Если б я стал губернатором…
Журналист
Журналист
Светлана Филиппова

Недавно вышедшая статья «Кто у нас «шут гороховый», или кого слушает губернатор?» не только наделала немало шума, но и привлекла на портал «Пенза-Онлайн» новых авторов. Вчера в нашу редакцию пришло письмо от пензенца Константина Александрова, который поделился своим мнением по поводу сегодняшнего состояния и развития Пензенского региона. Вашему вниманию мы представляем текст его письма с небольшими сокращениями и некоторыми стилистическими правками.

Всех неравнодушных жителей города мы также приглашаем высказаться по поводу сложившейся ситуации, а по возможности, привести конкретные предложения, как сделать губернию максимально инвестиционно и социально привлекательной. Кроме того, в рамках проекта «Пенза-Оффлайн» мы планируем на регулярной основе проводить круглые столы, используя их как площадку для обсуждения экономических стратегий и проблем области, чтобы глава нашего региона мог иметь информацию, альтернативную мнениям пензенских чиновников.

Администрация Пензы

«Если б я стал губернатором?» Провокационное название статьи, согласитесь, особенно с учётом того, что новый губернатор не правит ещё и года. Оно призвано обратить внимание читателей на одно, с нашей точки зрения, тревожное обстоятельство в жизни региона. Речь идёт о полном отсутствии стратегии развития Пензенской области. Вернее стратегия есть: брать федеральные субсидии любой ценой, даже если они наносят прямой вред нашей экономике, и пытаться изо всех сил, хотя бы на бумаге, исполнить всевозможные так называемые «социальные» обязательства.

Почему я написал «социальные» в кавычках? Поясню на примере города «Спутника».  Всем известный персонаж-застройщик получил и продолжает получать приличную прибыль, продавая жильё десятками тысяч квадратных метров. Естественно, что все это происходит на фоне бодрящей PR-кампании, восхваляющей прелести новой набережной и прочих благ этого микрорайона. Но ни в каком ролике вы не услышите, что благодаря «Спутнику», область была вынуждена взять на себя обязательства по строительству новой школы стоимостью 1 миллиард рублей. Также  теперь придётся тратить какие-то деньги и на организацию медицинского обслуживания новых горожан. При этом в тех сёлах, откуда люди переезжают жить в «Спутник», приходится закрывать и школы, и больницы, и детские садики. Итог такой стратегии, вернее её отсутствия — минус миллиард рублей.

Мне видится, что у  сложившейся ситуации может быть две причины:

 Первая — просто органическая неспособность и нежелание выстроить минимально связанные логические связи у тех лиц в областном правительстве, кто по должности должен этим заниматься. Речь идёт о министре экономике и его «команде». Причём это наследственные проблемы Министерства экономики. «Болезнь» неоперабельная, метастазы поразили все органы, и исправлением ситуации будет полный роспуск Министерства и набор в него принципиально других людей.

Вторая  — чиновники, которые понимают порочность сложившегося курса и имеют компетентное мнение, по разным причинам, в первую очередь, из желания сохранить свою должность, предпочитают не спорить с Губернатором, а бодро брать под козырёк в попытке исполнить любые, порою абсолютно абсурдные, поручения Губернатора. Эта проблема пензенского правительства также наследственная, но со сменой первого лица мы пока не видим смены подхода в управлении Буртасским краем.

Конечно, вопрос региональной стратегии, это не вопрос одной статьи и даже не десяти. Наши соседи из Татарстана при разработке своей Стратегии 2030 задействовали мысли и идеи более трёх тысяч человек, которые совместно трудились над ней три года. И результат действительно впечатляет.

Однако скажи об этой стратегии нашим «мыслителям» из Минэка, тебе тут же, даже не взглянув в документ соседей, прочитают лекцию о том, почему они конкретно это не сделали и не сделают. Тебе расскажут про отсутствие денег, людей и прочую чепуху, но палец о палец не ударят в попытке что-то изменить.

Хотя, с моей точки зрения наша стратегия уже выстрадана жизнью и лежит на поверхности.

Экономика региона уже органично вписалась в российское и международное разделение труда, заняв прочные позиции в следующих нишах:

a.              Производство кондитерских изделий;

b.             Производство верхней одежды;

c.              Разработка программного обеспечения;

d.             Производство металлических изделий (метизов);

e.              Приборостроение;

f.               Птицеводство.

Очевидно, что те скромные ресурсы, которыми обладает область, должны быть направлены на поддержку исключительно вышеприведенных отраслей, причём в объемах пропорционально налоговому вкладу отрасли в консолидированный бюджет региона.

Закономерно возникает вопрос: а где взять деньги на поддержку экономики, когда нам зачастую нечем платить зарплату бюджетникам? Давайте посчитаем вместе.

