Дело Востровой как лакмусовая бумажка для СМИ
Журналист
Журналист

Максим Денисов

Против редактора районной газеты Марины Востровой возбуждено уголовное дело. Об этом сообщила вчера пресс-служба Следственного комитета России. Это известие стало своеобразной лакмусовой бумажкой для журналисткой среды в Пензенской области. Ее профессиональной этики и профессиональной солидарности.
11.jpg

 

 

 

В чем дело?


По версии следствия «в период с января 2012 по ноябрь 2016 года редактор государственного автономного учреждения газеты «Знамя труда» зная, что в учреждении имеется просроченная кредиторская задолженность по обязательным платежам, в нарушение установленного порядка издавала незаконные приказы о своем премировании. В результате ее неправомерных действий учредителю — Департаменту информационной политики и средств массовой информации Пензенской области причинен ущерб на общую сумму свыше 120 тысяч рублей.

Кроме того, редактор газеты в указанный период незаконно составила фиктивные документы об установлении себе денежных надбавок за выполнение обязанностей секретаря, зная, что данная должность не предусмотрена штатным расписанием учреждения. В результате мошеннических действий подозреваемой были незаконно выплачены денежные средства на сумму более 140 тысяч рублей».

Многие, однако, как в журналистской среде, так и среди читателей никольской районки придерживаются мнения, что редактор пострадала из-за конфликта с власть имущими. Притом, что она сама принадлежала, если так можно выразиться, к некоей районной номенклатуре, уже по своей должности, по членству в партии «Единая Россия» и депутатскому мандату районного представительного органа.

 

 

 

 

Предыстория


Возбуждению уголовного дела, действительно предшествовал конфликт. Который и начался-то с какой-то ерунды. Вот цитата с портала PenzaPost от октября прошлого года (желающие могут ознакомиться с сутью конфликта подробно по этой ссылке).

«2 октября информационно-аналитический портал «Penza Post» опубликовал фрагменты письма, которое Администрация Никольского района направила редактору местной газеты «Знамя труда» Марине Востровой. Повод: чиновникам не понравилась статья Марины Востровой о «добровольно-принудительных» субботниках в Никольске. Для справки: с апреля по октябрь в городе прошло 9 субботников, на которые работников бюджетной сферы сгоняли чуть ли не в принудительном порядке».

Подумаешь, делов-то! Трудовые будни бюджетников известны всем! Однако местная администрация обиделась смертельно. Через некоторое время в редакции газеты была проведена проверка, в ходе которой были выявлены «нарушения», упомянутые в сообщении СКР (см. выше). Вострову уволили. Та, однако, не согласилась с таким решением и подала в суд. Который восстановил ее на работе и обязал выплатить ей компенсацию за вынужденный прогул в сумме 83 тысяч рублей плюс судебные издержки.

Тут, кстати, любопытно, что и.о. начальника департамента информационной политики и СМИ Пензенской области Евгений Сиротский утверждает, что решение суда ими выполнено . Однако денег этих Вострова пока так и не увидела.

Ну раз по-хорошему не ушла, надо по-другому! Любопытно, что инициатором возбуждения выступила не полиция, а непосредственно СКР. Что для такого рода дел необычно. Что уже дало многим повод говорить о «заказном характере дела»

 

 

 

 

Реакция коллег


Самым оперативным оказалась газета «Улица Московская» и ее журналист Евгений Малышев (газетная версия и более подробный вариант). Журналист высказал свою полную поддержку Марине Востровой, выразив уверенность, что ее хотят посадить за то, что она делала хорошую газету. Также он высказал сомнения в обоснованности заключения следствия — дескать по таким схемам работают все районные газеты, иначе им не выжить. И предположил, что дело «заказано» некими заинтересованными лицами из высоких кабинетов, которых он именует трогательно «нехорошие и омерзительные люди».

Если таковые и существуют, то они умеют незамедлительно нанести ответный удар. Известный некогда оппозиционный журналист Виктор Шамаев опубликовал в своем блоге весьма двусмысленную статью, в которой то ли критиковал, то ли одобрял профессиональную деятельность Востровой. Но «измазал» ее при этом изряднейшим образом: «Но на сайте не говорится, да и везде из биографии вычеркнуто, что перед тем, как сделать карьеру в прессе, она имела, мягко говоря, нелады с законом.

Очень долго, помнится, рассказывала автору о «наездах» бандитов, про какое-то серебро и о порядках в Кузнецком СИЗО, где имела честь пребывать… И на этом остановимся, не будем разглагольствовать, за что и почему имела «ходку», так как автор, служа в ту пору в известных органах, имел некоторое просто случайное к тому отношение. Дело давнее, всё забыто и снято, но когда в 2004 году услышал имя Востровой в роли редактора газеты "Знамя труда», весьма был удивлён…».

Ход хорош! И ничего, вроде не сказал, соблюдя закон и морально-этические нормы, согласно которым человек считается чистым перед законом и обществом, но и намекнул недвусмысленно. При этом у Шамаева не возникает мысли, что читателя тоже может удивить, что «сотрудник органов» вдруг стал журналистом…
  
Самым показательным стал комментарий председателя регионального отделения Союза журналистов России, главного редактор областной газеты «Пензенская правда» Павла Шишкина «Мне, честно говоря, не совсем понятно, причем здесь Союз журналистов России». Что, в принципе можно считать универсальным ответом на любой вопрос адресованный этой организации и ее главе.

Дело, по его мнению, экономическое, а политическое, а значит и нечего вмешиваться!  С нашей же точки зрения, экономические претензии слишком часто являются прикрытием для преследований по политическим и общественным мотивам, чтобы игнорировать их. А понятия профессиональной солидарности еще никто не отменял. И выражается она не в совместных поездках в Дагомыс!

 Мы адресуем Марине Востровой слова поддержки в этой трудной для нее жизненной ситуации. И следим за развитием событий.

 

 

Источник фото: http://www.znamyatrud.ru/

Похожие статьи