Александр Елатонцев. Человеку не на своем месте посвящается
Журналист
Журналист
29 марта губернатор Иван Белозерцев уволил начальника правительственного Управления внутренней политики Александра Елатонцева. И что?



Вы жертвою пали в борьбе роковой


Первый вопрос, который может прийти в голову после сообщения об этой отставке — нужна ли вообще в региональном аппарате такая структура? С точки зрения власти — безусловно, да. Способная улавливать, наблюдать и анализировать настроения, царящие в обществе, а в идеале — контролировать и даже управлять ими. В первую очередь, конечно, — посредством средств массовой информации. В сверхидеале — нейтрализовать оппозиционно настроенные элементы (желательно, конечно, в фигуральном, а не в физическом смысле).

Если рассматривать работу Александра Аркадьевича под этим углом, то есть с позиций эффективности, то со своей задачей он явно не справился. Тут некоторые порталы даже называют его «первой сакральной жертвой», случившейся по итогам антикоррупционного митинга.

Любят наши правдорубы красивые словечки с иррациональным смыслом. Почему «сакральной»? Даже представитель России при Европейском суде по правам человека и замминистр юстиции Георгий Матюшкин, уволенный позавчера Путиным, не удостоился столь «лестного» эпитета со стороны СМИ. Поэтому не думаем, что отставка начальника областного управления вызовет особое брожение в умах широкой пензенской общественности. А то, что фигура Елатонцева и стиль работы его управления не соответствовали возложенным на них функциям — это да, признают многие.

Да, были люди в наше время…


Многим же приходит на память в этой связи деятельность Сергея Егорова, в губернаторство Василия Бочкарева занимавшего разные посты в Желтом доме, но всегда остававшегося куратором рассматриваемого направления. И его заслуги в плане сохранения здоровых настроений в обществе, как вынуждены сегодня признать многие, неисчислимы. Впрочем, и уровень образования «серого кардинала» был соответствующим: в свое время он защитил кандидатскую по теме морального разложения войск противника, и владел приемами нейролингвистического программирования.

Взять хотя бы тот факт, что в начале века за каких-то пару лет в Пензенской области был нейтрализован, а затем и уничтожен оппозиционный газетный пул в лице редакций «МК в Пензе», «Биржевой газеты» и «Новой газеты — Мир людей». Наблюдатели отмечают, что с тех пор в области установился статус-кво, при котором критика власти допускалась в пределах нахождения пензенского региона хотя бы не в последней десятке российского рейтинга СМИ по уровню гласности. И все было тип-топ.

Но нельзя же вечно почивать на лаврах Сергея Николаевича. К тому же с тех пор многое поменялось в самых разных — возрастной, политической, социальной и пр., — структурах общества, власти и самой оппозиции, в технологиях и способах влиять на умы. Тогда при большом желании можно было, конечно, не мытьем, так катаньем прекратить существование нескольких печатных изданий, но нереально сегодня бороться с видеороликами в интернете с их многомиллионными просмотрами. В диалоге с обществом нужно было находить новый язык.

Но инструментарий работников управления внутренней политики со времен Егорова, как представляется многим, не только не усовершенствовался, но стал еще более топорным. Одно дело — приказать отогнать пенсионеров от памятника Ленину или «мочить» оппонентов со страниц дружественных порталов, и совсем другое — предвидеть или даже предотвратить митинг из нескольких сот человек, скажем так, репродуктивного возраста.

Человек не на своем месте


Слово — нашему собеседнику, пожелавшему остаться инкогнито, но долго и хорошо разбирающемуся в тонкостях региональной политической кухни и проблемах взаимоотношений власти и общества. Его слова, конечно, приводятся с купюрами.

— Возможно, Елатонцев хороший директор школы кадетов, но как начальник управления внутренней политики — совершенно никакой. Он человек неплохой, достаточно толерантный, но абсолютно далекий от политики и по уровню образования, и по опыту. В первую очередь это видно по способу подбора им кадров. Там собрались совершенно удивительные люди с особым стилем мышления, что наложило свой отпечаток на стиль работы управления…

Два года назад 22 апреля серьезный резонанс в прессе вызвала новость о том, что по указке одного из сотрудников управления полиция разогнала участников ежегодного возложения цветов к памятнику Ленина. Еще один метод работы, насколько я знаю: сбор досье на людей, которые им кажутся оппозиционно настроенными, с последующим анонимным троллингом через файловые помойки…

Они должны понимать вот что: их назначает губернатор всей области, призванный заботиться о судьбе не только членов «Единой России», но и тех самых старичков, и той молодежи, которая вышла на недавний митинг. Надо иметь контакты, уметь разговаривать со всеми представителями общества, встречаться, обмениваться информацией, организовывать и приглашать на мероприятия. Их конечная цель — консолидировать общество, а не разделять его по принципу «ваши — наши»…

А сейчас особенно, когда политическая обстановка меняется очень существенно. Акция 26-го показала, что люди проснулись, начинают требовать своих конституционных прав. В этих условиях нужно с ними разговаривать. Даже спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко сказала: зачем прятать голову под крыло? Определяйте площадки и давайте с людьми разговаривать. А этим — невдомек. И их непосредственному шефу — в первую очередь. Очень схематично они понимают эту ситуацию: «Единая Россия» — это наши, а остальные — враги».

Поэтому то, что случилось – закономерно. Другой вопрос, кто там будет. На такие должности надо выбирать профессионалов, независимо от того, к какой партии они принадлежат. Достаточно образованных, понимающих ситуацию и умеющих разговаривать как с «левыми», так и с «правыми».

Поскриптум


По-видимому, вопрос «Кто там будет?» решится не раньше, как будет определена общегосударственная линия в этом направлении. Грубо говоря, возобладает ли в ней точка зрения, высказанная г-жой Матвиенко, либо противоположное мнение.

Что же касается сакральности в том смысле, как ее трактуют пензенские политтехнологи, согласимся, что губернатору следовало бы почаще обращать внимание на список пассажиров, давно уже едущих в первом эшелоне пензенской власти. И не бояться, по крылатому выражению Лукашенко, иногда «перетрахивать» аппарат, доставшийся в наследство от прежнего руководителя. К тому же эта процедура иногда весьма поднимает позитивный градус общественного настроения.
Источник фото: фото автора

Похожие статьи