию импульса и предоставлению возможности для самостоятельного развития.

Если использовать западные политические термины, то сейчас у нас «партию консерваторов» сменила «партия демократов». В нашей русской и советской традиции это звучит несколько менее вдохновляющее — переход от авторитарной модели к бюрократической. Не нужно, впрочем, пугаться самого по себе слова «бюрократия». Оно вовсе необязательно несет отрицательную коннотацию. И вовсе необязательно приводит к застою. Бюрократия на определенном этапе вполне может быть драйвером экономического развития. При одном непременном условии — компетенции бюрократов.

То есть мы приходим к классической формуле «Кадры решают все».

О кадровой политике


В данном случае кадры высшего слоя областного менеджмента.Кадровая политика предыдущего руководства области была лишена внятности, носила явственный отпечаток волюнтаризма. Происходила настоящая управленческая чехарда, люди на ответственных должностях менялись как в калейдоскопе. Появлялись то анекдотические фигуры вроде Алексея Илики на должности министра массовых связей и общественных коммуникаций, то одиозные, с тянущимся негативным репутационным шлейфом, вроде Вячеслава Орла на должности зампреда.
В кадровой политике нынешнего руководства губернии видны позитивные сдвиги. Чехарда прекратилась. Решения, по крайней мере внешне, выглядят более взвешенными и осознанными. Кредит доверия со стороны губернатора своим министрам определенно значительный. В первую очередь — доверия к их компетенциям. Конечно, это хорошо. С одной стороны, когда компетенции действительно высоки. Ну а если — нет?

Понятно, что при принятии кадровых решений, необходимо на что-то опираться. На что? В идеале — на мнение профессионального сообщества, на влияние и доверие, которым претендент пользуется в нем. Есть даже такое слово «ставленник», которое употребляется, как правило, с негативной коннотацией. Что не совсем справедливо. Представляется вполне разумным, чтобы вопросы бизнеса курировал в правительстве именно ставленник бизнеса, а не ставленник над бизнесом из некоего «ближнего круга», как это часто бывало.
Как в этом случае обстоят у нас дела?

Помочь губернатору!


Рассмотрим экономический блок областного правительства (департамент СМИ и министерство культуры не будем рассматривать здесь принципиально). Он, в свою очередь подразделяется на три больших блока, ответственных за основный аспекты экономической жизни губернии. Сельское хозяйство и лесное хозяйство курирует Министерство сельского хозяйства. Промышленность и транспорт курирует Министерство промышленности. Торговлю и малый бизнес курирует Министерство экономики.

Министерство сельского хозяйства у нас возглавляет Андрей Бурлаков. Который считается ставленником крупного агропромышленного бизнеса. И по итогам 2016 года и в перспективе на 2017 год именно агропромышленный комплекс выглядит успешным и перспективным сектором областной экономики. То есть отстаиваемый нами принцип очевидно срабатывает. По остальным направлениям столь радужной картины не просматривается (хотя, напомним, в целом экономические тренды прошлого года в области скорее позитивны — см. отчет Минэкономики области. И не просматривается связи руководства с профессиональными сообществами. То есть имеем дело со ставленниками не кого-то, а над кем-то.

Мы, при этом, отнюдь не собираемся критиковать и рекомендовать кого-то конкретного к освобождению от должности и уж тем паче к назначению того или иного лица. Нам за это не платят, во-первых. А во-вторых, и в-главных, мы никоим образом не считаем себя компетентными в данном вопросе.

Но зато мы имеем достаточные основания предполагать тех, кто такой компетенцией обладает. И кто может и должен участвовать в принятие кадровых решений на уровне областного правительства. Естественно, что само решение остается за первым должностным лицом —губернатором. Но опираться он сможет на компетентное экспертное мнение.

Вот, скажем, есть в регионе у нас Ассоциация промышленников, которую последние два с половиной года возглавляет исключительно деятельный и активный человек —Олег Шаповал. Ассоциация, в том числе, приняла активное участие в работе над проектом бюджета -2017, смев продвинуть важные для себя позиции. И это правильно и хорошо — кто лучше Ассоциации промышленников может знать нужды промышленников региона? Нам кажется, что и в кадровом вопросе она должна занимать активную позицию. Это слишком важный на сегодняшний день вопрос, чтобы профессионалы могли себе позволить самоустраниться от его решения.

Господа, хватит сидеть в засаде! Давайте уже помогать руководству области двигать нашу экономику вперед!

Похожие статьи