13° ... 13°, ветер 3 м/с
94.09
100.53
Увидеть красоту, не замечая особенностей
Журналист
Журналист
Татьяна Мажарова

Выходной день, район Южной поляны, точнее та его часть, которую принято называть «промзоной». Вдоль улицы бесконечно тянутся унылые заборы и ангары всех типов, гаражи, пристрои. Невзрачные двери, брутальные железные лестницы, будки с охранниками — что интересного может проходить в таких неприветливых местах? Внезапно: модная фотосъемка. Хотя, почему внезапно? Не секрет, что снять просторное помещение для фотосъемок в центре любого города стоит немалых денег, но, однако, фотосъемка, о которой пойдет речь именно что неожиданная, особенно для нашего города.

Анастасия Виноградова
Анастасия Виноградова

Учредитель фонда «Без барьеров», модель международного уровня Анастасия Виноградова (г. Москва) задумала фотопроект «Зазеркалье» для того, чтобы показать обществу: люди с инвалидностью могут быть востребованы в индустрии моды, и особенности здоровья или физические недостатки вовсе не являются преградами для всевозможных достижений. Проведя ряд очень успешных выставок в столице, Анастасия решила, что пора работать с регионами. И при поддержке известного уже практически на всю страну пензенского проекта «Квартал Луи» путешествие в «Зазеркалье» совершают новые герои — 7 юношей и девушек из Пензы, являющиеся инвалидами-колясочниками.

Пройдя по территории объекта с многочисленными сооружениями к нужной двери и держа в уме фразу о втором этаже, я подумала, что место должно быть выбрано неслучайно, возможно в этом здании есть хотя бы какое-то подобие пандуса. Во время подъема по совершенно обычным лестницам родилась теория о том, что существует другой вход, но, уже войдя в фотостудию и увидев Настю, я поняла, что эта удивительная девушка может организовать вообще все на свете, и для нее действительно не существует барьеров. На совершенно очевидный в такой ситуации вопрос: «Как вам удалось сюда попасть?» Настя среагировала в духе «нам не привыкать» и начала рассказывать о своем проекте, попутно раздавая указания всем причастным — как раз начинался второй съемочный день.

Вообще, глядя на эту энергичную девушку с аристократической осанкой, необычной прической, умелым макияжем, татуированными запястьями и привлекающими внимание аксессуарами, создается впечатление, что коляска с кокетливым девчачьим рюкзачком на спинке — тоже тщательно продуманный аксессуар, а вовсе не угнетающий, наводящий на тяжелые мысли атрибут человеческой трагедии, а ведь именно такие ассоциации чаще всего возникают у людей, сталкивающихся с инвалидами.

Перед тем как начать съемки, ребята прошли мастер-класс по позированию — этому был посвящен первый день. Анастасия — первый в России имидж-консультант и стилист, специализирующийся на особенностях фигуры лиц с ограниченными возможностями здоровья, вместе со своей командой помогла шестерым новичкам освоиться с навыками, необходимыми фотомоделям, и только после этого ребят ожидали два съемочных дня. Визуальная концепция проекта включает два образа.

Первый: модель предстает перед фотографом в дизайнерском наряде. Неотъемлемый атрибут этой фотосъемки — инвалидная коляска. Смотрите, они красивы, они демонстрируют стильную одежду и никакие ограничения этому не помеха.

Анастасия Виноградова: Первый день — это классическая съемка в дизайнерских нарядах от пензенского модельера Ольги Букиной. Мне интересно работать с дизайнерами из тех регионов, в которые я приезжаю и планирую приезжать.

Второй день — это заявка на провокационную фэшн-историю, в которой раскрываются совершенно другие образы, другие внутренние качества наших героев, здесь мы говорим о праве на сексуальность независимо от состояния здоровья. Это будет очень красиво и неоднозначно. Ребята к этому готовы, у нас с ними был разговор. Хотя к таким съемкам нельзя быть готовым до конца, потому что даже когда мы снимали первый проект, наши модели думали я шучу, говоря о том, что кроме задрапированной ткани и дизайнерских аксессуаров на них не будет ничего. Но когда они увидели результат, то были поражены тем фактом, что они смогли так поработать и тем, насколько интересно были созданы образы.



