Алексей Шматко назначен защитником предпринимателей: от первого лица
Наталья Мокрецова
Наталья Мокрецова

Бизнесмен из Пензы, который в настоящее время проживает на территории Великобритании, был назначен уполномоченным представителем Омбудсмена по вопросам защиты прав предпринимателей в сфере экстрадиции, депортации, международного и федерального розыска в Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии.

444.jpg

Внимание власти к проблеме


Новость эта первой появилась на страничке в сети Facebook Дмитрия Григориади, омбудсмена при Уполномоченном президента РФ по защите прав предпринимателей Бориса Титова.

Каким образом пензенский бизнесмен, вынужденный в свое время покинуть Родину, и которого власти не оставляли в покое даже за границей до настоящего времени, вдруг удостоился такой чести?

Прокомментировать свое назначение мы попросили самого Алексея Шматко.

1.jpg

— Как появилась эта должность?

— Не секрет, что в настоящее время огромное количество предпринимателей в России подвергается несправедливым репрессиям. По данным статистики, которые представлены Уполномоченным при президенте РФ по защите прав предпринимателей, около миллиона российских бизнесменов сейчас находятся под следствием якобы за преступления в сфере экономической безопасности.

Это почти 20% от всего количества предпринимателей, осуществляющих деятельность на территории РФ. Количество большое и наводит на размышления.

photo_2017-12-19_22-09-04-1.jpg

В своем ежегодном Послании Федеральному Собранию Президент РФ Владимир Путин отметил:

— За 2014 год следственными органами возбуждено почти 200 тысяч уголовных дел по так называемым экономическим составам. До суда дошли 46 тысяч из 200 тысяч. Еще 15 тысяч дел развалилось в суде. Получается приговором закончились лишь 15% дел.

При этом абсолютное большинство — процентов около 80- 83% предпринимателей, на которых были заведены уголовные дела, полностью или частично потеряли бизнес. То есть, их попрессовали, обобрали и отпустили. И это, конечно, не то, что нам нужно с точки зрения делового климата, это прямое разрушение делового климата. Я прошу следственные органы и прокуратуру обратить на это особое внимание.

Исходя из этих данных, можно сделать вывод, что силовые структуры злоупотребляют своими полномочиями. Поскольку главное в этих сведениях как раз не в том — признали данных бизнесменов виновными или нет (а по большей части нет), а в том, что они потеряли свой бизнес, были разорены или их компании перешли другим людям.

Налицо признаки силового вмешательства в предпринимательскую деятельность, ограничения, которые мешают развитию бизнеса в нашей стране, делают ее неконкурентоспособной и снижают инвестиционную привлекательность во всем мире.

Вот что сказал сам Борис Титов в своем интервью от 13 декабря 2017 года газете Znak:

— Вы заявили, что готовите список бизнесменов, уехавших из России от уголовного преследования, которые при этом готовы вернуться, если дела против них прекратят. Насколько широк круг людей, о которых идет речь?

— Речь не идет о сотнях или тысячах, это десятки людей. Мы скоро опубликуем списки. Но сперва заручимся их согласием. По этой теме у нас работает специальный уполномоченный, адвокат Дмитрий Григориади, он собирает эти заявления. Это все вышло спонтанно, я приехал в Лондон, и ко мне обратился сперва один человек с этим вопросом, потом другие, третьи.

Ведь есть люди, которые после предъявления обвинения по предпринимательским статьям, не ждут, пока их посадят в СИЗО, а садятся в самолет и улетают в другую страну.

Это их выбор, и, как показывает опыт их товарищей, которые сидят в СИЗО, ни к чему хорошему иной выбор не приводит. Они находятся за границей, они объявлены в розыск, они годами ждут решения по их делам, потому что здесь о них просто забывают, следствие не ведется, дело не идет, но дело открыто. Они не могут вернуться в Россию и не видят выхода из создавшегося положения. Конечно, каждым делом надо заниматься отдельно, но выход может быть такой: дать им некоторую поблажку, чтобы они погасили ущерб, если таковой и в самом деле был нанесен, и дело было закрыто. Тогда они смогут вернуться.