Первое. По разным оценкам мы тратим ежегодно на нужды государственного и муниципального управления около 3 млрд. рублей.  Эти расходы можно смело сократить в два раза, направив часть экономии на повышение производительности труда оставшихся чиновников (внедрив мотивацию по результатам, внедрив в работу современные информационные технологии). 800 млн. руб. экономия.

Второе. Расходы на профессиональный спорт в области составляют не менее 500 млн. руб.  Это затраты на пресловутые «Дизель» и «Зенит», содержание всевозможных школ олимпийского резерва, покупка олимпийских «легионеров», оплата подготовки участников Олимпиады в Рио-де-Жанейро. Черт возьми, где Пенза и где Рио??? 500 млн. руб. экономия.

Третье. Содержание всевозможных Дворцов спорта нам обходится от 600 до 800 млн. руб. в год. Точную сумму привести сложно, потому что эти затраты прячутся по разным уровням бюджетов и в разных госпрограммах. Удивительно, но при всей очевидной неподъемной тяжести содержания дворцов  для бюджета, мы продолжаем их строить! В ближайшее время вводится в эксплуатацию Ледовый дворец в Нижнем Ломове. Ледовый дворец в стране, где полгода зима, Карл! Видимо целесообразно поставить вопрос о передаче этих дворцов в управление бизнесу (в аренду, концессию или ещё как-нибудь). 600 млн. руб. экономия.

Четвертое. Содержание Киноконцертного зала и Филармонии нам обходится не менее чем в 100 млн. руб. в год. При том, что у нас есть прекрасный Драматический театр. Очевидно, что мы больше не можем содержать это великолепие и нужно договариваться с бизнесом об управлении этими объектами (см.п.3). 100 млн. руб. экономия.

Итого 2млрд.  руб. экономии.

Эти 2 миллиарда должны стать основой бюджета развития, бюджета нового типа, на базе которого мы построим экспортно ориентированную экономику, где под словом экспорт мы подразумеваем любую отгрузку за пределы Пензенской области.

Отдельная история с непосредственно «социальными» расходами. Мы можем сколько угодно тратить средства на строительство новых хирургических отделений, перинатальных центров и кардиоцентров, но если наше население не начнёт массово отказываться от курения и чрезмерного потребления алкоголя, все усилия останутся втуне. Вот почему крайне важен переход от спорта высших достижений к массовому уличному дворовому.

Очевидно, что если во дворе есть освещенная площадка с хорошим покрытием летом и льдом зимой, если во двор регулярно приходит дворовый тренер, то надо быть конченым дегенератом, чтобы не выйти вечером во двор с ребёнком. А это значит, что родитель в это время не курит и не пьёт. Сами площадки не будут стоить ничего бюджету: они будут построены силами ТСЖ или застройщиков, которые при этом будут руководствоваться областным стандартом благоустройства.

Другая история с образованием. Проблема заключается в переполненных классах, повышенной нагрузке на учителя, большом объёме отчётности и недофинансировании.  Очевидно, что без вовлечения софинансирования со стороны родителей, мы проблему не решим. Можно ханжески восклицать, что это задача государства, а мы платим налоги и пусть государство занимается этой проблемой. Но наши дети - это не проблема государства, это — наша проблема! 

А теперь давайте рассмотрим такую популярную, еще не так давно, тему, как инвестиционная привлекательность Пензенской области. Уж сколько потуг было сделано на этом поприще! И Мининвест создавали, и Корпорацию развитию мы содержим, и целый зампред в Правительстве был, отвечающий за инвестиции и прокатавший неизвестно сколько миллионов по загранкомандировкам. Только результат от всей этой суеты более чем скромный.

Позволим себе предположить, что в этой истории мы не смогли понять главного. А именно того, что основной наш инвестор живет в Пензе. Это наш предприниматель, который вместо инвестиций в свой бизнес, хранит доллары под подушкой, и это в лучшем случае, а в худшем — он уже купил небольшую гостиницу в Чехии и стрижет с нее свой маленький гешефт. Это наш выпускник вуза, который в очередной раз, чертыхнувшись после поездки в гнилой пензенской маршрутке и прогулке по утопающему в грязи и колдобинах пензенскому тротуару, собирает свой скромный чемодан и переезжает жить в Москву, при этом инвестируя в Москву свою молодость и энергию, свои таланты и дарования.

Рецепт инвестиционной привлекательности прост: рыба ищет, где глубже, человек — где лучше. Поставив во главу угла вопрос превращения Пензенской области в самый благоустроенный регион России, мы просто обречены перехватить поток российских мигрантов и инвестиций, утекающий в Европу. Зачем люди едут в Европу? Во многом,  за чистыми тротуарами и качественным образованием детей, ну и климат там мягче. Первые два фактора нам в силах быстро изменить, ну а то, что у нас зимой холодно, так в этом даже есть преимущество: мы можем 3 месяца кататься на лыжах и снегоходах, в общем-то, не отходя далеко от дома!»

 

Похожие статьи