Одна из моделей — девушка по имени Мунира появляется в коридоре и направляется к чайному столу. Стилисты еще не закончили свою работу с Мунирой, но по первым штрихам мейк-апа, по невероятной прическе становится ясно, что совсем скоро она предстанет в необычном образе. По словам Муниры ей захотелось участвовать в этом проекте сразу же, как только она о нем узнала, и для нее это в первую очередь не стремление доказать что-то самой себе, это посыл во внешний мир. Себе на фотографиях она нравилась всегда, с этим проблем не было, «Зазеркалье» — это борьба с комплексами, но в данном случае — с комплексами окружающих. На мой вопрос «Изменит ли этот проект что-то в нашем городе?» Мунира не раздумывая ответила, что надеется, что люди станут более уверены в себе.



Из гримерки тем временем выезжает первый полностью готовый к съемкам участник Алексей Сеитов и своим появлением вызывает немало эмоций у всех, кто пришел в фотостудию. По словам фотографа проекта Александра Бондарева, Алексей уже вчера произвел фурор своим характером, способностью перевоплощаться, умением слышать участников съемочной команды, а сегодняшний брутальный образ обещает всем еще больше сюрпризов.



Алексею помогают пересесть на обычный стул. Вызов принят: коляску закатывают в дальний угол студии. Ничего не знающий о модели человек, который увидит фотографию, не догадается, что перед ним инвалид-колясочник.

Александр Бондарев: Подход в работе с инвалидами на фэшн-съемке ничем не отличается от подхода в работе с обычными моделями, участвующими в коммерческих съемках. Вчерашний день показал, что ребята способны отлично работать. Многие девчонки на первых порах, пока их красили, одевали-обували очень волновались и переживали, но оказавшись в студии, очень быстро стали показывать отличные результаты.

Съемочный процесс действительно не нес в себе никаких особенных элементов преодоления и какого-то феерического шоу преображения.

С обычными моделями фотографы же не сюсюкаются, а максимально емко формулируют свои пожелания, сердятся на их невыполнение, хвалят за точно пойманные смыслы, могут «подколоть» переигрывающих или подурачиться вместе, настроившись на одну волну — так и тут все то же самое.

Анастасия Виноградова: «Зазеркалье» — не социальный проект, призванный еще раз обратить внимание на инвалидов и пожалеть их. Это проект о моде, который говорит о конкурентоспособности моделей в данной индустрии независимо от состояния здоровья. В Москве, в других странах участие dismodels (моделей с особенностями) в показах, съемках очень распространено. Я считаю, что мир моды открыт каждому. Мы не преображаем людей, мы помогаем им раскрываться, они изначально уже очень целостные, они красивые, ухаживают за собой. Моделью может стать не каждый, надо иметь определенные параметры, включая возрастной ценз (до 35 лет), обладать харизмой и очень большой уверенностью в себе. Наша главная задача — научить их работать в сфере моды.

Тем временем интеграция в модную индустрию людей с ограниченными возможностями в некоторых странах мира уже выходит за рамки незнания о физических недостатках моделей. Немало смелых и красивых людей появляются на фото, не скрывая шокирующих для кого-то подробностей, не выбирая ракурс, маскирующий физический недостаток, а некоторым свои особенности не удастся скрыть при всем желании (например, моделям-аутистам).

Анастасия Виноградова всячески подчеркивает, что «Зазеркалье» — это не шок-проект, не ломка стереотипов, не стремление доказать кому-то что-то, физические недостатки моделей не скрываются, но и не подчеркиваются. К людям с особенностями нет какого-то особого, снисходительного отношения. «Зазеркалье» — одна из реальных возможностей для инвалидов зарабатывать деньги в нашей стране. То есть речь идет именно о передачи в руки нуждающемуся удочки, а не рыбы.

Самые удачные фотографии участников из Пензы в дальнейшем будут экспонироваться на общей выставке «Зазеркалья», ну а достигнет ли кто-то из них главных целей — контрактов с известными брендами одежды, косметики или аксессуаров, фотографий в каталогах или участия в подиумных показах, будет ясно уже по завершении работы проекта.

Похожие статьи