— Алексей, а каким образом именно вы попали на эту должность?

— До 2007 года я работал в Пензе в компании «Газпром», после этого стал заниматься самостоятельным бизнесом. Мы проектировали и строили газовые объекты. Бизнес шел весьма удачно, что и стало причиной некоего наезда. 5 октября 2010 года я подал заявление в милицию, что стало причиной возбуждения громкого уголовного дела в Ленинской налоговой инспекции. А дальше началась заваруха…

В 2016 году Владимир Путин поручил ужесточить ответственность силовиков за необоснованное преследование бизнеса, а Титов подготовил поправки в Уголовный кодекс, которые предусматривают защиту предпринимателей от незаконных действий силовиков. Воспользовавшись новым заявлением Президента РФ, Алексей отправил обращение Путину и Титову.

— И меня услышали. Моим делом заинтересовались, а после создания Управления по вопросам защиты прав предпринимателей в сфере экстрадиции, депортации, международного и федерального розыска мне предложили занять место представителя Омбудсмена в Великобритании. 

Я считаю, что выбор сделан верный. Я — как никто другой обладаю всеми необходимыми для этой должности навыками и качествами. У меня имеется опыт ведения бизнеса в России, опыт защиты от преследования, экстрадиции и поисков политического убежища. И потом, я проживаю на территории Великобритании.

photo_2017-12-19_22-11-16-1.jpg

К слову сказать, здесь живет моя семья, родилась моя младшая дочь, получает образование старшая.  У меня также есть планы на будущее — создать свой стартап в IT-сфере, так как я по первому образованию программист.

Но при этом мне импонирует доверие, оказанное при этом назначении. Это значит и то, что государство признает тот факт, что я имею все необходимые качества для того, чтобы занимать эту должность, и верит в то, что я действительно помогу людям. А также я расцениваю это назначение, как жест, свидетельствующий о том, что мое доброе имя будет восстановлено, и на Родине меня перестанут считать преступником, нарушителем закона.

По статистике лишь 2% из населения страны могут быть предпринимателями. Предприниматель — это строитель и инноватор, который создает рабочие места и платит налоги. Но, к сожалению, в России отношение к предпринимателям стало местами негативным. Множество инстанций хотят его «доить» в прямом смысле этого слова. Россия, с ее ресурсами, как природными, так и человеческими, обязана стать ведущей экономикой в мире, как минимум.

photo_2017-12-20_04-11-40-1.jpg

Россия должна входить в тройку ведущих экономик, наравне с США и Китаем. И только свобода ведения бизнеса позволит этого добиться. Не секрет, что множество талантливых российских граждан сейчас создают компании в Силиконовой Долине или Лондоне, в Европе и даже Китае. Я уверен, что улучшение инвестиционного климата, о котором ратует Борис Титов, приведет не только к возвращению капиталов и мозгов на Родину, но и притоку иностранных инвестиций и технологий в Россию. По крайней мере, я и аппарат Бориса Титова будем прикладывать все силы для достижения этой цели.

3 февраля уполномоченный по защите предпринимателей Борис Титов в ходе своей поездки в Великобританию февраля встретился с живущими в Великобритании российскими предпринимателями, укрывшимся от заведенных в России уголовных дел, но планирующих восстановить свое доброе имя и вернуться обратно. По словам Бориса Титова, задачей его аппарата в данном случае является изменение меры пресечения для таких людей с целью дать им возможность отстаивать свои интересы в своей стране предусмотренными законом способами. И в данном случае, для Алексея Шматко также найдется много возможностей помочь соотечественникам.

Пожелаем Алексею удачи на новом посту, а нашим предпринимателям — подольше не становиться его потенциальными клиентами.

Фото из архива А.Шматко

Похожие статьи